Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Судьба парусников-гигантов. Четырехмачтовый барк-танкер «Дэйляйт»

Крупнейшие парусные суда мира. Судьба парусников-гигантов.
Очерк VI.
Четырехмачтовый барк-танкер «Дэйляйт»

Предыдущая страница: Очерк V. Семимачтовая шхуна «Томас У. Лоусон»

Не случайно ли этот четырехмачтовый барк попал в десятку крупнейших в мире парусных судов? В эту десятку гигантов, как мы уже знаем, входят семь пятимачтовых барков и кораблей, шестимачтовая и даже семимачтовая шхуны, а тут всего лишь четырехмачтовик, каких было больше всего на свете! Но нет, это не ошибка — «Дэйляйт» по праву оказался в почетном списке.

Речь идет об интересном, необычном судне — парусном танкере, представлявшем собою крупнейший в мире четырехмачтовый барк. Таких судов в Великобритании было два: однотипные «Дэйляйт» («Дневной свет») и «Бриллиант». Кстати сказать, сами англичане не тверды во мнении, кому из них отдать пальму первенства — какое из них чуть больше другого? Мы присоединились к точке зрения, высказываемой в источниках не английского происхождения, и отметили как более крупное — «Дэйляйт».

Парусное наливное судно само по себе тогда новинкой уже не было. Известно, что еще в 1872 г. на Каспийском море русские судовладельцы братья Артемьевы переделали свою 18-метровую шхуну «Александр» и стали принимать 80 т нефти наливом в установленные в трюме большие вкладные баки. Примерно в те же годы англичане переоборудовали под танкер более крупное парусное судно «Чарльз» грузоподъемностью 794 т. Таким образом «Дэйляйт» появился тридцатью годами позже и для нас интересен в первую очередь как парусник-гигант. Для своего времени «Дэйляйт» был не просто танкером, но и супертанкером: рекордную для тех лет грузоподъемность имел паровой танкер «Потомак» (дедвейт — 5300 т, скорость — 13 уз).

Стальной парусный танкер «Дэйляйт» был построен в 1902 г. в Глазго на верфи Рассела для Англо-Американской нефтяной компании. Вспомогательного двигателя на нем не было. Экипаж судна составлял 38 человек.

Четырехмачтовый барк-танкер «Дэйляйт»
Четырехмачтовый барк-танкер «Дэйляйт».

Основные данные четырехмачтового барка-танкера «Дэйляйт»:
Построен в 1902 г., разобран — после 1945 г. (?). Вместимость регистровая (брутто) — 3756 per. т; водоизмещение — 8450 т; дедвейт — 6000 т. Длина с бушпритом — 124,4 м, регистровая — 107,1 м, между перпендикулярами — 105,8 м. Ширина 14,96 м. Высота борта — 9,2 м. Осадка килем в полном грузу — до 8,1 м. Экипаж — 38 чел.

Отличительной чертой вооружения этого традиционного четырехмачтового барка явилась попытка конструктора и судовладельца сохранить старые способы крепления рангоута: мачты и стеньги не были однодревками, только брам-стеньги с бом-брам-стеньгами были выполнены монолитно.

К сожалению, об этом интересном судне, его плаваниях и успехах в коммерческой деятельности сохранилось очень мало сведений. Намного более доступны красочные описания убранства каюты капитана и его помощников, роскошной отделки салона и кают-компании.

Известно, что в течение десяти с лишним лет судно совершало регулярные рейсы через Атлантику — между Старым и Новым светом, перевозя американские нефтепродукты в Англию. По некоторым данным можно предположить, что в 1913 г. или несколько позже судно передали в военно-морской флот Великобритании, где его разоружили и переоборудовали в заправочную станцию для снабжения миноносцев мазутом и котельной водой. Вполне вероятно, что в качестве наливной баржи корпус «Дэйляйта» служил многие годы, вплоть до конца второй мировой войны. Однако, повторяем, точных сведений о судьбе «Дэйляйта» нам найти не удалось.

Просматривая списки судов, погибших в годы первой и второй мировой войн, мы также не встретили «Дэйляйт»: остается предположить, что отслужившая свое заправочная станция военного времени, в конце концов, была спокойно сдана на слом. Во всяком случае, для нас очень важно, что не паруса явились причиной «исчезновения» этого парусника-гиганта (В книге С. И. Логачева «Морские танкеры» («Судостроение», 1970) упоминается любопытный вариант сочетания парус — паровая машина. В 1907 г. были построены и до 1930 г. благополучно совершали рейсы через океан «сиамские близнецы» — 145-метровый паровой танкер «Ирокез» и 137-метровый 6-мачтовый парусник танкер «Навахо». Пароход буксировал парусное судно (скорость буксировки составляла 9,5 уз), а при благоприятном ветре на нем ставили паруса. Общая грузоподъемность двух судов составляла 18000 т. Таким образом, «Навахо» явно заслуживает упоминания в этом обзоре парусников-гигантов.).

В. П. Митрофанов, П. С. Митрофанов.

предыдущая страница: Очерк V. Семимачтовая шхуна «Томас У. Лоусон»

продолжение: Очерк VII. Пятимачтовый барк «Р. Ц. Рикмерс»

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное