Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Яхтинг. Полное руководство>>> Прибрежная навигация. Эхолот и лаг. Морской компас

Прибрежная навигация.
Эхолот и лаг. Морской компас

Эхолот

Прибрежная навигация. Эхолот и лаг. Морской компас
На мелководье нужно пользоваться эхолотом, особенно в районах, где есть рифы, отмели и узкие каналы.

При движении по мелководью очень полезны показания глубины воды по эхолоту под корпусом.

Датчик, установленный под корпусом, посылает пульсирующий электрический сигнал к морскому дну и измеряет время, необходимое для возврата его отражения. Глубина воды рассчитывается электронным путем, и значение передается на экран в кокпите или столе навигатора.

Некоторые датчики могут посылать сигнал вперед по ходу судна и предупреждать заранее о любых изменениях рельефа морского дна, что может быть важно для навигации.

Самые удобные эхолоты — те, что снабжены монитором с цветным дисплеем, так как на нем виден рельеф морского дна под яхтой, а также глубина воды под корпусом.

Свинцовый трос используется для определения глубины на мелководье
Свинцовый трос используется для определения глубины на мелководье.

Эти инструменты бывают настолько чувствительны, что могут регистрировать косяки рыбы, проходящей под корпусом. Поэтому их иногда называют рыболовными.

На небольших глубинах по-прежнему используется традиционный способ измерения глубины с помощью лотлиня — троса с грузилом. К тросу привязывают свинцовый груз (поэтому он также называется свинцовым тросом) и бросают его на дно, глубину воды определяют по отметкам на тросе, когда яхта проходит над ним.

Лаг

Измерение скорости судна с точки зрения навигации не имеет большого значения, в отличие от точного измерения расстояния, что очень важно. Для записи расстояния, пройденного судном по воде, используется прибор, называемый лагом.

Наиболее распространенный тип лага приводится в действие маленьким пропеллером или датчиком (сенсорного типа), он крепится под корпусом для измерения скорости и расстояния. Лаг приводится в действие потоком воды вдоль корпуса, он записывает скорость и пройденное судном расстояние на мониторе в кокпите.

(Не следует путать лаг с вахтенным журналом, в котором отмечаются положение яхты, курс и другие подробности движения.)

Морской компас

Морской компас
Для уменьшения колебаний картушки и облегчения управления судном большинство главных компасов закрывают выпуклым стеклом, наполненным жидкостью, которая смягчает любые колебания. Это также сохраняет уровень картушки неизменным при крене яхты.

 

Внутреннее устройство морского компаса
Внутреннее устройство морского компаса с картушкой.

Морской компас работает по тому же принципу, что и обычный туристический, где стрелка всегда становится по линии север — юг.

Главное различие между этими двумя компасами состоит в том, что в морском компасе есть несколько стрелок, прикрепленных к картушке снизу так, чтобы, когда стрелки отклоняются, картушка отклонялась вместе с ними, при этом отметка «север» совпадает с северным магнитным полюсом. Это делается для удобства снятия показаний, так как в море картушка вращается медленнее, чем стрелка. Для того чтобы еще в большей степени замедлить вращение, корпус компаса заполняется жидкостью, обычно незамерзающей смесью спиртов.

Силовые линии, идущие от полюса к полюсу
Силовые линии, идущие от полюса к полюсу, иллюстрируются с помощью магнита и железных опилок.

Магнитное поле Земли лучше всего иллюстрируется старым школьным опытом, в котором магнит помещается под листом с металлическими опилками. Опилки выстраиваются по магнитным линиям, выходящим из полюсов магнита.

Если стрелку поместить в магнитное поле Земли, она точно так же займет положение вдоль магнитных линий, выходящих из полюсов. Так, в любой точке земного шара незакрепленная стрелка займет положение вдоль линии север — юг. Судно может повернуть в любую сторону, но картушка всегда будет указывать одно и то же направление.

На корпусе компаса есть метка, указывающая диаметральную (продольную) линию судна; направление на картушке компаса, совпадающее с этой меткой, указывает направление по компасу, в котором движется лодка. Чтобы управлять по компасу, нужно поворачивать яхту до тех пор, пока нужное направление на картушке компаса не совпадет с диаметральной линией.

Склонение магнитной стрелки

Склонение магнитной стрелки
Земной шар окружен магнитным полем. Поскольку магнитный север и географический север не совпадают, магнитный компас указывает не на географический север. Разница между географическим и магнитным севером называется склонением.

Географические северный и южный полюса не совпадают с магнитными полюсами, поэтому, поскольку на картах все объекты соотносятся с географическими полюсами, во всех показаниях магнитных компасов имеется ошибка. Ее называют склонением. Эта величина изменяется при движении по земному шару. Склонение является табличной величиной, его значение для конкретного района указывается в центре изображения компаса на карте этого места. Склонение определяется как разница между показанием компаса и географическим севером, вызванная земным магнетизмом; оно бывает восточным и западным.

Девиация

Существует еще один фактор, влияющий на показания компаса на борту судна и вызывающий ошибки. Речь идет о влиянии магнитных свойств оборудования самой лодки на стрелки компаса, например стальных частей мотора и некоторых электрических приборов. На яхтах из дерева и стеклопластика эта ошибка бывает относительно небольшой, но на металлическом судне она может быть значительной.

Пример карты девиации небольшой лодки
Пример карты девиации небольшой лодки.

Девиация определяется как отклонение компаса от географического севера под воздействием магнитного поля самого судна; она также бывает восточной и западной.

Девиация изменяется в зависимости от направления движения лодки, поэтому ее следует учитывать всякий раз при смене курса. Для определения девиации яхту нужно вывести на открытое место, потом пройти по кругу через все точки компаса. Показания компаса, снятые на каждом направлении, сравнивают с истинными пеленгами, указанными на морской карте, разница между ними записывается в таблицу, которая называется картой девиации (пример такой карты см. на рис. слева). Данные этой карты указывают девиацию любого курса, по которому может следовать судно, они учитываются при снятии всех показаний компаса.

Главный компас

Иногда настройщик-профессионал может уменьшить девиацию или свести ее на нет, для этого вокруг компаса в кокпите помещаются корректирующие магниты. Главный компас на судне регулярно проверяют, чтобы убедиться в том, что девиация остается постоянной. Обычно яхтой управляют на основе его показаний. Этот компас помещают в кокпите возле рулевого колеса или румпеля.

Компас для взятия пеленга

Это небольшой компас, используемый для взятия пеленгов береговых объектов при определении местонахождения лодки. Существует много разновидностей таких приборов, но у всех есть одна общая черта — портативность, что позволяет определять пеленги из любого места на борту, откуда хорошо виден береговой объект. В показаниях компаса для пеленгов девиация не учитывается, поэтому результаты нужно сравнивать с показаниями главного компаса в точке, где определяется пеленг, ведь значения девиации могут различаться в разных местах на борту. Обычно компас держат на уровне глаз, одновременно используя визир для выстраивания береговых объектов по одной линии перед снятием показаний.

Погрешность компаса

Поскольку каждое показание компаса содержит ошибку (магнитное склонение и девиацию), перед использованием для навигации его следует корректировать. Две ошибки объединяются и после сложения или вычитания образуют погрешность компаса:

Склонение восточное 5° + девиация восточная 2° = погрешность компаса восточная 7°

Склонение восточное 5° — девиация западная 2° = погрешность компаса восточная 3°

Это означает, что, когда навигационным понятиям соответствуют названия разных сторон света (север и юг, запад и восток), значения с одинаковыми названиями нужно складывать, а с разными — вычитать.

Если погрешность восточная, показание компаса будет меньше истинного. Если погрешность западная, показание компаса будет больше истинного.

Каждое показание компаса содержит погрешность, поэтому его нужно обязательно корректировать для работы с картой, где используются только истинные значения.

Курс судна, прокладываемый на карте, является истинным (не содержит погрешностей), поэтому перед использованием для управления судном от него нужно переходить к компасному.

Аналогично, пеленг берегового объекта, взятый с помощью ручного компаса, передт нанесением отметки на карту нужно перевести в истинный. В процессе перехода можно запутаться, поэтому выполнять его нужно аккуратно.

Два приведенных ниже примера облегчат понимание.

1. На карте проложен курс из пункта А в пункт Б, его значение (истинное) равно 266° по картушке компаса. Погрешность компаса восточная и составляет 5°. (Так как погрешность восточная, то показание компаса будет меньше истинного.) Рулевое колесо нужно повернуть по курсу 26 Г (показание компаса), чтобы следовать курсом 266° (истинным) по карте.

2. Пеленг берегового объекта, взятый с помощью ручного компаса, равен 266°. Погрешность компаса восточная 5°. Погрешность восточная, значит, истинный пеленг для прокладывания на карте должен быть меньше, чем компасный. Пеленг, прокладываемый на карте, будет равен 261°.

Электронные компасы

Электронный цифровой компас Большинство владельцев яхт и сейчас пользуются традиционными магнитными компасами, а на больших океанских судах предпочитают электронные компасы.

Выпускают их разные модификации. Существуют гирокомпасы, компасы цифровые, лазерные. Лазерные и гирокомпасы очень дороги, они редко встречаются на круизерах. Их отличает одно достоинство: у них нет погрешности, то есть показание компаса является истинным, как на карте.

Более доступный компас цифровой, популярен среди многих яхтсменов, особенно во время переходов через океан. Он устраняет или, по крайней мере, уменьшает девиацию, показания в цифрах на его экране читаются гораздо легче, чем на колеблющейся картушке магнитного компаса. Удобно, что его можно объединить с устройством автопилота и приборами для измерения силы и направления ветра.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, советы, справочники»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте