Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Мотолодки, катера, яхты>>> Уроки для начинающих воднолыжников - учимся кататься на водных лыжах

Уроки для начинающих воднолыжников - учимся кататься на водных лыжах

Школа для начинающих

Чтобы помочь тем, кто хочет расширить спектр использования своей мотолодки или катера, мы решили открыть воднолыжную секцию для начинающих, вести занятия в которой будет один из старейших наших воднолыжников, победитель первого чемпионата СССР и первый мастер спорта СССР по водным лыжам Юрий Иванович Жуков.

Итак, желаем успехов на водной лыжне!

Урок 1. Прежде, чем выйти на воду

Начать наше первое занятие, к огорчению некоторых, придется на берегу.

Сначала — небольшая справка о том, что нам понадобится.

Водные лыжи и крепления различных типов выпускаются промышленностью и продаются в магазинах спорттоваров; там же можно приобрести и буксировочный фал с рукояткой (лучше не пожалеть денег и купить «фирменный» трос — он отвечает всем требованиям надежности и безопасности).

Рис. 1. Основные размеры парных прогулочных водных лыж.
Рис. 1. Основные размеры парных прогулочных водных лыж

Для первых выходов на воду больше всего подходят парные прогулочные лыжи, которые «прощают» многие ошибки.

При желании простейшие прогулочные лыжи можно изготовить самостоятельно из легких сортов дерева с последующим покрытием водостойкой краской. Основные размеры парной лыжи такого типа приведены на рис. 1. В последнее время наиболее распространены прогулочные лыжи, имеющие в плане форму «банана». Максимальная ширина bmax колеблется от 18 до 22 см в зависимости от мощности двигателя и веса спортсмена (естественно, чем «слабее» мотор и тяжелее лыжник, тем большую площадь должны иметь лыжи).

Рис. 2. Диаграмма для определения длины прогулочных лыж в зависимости от веса лыжника и скорости катера Vk
Рис. 2. Диаграмма для определения длины прогулочных лыж в зависимости от веса лыжника и скорости катера Vk

Длину лыж для начинающих вы можете определить по диаграмме (рис. 2), сообразуясь со скоростными возможностями катера и собственным весом. Если в вашей группе несколько человек, которые будут учиться на одних лыжах, при выборе размеров ориентируйтесь на самого тяжелого спортсмена (хотя, конечно, лучше, если все приблизительно одного веса).

Успех на водной лыжне зависит и от правильности установки креплений. Для эффективного управления лыжами нужно, чтобы вес лыжника был приложен к центру тяжести лыж. Поэтому действуем так: лыжу с установленным направляющим килем приводим в равновесие на клиновидной опоре и отмечаем центр тяжести поперечной линией (рис. 3), с которой совмещаем задний срез носковой части резинового крепления. Пяточную часть крепления устанавливаем после подгонки по размеру ступни.

 

Рис. 3. Установка креплений на парных водных лыжах.
Рис. 3. Установка креплений на парных водных лыжах

Залогом успешных стартов на воде является освоение имитационных упражнений на берегу. Все они очень просты, но при этом достаточно эффективны.

Очень полезна для новичков имитация старта на... траве. Обучающийся надевает лыжи и принимает положение группировки: спина прямая; туловище слегка отклонено назад; руки согнуты в локтях под углом 90° и прижаты к туловищу; ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях; взгляд направлен вперед. «Тренер» берет свободный конец фала в 3—4 м от рукоятки и готовится тянуть (рис. 4).

Рис. 4. Положение группировки при имитации старта на берегу.
Рис. 4. Положение группировки при имитации старта на берегу

«Лыжник» дает сигнал «готов» и закрепощает стойку, напрягая мышцы рук и ног и слегка отклоняясь назад. Когда «тренер», натягивая фал, начинает тянуть «лыжника» на себя, нужно противодействовать этой тяге упором ног о лыжи. Положение группировки сохраняйте и после начала движения.

Повторите «старт» несколько раз, увеличивая тягу и доводя ее до значительного рывка. Если вы научились сохранять равновесие и переходить к устойчивому движению, значит, это получится и на воде.

Но прежде чем принять первый настоящий старт, давайте вспомним основные правила безопасности.

Думаю, что всем понятно: неумеющему плавать на воде делать нечего. Но и умение плавать не освобождает начинающего воднолыжника от использования спасательных средств — воднолыжного пояса, жилета или нагрудника.

Внимательно осмотрите лыжи, крепления и фал — нет ли острых и выступающих частей, о которые можно пораниться. Крепления должны обеспечивать беспрепятственное освобождение ног при падении. Проверьте надежность крепления рукоятки к фалу — даже малейшие ее перемещения по тросу недопустимы.

Акватория, на которой вы будете проводить тренировки, должна быть свободна от надводных и подводных (на глубине до 1,5 м) препятствий. Прикиньте, достаточно ли на ней места и не помешаете ли вы движению. Если какое-то место облюбовали любители купания, держитесь от него подальше.

Запомните, что в случае падения надо сгруппироваться и отпустить рукоятку. Вынырнув из воды, обязательно дайте сигнал тем, кто находится в катере. Если вы готовы продолжить, поднимите руку вверх — это сигнал «все в порядке».

Рис. 5. Сигналы воднолыжника: а — «все в порядке»; б — «увеличить скорость»; в — «уменьшить скорость»; г — «скорость нормальная»; д — «направление поворота».
Рис. 5. Сигналы воднолыжника: а — «все в порядке»; б — «увеличить скорость»; в — «уменьшить скорость»; г — «скорость нормальная»; д — «направление поворота»

Знание сигналов воднолыжника — залог безопасности тренировок (рис. 5).

• Перед стартом наблюдатель осведомляется о готовности лыжника и при ответе «Готов!» или просто кивке головой дает указание водителю начать движение.

• Если вы хотите увеличить скорость, сделайте несколько движений снизу вверх рукой, сжатой в кулак с отведенным вверх большим пальцем.

• Сигнал уменьшения скорости подается аналогичным образом, только большой палец отведен вниз и движения делаются сверху вниз.

• Если скорость вас устраивает, покажите большим и указательным пальцем букву «О».

• Для указания стороны поворота катера сделайте отмашку рукой в нужном направлении.

Только отработав на берегу «теорию» и научившись успешно принимать «сухопутный старт», будущий воднолыжник может считать усвоенным первый урок, открывающий ему путь на воду.

Урок 2. Старт — половина успеха

Ощутить себя настоящим воднолыжником можно, только научившись успешно принимать старт. Для начинающего это самый важный, ключевой момент. Неудачи при первых попытках, осуществленных методом проб и ошибок, отнимают много сил и, в конечном счете, приводят к разочарованию.

Не стоит ломиться в дверь, когда есть ключи. Так и в водных лыжах: все оказывается достаточно простым, когда знаешь всего лишь несколько маленьких хитростей. (Это, кстати, относится и к новичкам, и к достаточно опытным спортсменам, разучивающим сложные элементы.)

Тем, кто занимается в воднолыжных секциях, «ключи» дает тренер. А вам советую внимательно изучить все рекомендации, изложенные ниже.

Сначала рассмотрим, какими способами можно принять старт. Для начинающих их три: с неподвижной опоры, с плавсредства и из воды.

В качестве неподвижной опоры могут служить береговые мостки, причал или специальная скамейка, укрепленная на вбитых в дно водоема кольях. Глубина рядом с ними должна обеспечивать беспрепятственный подход катера-буксировщика — если не вплотную, то, по крайней мере, на длину буксировочного фала. А глубина непосредственно у опоры должна быть такой, чтобы исключить «зацеп» воднолыжника за дно во время старта — воды должно быть где-то по пояс, не меньше.

Итак, вы успешно освоили имитационные упражнения на берегу и решили попробовать свои силы на воде. Легко понять ваше нетерпение, но для того, чтобы все прошло гладко, давайте ненадолго остановимся и на некоторых «технических» моментах.

Для начала окинем критическим взором буксировщик. Очень хорошо, если им окажется серьезный катер со стационарным двигателем. Но сойдет и мотолодка с «подвесником» в 25—30 сил. Оптимальный вариант, когда она оборудована «полным» дистанционным управлением: руль, газ и реверс. Если ДУ реверсом не работает или его вообще нет, а передний ход включается только ручкой на моторе, водителю в момент старта лучше управлять лодкой за румпель — это позволит избежать рывков и падений лыжника. При необходимости отрегулируйте двигатель: он должен быть достаточно приемистым, набирать обороты равномерно, без «провалов» и не глохнуть при включении переднего хода на малых оборотах. Проверьте, позволяет ли ДУ полностью открывать дроссельную заслонку карбюратора, ведь от мотора потребуется вся его мощность.

Рис. 6. Способ крепления буксировочного фала на мотолодке с подвесным мотором.
Рис. 6. Способ крепления буксировочного фала на мотолодке с подвесным мотором

Теперь — о креплении фала. Надо сказать, что самодеятельные воднолыжники порой относятся к этому вопросу весьма легкомысленно. Многие из них считают, что фал можно крепить за что угодно, кроме, разве что, шеи водителя. А между тем грамотно укрепленный фал — это не только безопасность, но и удобство. Требуется меньше дополнительных усилий для удержания катера на курсе.

На специальных катерах-буксировщиках фал крепят к невысокому пилону, укрепленному в ДП. На мотолодке с подвесным мотором лучше привязать его так, как показано на рис. 6. Для крепления фала удобно использовать ручки на транце, а если их нет — швартовные утки. Все узлы должны быть нескользящими!

Теперь об «экипаже». Обычно на катере находятся два человека: водитель и наблюдатель, который сидит спиной к движению. Но не исключено, что обычная моторка с двумя человеками на борту лыжника «не потянет». В этом случае будет достаточно одного водителя, важно лишь обеспечить ему возможность наблюдать за спортсменом, не отвлекаясь от управления лодкой. В этом ему поможет панорамное зеркало заднего вида, установленное «по-автомобильному» — у верхней кромки ветрового стекла.

Внимания потребуют и лыжи, прежде всего— крепления. Их надо тщательно отрегулировать. (Кстати, не советую при первых стартах пользоваться спортивными креплениями-«сапогами», плотно охватывающими ногу. Это небезопасно!) У большинства креплений регулируется пяточная часть. Устанавливаем ее так, чтобы вставить ногу в мокрое крепление можно было с одной-двух попыток. На суше эта операция выполняется следующим образом: смоченную водой ногу вводим в носковую часть крепления, оттягивая пяточную часть двумя руками назад; затем резко притоптываем лыжей о стартовый настил с одновременным движением стопы вперед. Если при этом требуется слишком много усилий, значит, крепление туговато, его надо ослабить.

Старт с неподвижной опоры. Лыжи надеты, и можно приступать к взятию старта с неподвижной опоры в положении сидя.

Для начинающего старт пройдет наиболее гладко, если при правильном предстартовом положении крепления лыж будут находиться в воде у самой поверхности. Соответственно надо выбрать высоту стартового настила. Воднолыжник сидит на краю настила, удерживая верхним хватом трапецию.

Рис. 7. Старт с неподвижной опоры.
Рис. 7. Старт с неподвижной опоры

Локти прижаты к туловищу (ключ!), носки лыж слегка приподняты над поверхностью воды (рис. 7, а).

По команде «Готов!» с момента начала движения катера нужно закрепостить данное положение, немного отклонившись назад (рис. 7, б) и, когда трос натянется, сделать упор лыжами о воду, оставаясь в закрепощенной стойке.

Не отпускайте трапецию вперед (ключ!). Не беспокойтесь, даже на маленькой скорости вода уже будет вас «держать».

При плавном увеличении скорости старт будет успешным. Первое время новичку можно продолжать движение в закрепощенной стойке с согнутыми в коленях ногами (рис. 7, в).

Смотреть при старте нужно вперед по ходу движения (ключ!), а не на лыжи, что неизбежно приведет к падению вперед.

В момент старта не рекомендуется высоко поднимать концы лыж из воды (что создает значительное сопротивление движению) и сильно приседать после схода с настила.

Движение в закрепощенной стойке хотя и является устойчивым, требует очень большого напряжения многих групп мышц. Поэтому нужно как можно быстрее перейти в нормальную стойку (рис. 7, г).

Старт из воды. А если старт не получился, можно повторить попытку — на этот раз из воды. Теперь вы, наверное, поняли, почему на прошлом занятии была настоятельно подчеркнута необходимость иметь спасательный жилет. Он не только страхует спортсмена на случай серьезного падения или травмы, но и помогает выполнить старт из воды.

Надо сказать, что надеть в воде слетевшие при падении лыжи — дело не простое. Лучше эту операцию отработать заранее. Взяв лыжу за носковую часть крепления и держа ее под углом около 45° к поверхности воды, подтяните колено к груди и толчком вставьте ногу в носковую часть. Затем сделайте глубокий вдох, опустите голову в воду и, захватив обеими руками пяточную часть крепления, резким движением ступни вниз и вперед окончательно закрепите лыжу.

Рис. 8. Старт из воды.
Рис. 8. Старт из воды

Если предстартовое положение лыжника является правильным, старт будет удачным. Ожидая начала движения катера, сгруппируйтесь (рис. 8, а). Концы лыж должны немного выступать из воды, а буксирный трос располагаться между ними. Постарайтесь как можно точнее направить лыжи в ту сторону, в которую вас потянет катер. Удерживайтесь в этом положении, балансируя свободной рукой (другая держит трапецию).

Как только фал начнет натягиваться, захватите рукоятку обеими руками и подтяните ее к туловищу, прижав локти к бокам. Отклоняясь назад, упирайтесь лыжами в воду (рис. 8, б). Из положения группировки (рис. 8, в) переходите к нормальной стойке (рис. 8, г).

Старт с плавсредства. В начале упоминалось, что стартовать можно и с плавсредства. Например, с носовой палубы мотолодки или баллона «надувнушки». На первый взгляд, это практически то же самое, что и старт с мостков. Но различие все же есть.

Рис. 9. Простейший вариант тренажера, смонтированного на мощном катере.
Рис. 9. Простейший вариант тренажера, смонтированного на мощном катере

Дело в том, что некоторое время после начала движения лыжник продолжает иметь опору, ибо лодка, на которой он сидит, движется вместе с ним. фал здесь натягивается не так резко, как при старте с настила, что позволяет новичку плавно перейти в нормальную стойку. При достижении определенной скорости (вы почувствуете это сами) нужно усилить упор лыжами о воду, приподняться над опорой и продолжать свободное движение.

В заключение расскажу о достаточно простом тренажере, который позволит новичку без особого труда овладеть техникой простейших стартов. Если вы располагаете достаточно мощным катером, установите на нем «стрелу» из трубы, как показано на рис. 9. Воднолыжник может просто держаться за трубу, а можно сделать и несложную проводку через блоки, позволяющую «отпускать» лыжника от катера на длину фала. Удаление спортсмена от борта катера — не меньше метра.

Ю. И. Жуков.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте