Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Туристский катер «Сивуч»
  

Туристский катер «Сивуч»

Туристский катер «Сивуч»

В редакционной почте «Катеров и яхт» в последние годы все чаще появляются письма с просьбой опубликовать чертежи для самостоятельной постройки комфортабельного и экономичного катера, рассчитанного на 5-6 человек, обладающего достаточно высокими мореходными качествами для плавания по смешанным туристским маршрутам — по большим рекам с выходом в крупные водохранилища и озера. Такие письма приходят в редакцию с берегов великих сибирских рек, из бассейнов Днепра и Волги, с северо-запада страны.

Как подчеркивают наши корреспонденты, скорость особенно большой роли не играет: важно, чтобы катер был уютным и надежным домом на воде, который, однако, мог бы перемещаться независимо от состояния погоды. Оговаривается чаще всего и еще одно условие: чтобы расходы на горючее не оказывались слишком обременительными для семейного бюджета.

Проект подобного катера интересует, как выяснилось, не только индивидуальных судоводителей-любителей, но и профсоюзные коллективы ряда предприятий, которые имеют собственные базы отдыха на берегах рек и озер и обладают соответствующими материально-техническими возможностями для постройки небольшого судна. Нам представляется, что публикуемый проект может удовлетворить обе категории строителей.

Катер довольно прост по конструкции, тем не менее его постройка требует наличия у строителя определенного опыта и во всех случаях — аккуратности в работе. Лучше, если «Сивуч» будет для тех, кто собирается его строить, не первой лодкой; иначе не удастся избежать многочисленных переделок и излишних затрат труда. Да и вообще постичь премудрости деревянного (да и любого другого) судостроения по книгам очень трудно — многое постигается только собственным опытом. Все же судостроителю-любителю, приступающему к постройке «Сивуча», будут полезны книги: «15 проектов судов для любительской постройки» и Г. В. Ефремова «Сборщик деревянных судов» (Л., Судостроение, 1968 г.)

Основные данные катера «Сивуч»
Длина наибольшая, м 8,50
Длина по КВЛ, м 7,75
Ширина наибольшая, м 2,88
Высота борта на миделе, м 1,19
Осадка габаритная, м 0,7
Водоизмещение по КВЛ, м³ 3,7
Мощность двигателя, л. с. 20-50
Скорость, км/ч 12-18
Пассажировместимость, чел. до 10

Общий вид катера «Сивуч»
Общий вид катера «Сивуч»
1 — забортный трап; 2 — швартовная утка; 3 — трубчатое ограждение — поручень; 4 — фонарь отличительного огня; 5 — деревянный поручень; 6 — иллюминатор (только на правом борту); 7 — стойка топового огня; 8 — открывающийся иллюминатор в туалете; 9 — вентиляционная головка; 10 — аварийный и вентиляционный люк; 11 — носовой релинг; 12 — роульс для якорного каната; 13 — киповая планка; 14 — круглый иллюминатор; 15 — открывающийся иллюминатор в лобовой стенке рубки; 16 — заправочная горловина топливных баков; 17 — кожух двигателя, наверху — столик; 18 — сиденье-рундук; 19 — кокпит; 20 — выгородка (выступ спальной каюты) — сиденье; 21 — сдвижная крышка люка; 22 — спасательный круг; 23 — площадка для купания и швартовки.

Выбор размерений «Сивуча» определялся желанием разместить 5-6 человек в трех отдельных каютках, причем одна из них должна была быть расположенной изолированно — в кормовой части катера. Это оказалось возможным при длине корпуса не менее 8,5 м. Да и при такой длине для получения в кормовой каюте двуспальной койки полной длины пришлось сделать «врезку» в кокпит, где выгородка над ногами лежащих служит сиденьем. Конечно, ширина катера позволяет расположить койку и поперек катера — у самого транца, но, как показывает опыт, поперечные койки всегда оказываются менее удобными (хотя бы из-за качки и крена судна).

Двигатель предлагается установить в кокпите, закрыв выступающую над его платформой часть капотом. При таком расположении строитель имеет определенную свободу в выборе двигателя и типа передачи на гребной вал. Размеры «моторного отсека» позволяют установить в нем двигатель от легкового автомобиля «Волга» или от «Москвича» со штатной коробкой передач или с угловым реверс-редуктором. Здесь может быть поставлен и тракторный дизель — даже с воздушным охлаждением (если предусмотреть отвод горячего воздуха от дизеля, например, в фальшивую дымовую трубу). Предусмотренное расположение двигателя вблизи центра тяжести катера благоприятно и с точки зрения посадки судна на воде, так как исключается возможность возникновения чрезмерного ходового дифферента на корму.

Вообще говоря, приступать к постройке «Сивуча» можно только после того, как будут решены все вопросы, связанные с выбором двигателя и передачи. Оптимальным для данного катера вариантом был бы именно дизель, однако приобрести специальные судовые дизели с отслуживших свой срок рыболовных ботов или спасательных шлюпок можно только случайно. При ограниченной мощности (18-23 л. с.) эти судовые дизели громоздки и имеют излишне солидный вес, зато они уже снабжены реверс-редуктором и охлаждаются забортной водой. Тракторный дизель, пригодный для восстановления и службы на катере, достать проще, но при этом придется оборудовать его реверсивным устройством и модернизировать систему охлаждения.

Более доступны, но и менее экономичны автомобильные бензиновые двигатели. Их можно устанавливать на катере после соответствующей доработки коробки передач и системы охлаждения. Эксплуатировать их следует на мощности не выше 50-60% номинальной, которую они развивают на автомобиле. На таком режиме и на скорости 15-17 км/ч будет реально рассчитывать на расход топлива порядка 0,5-0,6 кг/км.

Остроскулые обводы катера рассчитаны на плавание с относительной скоростью — числом Фруда Fr=v:√gL=0,40-0,57. Транец лишь частично погружен в воду; это обеспечивает плавное обтекание корпуса без значительных завихрений на малых скоростях и срыв потока — на максимальной скорости, при переходе к глиссированию.

Теоретический чертеж корпуса катера «Сивуч»

Теоретический чертеж корпуса катера «Сивуч»

Таблица ординат теоретического чертежа катера

Линия № шпангоута
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (тр)
  Высоты от ОП, мм
Киль 230 5 0 0 21 46 79 118 160 198 215 235 272 305
Скула — СК 715 615 531 468 422 395 377 375 362 355 352 353 353 356
Борт — ЛБ 1
5
6
0
1
5
1
5
1
4
7
0
1
4
2
3
1
3
8
6
1
3
5
1
1
3
2
1
1
2
9
7
1
2
8
0
1
2
6
9
1
2
6
4
1
2
6
2
1
2
6
2
1
2
7
0
  Полушироты от ДП, мм
Скула — СК 3
3
0
7
5
0
9
8
0
1
1
3
4
1
2
3
0
1
2
8
0
1
3
0
0
1
3
0
4
1
3
0
0
1
2
8
6
1
2
7
8
1
2
6
5
1
2
3
5
1
1
9
0
Борт — ЛБ 8
2
2
1
1
5
2
1
3
2
8
1
4
1
0
1
4
3
8
1
4
4
0
1
4
3
0
1
4
2
1
1
4
1
2
1
3
9
5
1
3
8
2
1
3
7
0
1
3
3
0
1
2
9
0
Примечания: 1. Ординаты даны по наружной обшивке. 2. Основная плоскость ОП расположена на 460 мм ниже КВЛ. 3. Высоты для транца даны в истинном виде, с учетом его наклона. 4. Дополнительные конструктивные шпангоуты 8' и 10' изготавливаются по месту — в собранном и обшитом корпусе. 5. Шпация — 630 мм.

Заметим, что, если строитель располагает дизелем мощностью около 20 л. с. с редуктором, обеспечивающим частоту вращения гребного вала около 1000 об/мин, это будет очень удачный экономичный вариант — имеет смысл устанавливать именно этот двигатель. Скорость катера снизится до 12 км/ч, но винт достаточно большого диаметра будет обеспечивать тягу, необходимую, чтобы преодолеть дополнительное сопротивление движению при сильном встречном ветре или на волнении.

И еще один совет. Если есть возможность удлинить корпус на 1-1,2 м, делайте это без колебаний. Это не так уж и сложно — надо «отодвинуть» транец назад на 1-2 шпации. Помимо увеличения полезного объема корпуса это даст приближение режима эксплуатации катера к наиболее выгодной относительной скорости, при которой доля волнового сопротивления будет существенно ниже (см. статью «Размерения и обводы водоизмещающего катера»). В этом случае потери скорости из-за увеличения размера и веса не будет; наоборот, при той же мощности двигателя скорость даже несколько повысится.

В то же время следует предостеречь от установки на «Сивуч» двигателя мощнее 50 л. с. Существенного прироста скорости не получится, хотя расход горючего существенно возрастет; катер будет идти с большим дифферентом на корму. Для более высоких, чем 18-20 км/ч, скоростей уже необходимы другие обводы кормовой части корпуса.

Существенной деталью корпуса является плавник, закрепленный к килю. Он обеспечивает устойчивость катера на курсе при сильных боковых ветрах, а также предохраняет от поломки винто-рулевой комплекс при посадке на мель. К слову сказать, для упрощения конструкций руль можно навесить на транец; в этом случае отпадет необходимость в устройстве гельмпорта с сальником, упростится и штуртросовая проводка.

Благодаря хорошей остойчивости и высокому надводному борту «Сивуч» может выходить в открытые водохранилища при волнении до 3 баллов (максимальная высота волны — 1,2 м). Если выполнить платформу кокпита водонепроницаемой, а отверстие люка под двигатель и вырезы в переборках для дверей снабдить комингсами высотой 100-150 мм, катер будет практически незаливаемым. Платформа кокпита поднята над ватерлинией, что позволяет установить сливные шпигаты (желательно — с невозвратными клапанами) для удаления попавшей в кокпит воды за борт.

При открытом капоте двигатель, установленный в кокпите, становится легко доступным для обслуживания. Топливные баки, расположенные по бортам от него, следует отделить от моторного отсека продольными переборками. Отсеки, в которых установлены баки, необходимо оборудовать надежной вентиляцией.

Для удобства осмотра и ремонта баков в платформе над ними следует предусмотреть съемные листы; эти листы следует крепить к набору шурупами или винтами — без применения клея (разумеется, с уплотнительной прокладкой для герметизации).

Выхлопной трубопровод от двигателя можно вывести в правый борт, а лучше всего провести его по правой скуле в корму и сделать выпускное отверстие в транце на уровне ватерлинии.

Несколько слов об общем расположении катера.

Общее расположение катера «Сивуч»

Кормовая каюта имеет небольшую высоту — всего 1,25 м, однако, как показывает опыт, этого вполне достаточно, учитывая ее основное назначение: служить спальным помещением. При семейном плавании ее можно предоставить детям. При наличии на борту гостей сюда, отдавая долг гостеприимству, может переместиться владелец катера.

Самое светлое и высокое (около 2 м в свету) помещение в средней части судна отведено под салон. Здесь же на левом борту оборудованы пост управления катером и камбуз. Стол по правому борту необходимо сделать съемным или опускающимся до уровня поперечных сидений; это позволит превращать обеденный уголок в спальное место для двух человек. Матрацами могут служить спинки сидений, укладываемые на столешницу.

Носовой двухместный кубрик отделен от салона двойными переборками, между которыми расположены туалет и платяной шкаф. Высота в кубрике 1,6 м; в крыше рубки сделан люк для вентиляции помещений и работы со швартовными и буксирными концами, крепящимися за носовую утку.

Во всех трех каютах в рундучках (под койками и диванами) и на полках имеется достаточно места для размещения походного снаряжения и личных вещей.

При небольшом удлинении корпуса дополнительные спальные места можно будет оборудовать и на платформе кокпита — под тентом, но этот вариант рекомендуется при эксплуатации «Сивуча» преимущественно в широтах с теплым климатом.

Конструктивный продольный разрез, набор палубы и вид на набор днища катера «Сивуч»

Конструктивный продольный разрез, набор палубы и вид на набор днища
увеличить, 2128х2405, 203 КБ
1 — комингс рубки, фанера δ=8; 2 — крыша (палуба) рубки, фанера δ=6; 3 — внутренняя зашивка комингса в пределах кокпита, фанера δ=4; 4 — сиденье — выгородка спальной каюты, фанера δ=6; 5 — раскладка комингса 25х12, дуб или кр. дерево; 6 — обвязка комингса, 15х25; 7 — стойка комингса, 25X30; 8 — карленгс рубки, 25х50; 9 — бимс рубки, 22х30; 10 — плексиглас, δ=6-8; 11 — стойка, 25х30; 12 — ребро жесткости, 25х60; 13 — карленгс δ=25; 14 — обделка комингса 8х90, дуб или кр. дерево; 15 — стойка в ДП, 50х35; 16 — бортовой стрингер, 20х60; 17 — обшивка борта, фанера δ = 8; 18 — брештук; 19 — полка, фанера δ=6; 20 — форштевень; 21 — кноп, склеенный из реек 6х80; 22 — скуловой стрингер, 30х80; 23 — киль, 40х180; 24 — обшивка днища, фанера δ=8-10; 25 — стрингер фундамента под двигатель δ=50; 26 — балка фундамента, δ=50; 27 — плавник, набран из брусьев 75х75; 28 — дейдвудная труба; 29 — стенка койки, фанера δ=6; 30 — подушка для крепления кронштейна, δ=40; 31 — старнкница-гельмпорт; 32 — подушка-заполнитель под дельные вещи, δ=30; 33 — бимс рубки, 25х30; 34 — комингс рубки, 25х60; 35 — привальный брус, 30х60; 36 — палубный стрингер, 25х40; 37 — бимс, 22х50; 38 — мидельвейс, 180х28; 39 — днищевой стрингер, 20х60; 40 — съемный лист платформы кокпита, фанера δ=8; 41 — настил платформы, фанера δ=8; 42 — флор, фанера δ=6 с двух сторон; 43 — обшивка днища (вариант из досок на пазовых рейках), δ=14; 44 — пазовая рейка, 12х35; 45 — флортимберс, 22х70; 46 — кница, фанера δ=6; с двух сторон; 47 — заполнитель кницы, δ=22; 48 — топтимберс 22х70; 49 — обшивка борта (вариант из досок), δ=12; 50 — буртик, дуб, ясень; заготовка 30х30; 51 — настил палубы, фанера δ=8; 52 — декоративная планка, 25х30; 53 — шельф, δ=25; 54 — штапик, 20х20; 55 — поручень, заготовка 28х65; 56 — накладка, 16х35; кр. дерево или дуб; 57 — планка 2,5х25; нерж. сталь или легкий сплав; 58 — стеклоткань на эпоксидном связующем; 59 — штапик, 20х20; дуб; 60 — накладка комингса, 25х30; 61 — раскладка 8х40; 62 — переборка шп. 0, δ=6; 63 — бимс, 22х90; 64 — топтимберс, 22х90; 65 — брусок, 22х25; 66 — коротыш-заделка; 67 — кница, фанера δ=6 с двух сторон; 68 — опорный брусок платформы, δ=30; 69 — брусок, 30х30; 70 — комингс люка моторного отсека, 20х120; 71 — переборка моторного отсека, δ=8; 72 — стойка переборки, 20х25; 73 — брусок коробки двери, 35х60; 74 — флор, δ=20; 75 — опорная рейка пайола, 25х25; 75 — полотнище переборки, δ=4; 77 — рейка переборки, 20х25; 78 — штапик, 12х12; 79 — рейка, 12х12; 80 — бимс, 20х80; 81 — заполнитель δ=20; 82 — флортимберс и топтимберс, 20х70; 83 — флортимберсы шп. 1 и 3; 20X80; 84 — стойка переборки шкафа, 30х30; 85 — оформитель переборки, 20х70; 86 — бимс переборки шп. 3; 20х180; 87 — стойка переборки гальюна, 30х35; 88 — раскладка, 8х28; дуб или кр. дерево; 89 — опорная рейка койки, 22х30; 90 — кница обвязки коек, δ=4; 91 — кница — торцевая стенка полки δ=6; 92 — бимс шп. 1; 25х80; 93 — флор транца, 28х150; 94 — стойка, 28х30; 95 — шельф — опора койки, 30х60; 96 — кница, δ=6, с одной стороны; 97 — стойка транца, 40х150; 98 — зашивка транца, фанера δ=9; 99 — стойка 30х50; 100 — детали обвязки транца, δ=25.

Корпус катера может быть обшит любой водостойкой фанерой (бакелизированной — толщиной 7 мм или авиационной — толщиной 8-10 мм) либо досками по одному из двух вариантов. Более надежный вариант — это обшивка на пазовых соединительных рейках, когда все пазы между досками изнутри перекрываются рейками, врезанными в шпангоуты и переборки. Обшивочные доски толщиной 12-15 мм проклепываются с кромками пазовых реек. Расстояние между шпангоутами может быть оставлено таким же, как и при фанерной обшивке, т. е. равным 630 мм (за исключением кормовой части корпуса, где в связи с установкой переборки спальной каюты между шп. 9 и 10 конструктивные шпангоуты не совпадают с теоретическими). Обшивка на пазовых рейках получается прочной, легкой и водонепроницаемой. Недостатком этого варианта является необходимость использовать длинные доски; возрастает и объем работ, поскольку приходится врезать рейки в шпангоуты.

Сечения по шпангоутам (вариант с обшивкой на пазовых рейках) и конструкция переборки

Сечения по шпангоутам и конструкция переборки
увеличить, 2132х2456, 158 КБ

Другой вариант — двойная диагональная обшивка планками толщиной около 7-8 мм — позволяет использовать короткомерный материал, достать который несколько проще. Отобранные короткие отрезки досок без сучков и других дефектов подгоняются и крепятся (к килю и скуловым стрингерам — на днище, к скуловым стрингерам и привальным брусьям — на бортах) под углом 45°. Уложив первый слой обшивки, ее прострагивают снаружи, укладывают уплотнительный слой тонкой ткани на краске и обшивают корпус вторым слоем таких же планок, располагая их под углом 90° к предыдущим. Затем планки обоих слоев проклепываются между собой. Недостатком этого способа является необходимость тщательной защиты торцов планок (у киля и стрингеров) от влаги, а также большая трудоемкость монтажа. Для обеспечения жесткости обшивки при этом варианте следует установить бортовые и днищевые стрингера, разбивающие панели обшивки на примерно одинаковые по ширине участки. Эти же «дополнительные» стрингера необходимы и при обшивке корпуса фанерой.

Переборка и транец

Переборка и транец
увеличить, 2090х846, 57 КБ

Форштевень в сборе с килем
Форштевень в сборе с килем
увеличить, 1388х981, 47,8 КБ
1 — верхняя часть форштевня; 2 — кноп; 3 — киль; 4 — накладка 140х15, дуб; 5 — рейка 40х15, дуб.

И снова подчеркнем: прежде, чем приступать к изготовлению шпангоутных рам и заготовке других деталей, строителю необходимо тщательно проработать установку в корпусе именно того двигателя, которым он располагает. Для этого необходимо вычертить в возможно более крупном масштабе (1:5 или даже в натуральную величину) продольный разрез кормовой части катера и, наложив на него кальку с «габариткой» двигателя вместе с реверсивным устройством (естественно, в том же масштабе), добиться приемлемого положения линии гребного вала. Исходная точка — это положение кормового конца вала. Она находится в месте расположения диска гребного винта. Диаметр винта можно принять 400-420 мм, а расстояние от оси вала до киля — около 470 мм. Угол наклона двигателя не должен превышать 12° для обеспечения нормальных условий работы системы смазки и карбюратора.

Затем в том же масштабе вычерчиваются два-три поперечных сечения корпуса. Это делается для того, чтобы уточнить расположение двигателя относительно продольного набора корпуса, уточнить необходимую высоту продольных брусьев фундамента и их отстояние от ДП (на приводимых чертежах шпангоутов оно обозначено буквой «А»), Чаще всего двигатель удается закрепить на фундаменте только при помощи поперечных стальных балочек — траверз; они позволяют установить двигатель как можно ниже и выдержать требуемую по соображениям жесткости конструкции высоту продольных подмоторных брусьев.

Важно, чтобы подмоторные брусья надежно крепились к продольным связям — стрингерам, которые будут разносить нагрузки от двигателя (в том числе и нагрузки вибрационного характера) на несколько шпангоутов и жестких переборок — на возможно большую длину катера, В противном случае будет неизбежно расшатывание конструкции днища при длительной работе двигателя, а как следствие — водотечность корпуса. Кроме того, надежное соединение со стрингерами способствует сохранению неизменной центровки линии гребного вала при различных случаях эксплуатации (посадка на мель, подъем на берег и т. п.).

Д. Антонов, «Катера и яхты» №112.

Продолжение: Оборудование катера «Сивуч».

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное