Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Яхтинг. Полное руководство>>> Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Опрокидывание

Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки
При движении на катамаране опрокидывание может считаться частью развлечения, однако при этом важно знать, как выровнять его, прежде чем отправляться на глубину, особенно если погода не идеальна.

Яхта с балластным килем действительно не может перевернуться и остаться в этом положении. В очень широком фарватере яхта может лечь на бок, даже перевернуться килем кверху, но она не может долго оставаться в таком положении, пока киль на месте, а разрушение киля крайне маловероятно. Когда лодка переворачивается килем кверху, вес балласта в киле и отсутствие давления ветра на паруса возвращают ее в нормальное положение. Конечно, если яхта сделает полный оборот (360°), скорее всего, сломается мачта, паруса и такелаж окажутся в воде. Но при отсутствии повреждений, из-за которых вода может проникнуть внутрь, корпус останется целым и послужит надежной базой для спасения команды.

А вот швертботы, катамараны и другие небольшие лодки могут переворачиваться, что и происходит довольно часто. Они уязвимы из-за отсутствия балластного киля и других средств, восстанавливающих вертикальное положение, если центр тяжести смещается слишком сильно. Если только члены команды не перегнутся через борт, если паруса не обезветрены, лодка опрокинется и либо наполнится водой, либо перевернется днищем кверху и останется в таком положении. К счастью, большинство маленьких лодок можно вернуть в нормальное положение, потом вычерпать воду и продолжать путь.

Вернуть лодку открытого типа в нормальное положение
Чтобы вернуть лодку открытого типа в нормальное положение, используйте вес своего тела для начала процесса.
Начиная выравнивать лодку, удерживайте ее нос в положении против ветра
Начиная выравнивать лодку, удерживайте ее нос в положении против ветра.
Станьте на шверт
Станьте на шверт, чтобы помочь набрать энергию движения к моменту, когда паруса поднимутся из воды.
Когда лодка начнет выпрямляться, быстро заберитесь на борт
Когда лодка начнет выпрямляться, быстро заберитесь на борт.

Катамараны выровнять труднее из-за ширины, но опытным командам обычно это удается, и они могут идти дальше, если позволяет погода.

Судно может перевернуться по многим причинам, например, таким, как движение при очень сильном, порывистом ветре, неудачный поворот фордевинд, неожиданный шквал, заставший команду врасплох.

На швертботах для опытных моряков опрокидывание является развлечением, но для нервных новичков, если они оказались под лодкой или запутались в такелаже, ситуация может стать настоящим испытанием, особенно в плохую погоду. Но остойчивая лодка останется на плаву, команда сможет цепляться за нее, что позволит привести оснастку в порядок и подготовиться к возвращению в нормальное положение.

Последовательность действий по возвращению перевернутого швертбота в нормальное положение зависит от типа корпуса. Открытые швертботы типа «Mirror» после переворачивания заливает водой; их нужно вернуть в нормальное положение и удерживать, пока не будет вычерпана вода. На закрытых лодках типа «Lazer» корпус защищен, при восстановлении нормального положения вода удаляется, и лодка готова к продолжению плавания.

На мелководье существует риск, что лодка, перевернувшись днищем кверху, заденет дно мачтой и она сломается. В таком случае важно как можно скорее положить лодку на бок, а уже потом выровнять. На некоторых лодках опрокидывание кверху днищем может привести к тому, что шверт выскользнет из колодца, и у шкипера не останется рычага для восстановления нормального положения. Кому-то из команды придется нырнуть под лодку и закрепить шверт в колодце, после этого можно выровнять лодку.

Обычная процедура выравнивания перевернутой лодки закрытого типа:

1. Если лодка перевернулась кверху днищем, один из матросов должен выбраться на корпус и удерживать шверт. Команда наклоняется назад, ее вес постепенно приводит лодку в горизонтальное положение, тогда можно привести в порядок паруса и такелаж. Важно растравить паруса или вытравить шкоты до возвращения лодки в нормальное положение, иначе паруса наполнятся ветром, тогда лодка либо начнет двигаться, либо опять перевернется. Один из матросов подплывает к носу и висит на нем, удерживая лодку в положении против ветра.

2. Шкипер забирается на швертбот и, держась за планширь, опять наклоняется назад и тянет лодку в нормальное положение. При условии, что матрос удерживает нос против ветра, а паруса растравлены, лодка просто выпрямится, хотя и будет заполнена водой.

3. Шкипер карабкается на борт через корму и начинает вычерпывать воду, матрос по-прежнему остается в воде и удерживает нос против ветра. Как только уровень воды в лодке уменьшается, шкипер разбирает все запутавшиеся снасти, подбирает грот и кладет руль в наветренную сторону, гак что нос лодки поворачивается в сторону от ветра.

4. Теперь матрос карабкается на лодку через наветренный борт и выбирает стаксель, одновременно продолжая вычерпывать воду. Если на лодке установлена вихревая система вычерпывания, ее можно открыть, когда лодка наберет скорость, и удалить остаток воды. Нужно помнить, что, когда лодка полностью (или почти полностью) залита водой, она становится крайне неустойчивой; следует соблюдать осторожность, чтобы она не перевернулась повторно из-за ветра, волн или движений членов команды, забирающихся на борт.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте