Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> По Селенге и Байкалу на «Малютке»

По Селенге и Байкалу на «Малютке»

От редакции: «Малютка» никоим образом не может быть рекомендована для путешествий, особенно таких, какое совершил житель Улан-Удэ В. Ф. Качаев. Для подобного маршрута по Байкалу следовало бы избрать гораздо более мореходное и приспособленное судно, и, конечно, слишком рискованно было отправляться в такой поход в одиночку. Тем не менее, ряд приспособлений, применяемых В. Ф. Качаевым, может оказаться полезным другим владельцам лодочки. От себя можем рекомендовать изготовить для «Малютки» плавучий кранец в виде матерчатого рукава, заполненного пенопластом и закрепленного по всему периметру борта (см., например, «Спасательный пояс для тузика» в № 44 сборника «КиЯ»).

Схема маршрута
По Селенге и Байкалу на «Малютке»
Составлена на базе туристской схемы «Озеро Байкал» (изд. ГУГК при СМ СССР, 1969 г.). Черными квадратиками отмечены места расположения «охотничьих приютов» — избушек на побережье.

Длина этого маршрута от моего родного города Улан-Удэ вниз по Селенге, а затем вдоль восточного берега Байкала до селения Безымянка составляет что-то около 350 км. О том, какая лодка подходит для плавания по Байкалу, уже писалось в сборнике «КиЯ» неоднократно. Чтобы не повторяться, только отмечу, что я выбрал такую, которую вряд ли кто взялся бы рекомендовать, — двухметровую одиночку, не случайно названную «Малюткой» (см. описание лодки здесь: Одноместная разборная секционная лодка «Малютка»). Меня она устраивала, потому что, во-первых, я все равно собирался путешествовать один, а во-вторых, «Малютка» весит всего 20 кг и разбирается на секции, которые вставляются одна в другую, а это намного упрощает проблему ее транспортировки до и после плавания.

Эта серийная алюминиевая лодочка никак не рассчитана ни на выходы в открытые водоемы, особенно — такие, как наш Байкал, ни вообще на дальние туристские плавания. Но я уже знал, что моя «Малютка» — довольно надежна и, если идти вдоль самого берега, а малая осадка это делать позволяла, особого риска нет. Торопиться мне некуда, плохую погоду могу переждать.

Грузоподъемность лодки меня удовлетворяла: в 100 кг я в принципе уложился. Не считая паруса, спасательного нагрудника и тента-палатки (он же «фартук», закрывающий лодку на ходу), мой багаж составили резиновые сапоги, ватник, свитер, теплое белье и запас провизии. Про теплые вещи могу сказать, что, хотя плавание совершалось в июле (с 8-го по 29-е), они лишними не были: вода холодная, ночью и на воздухе совсем не жарко. При выходе запас продовольствия состоял из 10 банок тушенки, 10 кг картофеля, 3 банок сгущенки, 10 пачек хрустящих хлебцев, 2 булок, 3 кг сахара, 0,5 л топленого масла, нескольких пачек консервированного супа с мясом, соли и чая. Готовил, естественно, на костре.

Эскиз самодельного парусного вооружения
Эскиз самодельного парусного вооружения
1 — стойка на корме для тента; 2 — степс (трубка, в которую вставляется мачта).

Почти половину описываемого маршрута составляет сплав по Селенге, которая является главной водной магистралью Бурятской АССР. Селенга имеет спокойное, но довольно быстрое течение. От Улан-Удэ, расположенного в месте впадения Уды в Селенгу, до Байкала сплав занимает не больше четырех-пяти дней. По обоим берегам немало, как пишут на картах, населенных пунктов сельского типа, в которых можно пополнить запас продовольствия. Найти хорошие места для стоянки легко. Специальных бензозаправочных пунктов, конечно, нет, но многие местные жители имеют моторные лодки и могут помочь в приобретении бензина. Правда, я в нем не нуждался: движителями «Малютки» были весла и самодельный парус.

Лодка «Малютка» на берегу
Так снаряжение и лодка (справа) были доставлены на берег Уды.

В 50 км от Улан-Удэ на левом берегу Селенги расположено большое село Троицкое. Здесь можно сделать остановку для осмотра бывшего девичьего монастыря.

Дальнейший путь рекомендуется продолжать вдоль правого берега: во всех отношениях он более интересен, живописен и менее населен. За селом Жилино Селенга разливается — начинается ее широкая дельта с многочисленными протоками. Чтобы не заблудиться в них, рекомендую держаться фарватера, отмеченного навигационными знаками.

И вот, наконец, выход в Байкал. Наше «славное море» славится дикой и суровой красотой. По берегам высятся горные хребты, местами опускаясь к самой воде обрывистыми скалами. Вода исключительно прозрачна: в литре ее всего около 1 мг растворенных солей. Даже в самое теплое у нас время — в августе — верхний слой воды имеет температуру порядка 12-15°; только в мелких заливах она прогревается до 22°. Находящийся в центре азиатского материка и отгороженный от порождающих облака океанов горами, Байкал имеет почти 2600 солнечных часов в году — значительно больше, чем, скажем, в Кисловодске или на Рижском взморье...

Выйдя в Байкал из Селенги, поворачиваем к востоку, чтобы дельта была с правого борта. Здесь много мелей, порой с вязким, илистым дном. Глубоко сидящим и тяжелым лодкам надо держаться как можно дальше от устья реки, но нельзя забывать и о том, что отрываться от берега опасно: штормы начинаются молниеносно.

Кстати сказать, при малейшей возможности надо интересоваться прогнозами погоды. Это просто необходимо. У здешних жителей всегда можно получить исчерпывающую информацию, местные признаки погоды знают чуть ли не все — от мала до велика.

Лодка с поставленным тентом
Вытащенная на берег лодка с поставленным тентом нередко заменяла мне палатку.

Меня Байкал встретил довольно сильным встречным ветром. Волны были явно выше 200 мм — предела, установленного заводской инструкцией. Да и все равно мне было бы не выгрести, а лавировать мой парусник не мог. Кончилось дело тем, что я «выбросился» на мель, да здесь и заночевал прямо в лодке. Невдалеке по курсу на высоком берегу виднелся уютный домик, но до него было не добраться — свистел ветер, кипели волны. Ночью пошел дождь, однако под моим тентом было вполне терпимо — тепло и сухо.

Утром ветер стал попутным, и я под всеми парусами поплыл к берегу. В доме обнаружил исправную железную печь, на которой и сварил завтрак. Через открытую дверь постоянно влетали ласточки — внутри было их гнездо. Десятью днями раньше здесь был некто С. М. Л., он даже оставил свежий журнал «Наука и жизнь». Недалеко от домика на столбе я обнаружил щит с надписью: «Государственный заказник. Охота запрещена». Чтобы не тревожить покой охраняемого государством зверья, в лес углубляться не стал, а, как следует отдохнув на берегу, спустился к своему кораблю.

Через день, 16 июля сделал первую дневку в протоке Сахарная на участке охотника-ондатрщика Николая Николаевича. Ночевал в его промысловой избе.

Следующая стоянка была — после на редкость удачного целого дня плавания под парусом — где-то севернее села Дубинино.

Швартовка на байкальских берегах
Типичные условия для «швартовки» на байкальских берегах.

В принципе на Байкале надо просыпаться рано и завтракать побыстрее. Утром на озере, как правило, спокойно, а уже часов с 10 начинается волнение. Когда же на берег накатываются волны с белыми гребнями, не только грести, но и сесть сухим в лодку очень трудно. Я уж не говорю об опасности, поскольку лодку легко может залить водой.

От села Дубинино мое плавание совершалось только на веслах, так как все время дул встречный ветер. Так и получилось, что последний «парусный» день 17 июля остался в памяти настоящим праздником!

Встретилась стоянка рыболовецких судов, принадлежащих местному рыбозаводу, который расположен между селами Дубинино и Оймуром. Оба эти села стоят на обрывистом берегу с узким бечевником. Дальше за Оймуром берег постепенно понижается, и начинаются песчаные пляжи с сосновым лесом; они тянутся почти на 30 км до самого села Сухая. Отмечу, что байкальский песок мельче и чище, чем на самых прославленных пляжах черноморского побережья.

В Сухой рекомендую пополнить запасы, поскольку дальше начинается совсем малонаселенный участок пути. До ближайшего села Гремячинск по берегу около 60 км. Горы здесь близко подступают к самому урезу воды, а местами обрываются отвесными скальными щеками. Большую опасность для моторных лодок представляют и подводные камни. Плохо придется, если кого застанет шторм — выброситься на берег и то можно далеко не всюду.

Это — самый сложный, но зато и самый интересный этап маршрута. Надеяться я мог только сам на себя. Шел буквально впритирку к скалам, бдительно следил за малейшими изменениями обстановки. Когда среди дикости и безлюдий попадалась на берегу одинокая промысловая избушка, становилось теплее на душе. Здесь так хорошо можно было переночевать, переждать плохую погоду. Так кстати оказывались заботливо приготовленные сухие дрова, когда хлестал дождь.

На четвертый день плавания от села Сухая обнаружил уже не просто избу, а большое заброшенное деревянное здание. Во множестве стояли невысокие, но большого диаметра пустые бочки. Когда-то в них солили здесь знаменитого байкальского омуля...

Отсюда до Гремячинска один день хода на веслах вдоль живописных береговых скал. А вот уже дальше путь лежит вдоль обжитых берегов. С озера даже видно, как по трассе идут машины.

Еще день плавания, и я оказался в портовом поселке Турка. Здесь мое внимание привлекло потерпевшее когда-то катастрофу полузатопленное большое судно. Взобраться на него не представило трудности — его палуба с правого борта находилась на уровне воды. Это позволило мне даже втащить на нее свою «Малютку», поскольку ветер не вовремя стал свежеть.

29 июля на мысу Безымянном я решил закончить путешествие. С одной стороны, я уже вдоволь насладился одиночеством и хорошо отдохнул, а с другой — отсюда шла машина охотхозяйства как раз в Улан-Удэ.

Эскиз самодельной тележки
Эскиз самодельной тележки.

Еще два слова о «Малютке», которая мирно зимует сейчас дома на шкафу. Купил я ее в 1970 г., но так далеко плавал на ней впервые. И под веслами, и под парусом лодка идет легко. Благодаря скуловым килям очень остойчива даже при боковой волне. Не раз приходилось груженую лодку вытаскивать на галечниковый берег, а на ходу — стукаться о подводные камни и затонувшие деревья, но на днище и бортах видны лишь мелкие царапины. Корпус прочен и надежен. За все эти качества я очень благодарен создателям «Малютки» — прославленным ленинградским кораблестроителям.

Для транспортировки лодки в лопастях весел просверлены отверстия, в которые вставляется ось с двумя колесами от детского велосипеда. На весла скуловыми килями ложится сама лодка (в сложенном виде), в нее помещаются рюкзак и другие вещи. Получается очень удобная тачка.

В этом году думаю увеличить длину лодки за счет еще одной средней секции, чтобы при ночлеге было просторней. При первой возможности мы с «Малюткой» продолжим плавание по Байкалу!

В. Ф. Качаев, «Катера и яхты», 1974 г.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное