Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Мотолодки, катера, яхты>>> Судьба парусников-гигантов. Шестимачтовая деревянная шхуна «Вайоминг»

Крупнейшие парусные суда мира. Судьба парусников-гигантов.
Очерк VIII.
Шестимачтовая деревянная шхуна «Вайоминг»

Предыдущая страница: Очерк VII. Пятимачтовый барк «Р. Ц. Рикмерс»

Шестимачтовая 125-метровая двухпалубная шхуна, построенная в основном из канадской сосны, — верх совершенства деревянного судостроения. Это крупнейшее в мире и единственное в нашей десятке гигантов цельнодеревянное судно представляет определенный интерес, как для судостроителей, так и для моряков. С этих позиций мы и позволим себе рассмотреть сохранившиеся, к сожалению — очень скудные, сведения об уникальном паруснике, построенном в 1909 г. в тогда еще богатом лесом районе Америки — на верфи в г. Бат (штат Мэн) и названном по имени одного из центральных штатов США.

Даже у монстра «Грейт Рипаблик» вместимость была на 380 per. т меньше, чем у шхуны-великана. Хотелось бы задержать внимание читателя на соотношениях ее размерений, продиктованных, помимо других соображений, свойствами применяемого материала. Очевидно, из-за сложности обеспечения продольной прочности корпуса при умеренной его длине ему приданы несколько большие, чем обычно, высота борта и ширина. Эскиз конструктивного мидель-шпангоута шхуны свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве конструкторов и рабочих, создавших довольно долговечный и прочный корпус. Обратим внимание на распределение материала. Мощная «силовая» внутренняя обшивка, толщина которой вдвое-втрое больше, чем наружной обшивки, обеспечивающей, в первую очередь, герметичность корпуса (ее минимальная толщина — порядка 150 мм). Часто поставленные холостые (без настила) бимсы, раскрепляющие корпус на уровне грузовой ватерлинии. Мощные продольные балки по бортам — на концах бимсов (им даже трудно подобрать название в современной сугубо «стальной» терминологии). И, наконец, мощный, уложенный на флортимберсы кильсон, собранный из 14 брусьев дуба и акации. Высота этого кильсона составляла 2280 мм.

Конструктивный мидель-шпангоут шхуны «Вайоминг»
Конструктивный мидель-шпангоут шхуны «Вайоминг».
1 — планширь; 2 — ватервейс, 3 бруса; 3 — настил, 90X115; 4 — бимс, 230X330; 5 — пиллерс, 150X330; 6 — 280X330; 7 — настил, 75X130; 8 — бимс, 330X355; 9 — кильсон из балок 355X380; дуб, акация; 10 — киль, 2 бруса 355Х380, дуб; 11 — шпунтовые поясья, 205X355; 12 — наружная обшивка, 150Х356; 13 — шпангоут из 5 футоксов, флортимберсы — 355X 410, топтимберсы — 355X215, дуб; 14 — диагональные шины — риддерсы, 12Х100-200; кованое железо; 15 — внутр. обшивка — 355X410, выше НП — до 280X355, дуб; 16 — карленгс, 3 бруса; 17 — подбалочные брусья, шельфы, ватервейсы, 355X355. Основной материал — желтая канадская сосна. Размеры сечений — округленно.

Одному из авторов в 1930 г. доводилось видеть на Черном море два подобных корпуса, используемых в качестве лихтеров. Это были американские пароходы времен первой мировой войны — в то время в связи с нехваткой металла в США строили деревянные корпуса, устанавливали на них паровую машину, принимали военный груз и отправляли в дружественную Европу. В Европе такой пароход разгружали, машину демонтировали и продавали, а корпус пилили на дрова. Некоторые корпуса почему-то остались нераспиленными, два из них попали в Россию.

После войны на стапелях американских верфей осталось около десяти недостроенных деревянных пароходов. Из них построили великолепные шхуны и несколько баркентин. Стоя в трюме такого судна, не видишь, что делается у другого борта — на другой половине трюма: мешает огромный кильсон! Нельзя, однако, сказать, что он выглядел уродливо в громадном трюме (поперечных переборок в нем, как и на «Вайоминге», не было).

«Вайоминг» на фото и на чертежах выглядит внушительно и в то же время элегантно. Хорошо смотрятся седловатость палубы и несколько приподнятая носовая часть. Сильно наклоненный вперед форштевень с носовым украшением в верхней части незаметно переходит в бушприт, оканчивающийся стройным, даже кажущимся тонким и хрупким, утлегарем. Весь облик этого огромного судна создает впечатление динамичности, стремительного движения. Можно даже говорить — и это отмечали современники — о легкости и изяществе линий. Попутно заметим, что за истекшие со времен первой мировой войны годы искусство деревянного судостроения (естественно, с применением, как и на «Вайоминге», металлического крепежа, стальных диагональных шин и т. п.) уже в значительной мере утрачено. Сейчас, когда технологические возможности создания крупногабаритных клееных конструкций существенно расширились, размеры (длина) морских судов, которые можно строить из дерева, действующими нормативами снижены до 50 м.

Продольный разрез и план парусности шхуны «Вайоминг»
Продольный разрез и план парусности шхуны «Вайоминг».
увеличить

Основные данные шхуны «Вайоминг»:
Построена в 1909 г., погибла в 1924 г. Вместимость регистровая (брутто) — 3730 per. т; водоизмещение — 8500 т. дедвейт — 5100 т. Площадь парусности — 2743 м². Длина с бушпритом — 124,9 м, регистровая — 108 м, между перпендикулярами — 100,4 м. Ширина — 15,27 м. Высота борта — 10,28 м. Осадка килем — 8,38 м. Экипаж — 17 чел.

Все шесть деревянных мачт шхуны имели одинаковую высоту 40,6 м от киля до эзельгофта. Стеньги имели высоту по 16,1 м. Общая высота мачт со стеньгами составляла 53,1 м от киля и до клотика.

Шхуна несла 22 паруса общей площадью 2743 м². На всех мачтах паруса были взаимозаменяемыми, кроме бизани, на которой бизань-гик был вдвое длиннее. Приходящаяся на одного члена экипажа площадь парусности была меньше, чем на семимачтовой шхуне «Томас У. Лоусон» (160 м² против 210 м²), однако все же значительно больше, чем на судах с прямым вооружением (124 м² на «Пройссене»).

Экипаж состоял из капитана, двух помощников, повара, стюарда и 12 матросов. Напомним, что на судно, вооруженное шхуной, требовались менее опытные и квалифицированные палубные матросы, а работа у них была проще, нежели у экипажа, обслуживающего судно с прямыми парусами. Все это сулило значительную выгоду владельцу.

Судовладелец намеревался использовать «Вайоминг» в прибрежном плавании, обеспечивая доставку массовых грузов с низкими фрахтовыми ставками. Для решения такой задачи, действительно, более всего подходила крупная гафельная шхуна. И она себя полностью оправдала. С первого же рейса судно показало прекрасные мореходные качества. Будучи хорошим ходоком даже с уменьшенной парусностью, она легко слушалась руля и выполняла повороты.

Спокойно и довольно регулярно судно совершало свои рейсы вдоль Восточного побережья США, капитан «Вайоминга» умело использовал как благоприятный пассат, так и господствующие ветры вдоль побережья. Так продолжалось с 1909 по 1914 г., пока начавшаяся мировая война не поставила огромную не имеющую двигателя шхуну на прикол. Уход за нею был явно недостаточным. Впрочем, такова была участь всех крупных парусных судов того периода: либо их как легкую добычу топили подводные лодки противника, либо они стояли без надзора в заброшенных районах малоиспользуемых портов. Нерегулярная откачка воды и плохая вентиляция сильно разрушали деревянные корпуса.

Как бы там ни было, по окончании войны судовладелец признал свою шхуну сохранившейся достаточно хорошо, набрал команду и начал прерванные регулярные плавания. «Вайоминг», как хорошая, но уже старая лошадка, впрягся в непосильный труд, перевозя особо тяжелые грузы: песок, брусчатку для мостовых, битый камень, соль, иногда — уголь. Так продолжалось несколько лет.

В марте 1924 г., имея «за плечами» уже солидный для деревянного судна возраст (15 лет) плюс лишения военного периода, судно, приняв полный груз песку, вышло из Чесапикского залива в очередной рейс. В первые же дни плавания шхуна встретила тяжелый шторм. Корпус «Вайоминга» не выдержал мощных ударов воли — местами разошлись пазы. Имевшихся водоотливных средств, а главное, сил малочисленной команды было недостаточно для борьбы с поступающей водой. Судно затонуло вблизи побережья.

Так окончила свое существование шхуна «Вайоминг». Подчеркнем: за годы эксплуатации на тяжелых грузах судно показало себя с наилучшей стороны. Время и главное — неблагоприятные условия содержания в течение долгих нескольких лет взяли свое: дерево не выдержало непосильного испытания.

Как, наверное, согласится читатель, собственно паруса и здесь не были причиной гибели судна.

В. П. Митрофанов, П. С. Митрофанов.

предыдущая страница: Очерк VII. Пятимачтовый барк «Р. Ц. Рикмерс»

продолжение: Очерк IX. Пятимачтовый барк «Франс-II»

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте