Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Яхта «Нефрит»

Яхта «Нефрит»

Общий вид и план парусности яхт типа «Нефрит»

Яхта «Нефрит»

Основные данные яхты «Нефрит»
Длина наибольшая, м 7,25
Длина по КВЛ, м 5,50
Ширина, м 2,60
Осадка, м 1,25
Водоизмещение, т около 1,7
Вес бульбкиля, кг 700
Площадь парусности обмерная, м² 22,95

Общее расположение яхты «Нефрит»

Общее расположение яхт типа «Нефрит»

Своими впечатлениями от яхты «Бриз» (типа «Нефрит») делится ее капитан В. П. Гусев:

Яхта «Бриз» (типа «Нефрит»)Первые в Ленинграде «Нефриты» появились два с половиной года назад (в 1974 г.), когда две яхты этого типа были закуплены для яхт-клуба Балтийского морского пароходства на II выставке «Навимора» (ПНР) в Таллине. Автору довелось стать командиром одной из них, названной «Бризом»; две навигации, проведенные за рулем «Бриза», и послужили основой для написания данной статьи.

Товарный знак верфи «Стоги»Пластмассовые «Нефриты», выпускаемые верфью «Стоги», привлекли внимание наших яхтсменов в первую очередь тем, что при относительно малых размерах это остойчивые и вполне обитаемые крейсерские яхты для прибрежных морских плаваний. Тяжелый (700 кг) чугунный бульбкиль, полные обводы, короткие свесы и высокий надводный борт делают «Нефриты» довольно мореходными и надежными. Невысокая мачта (всего 10 м от ватерлинии) — заваливающаяся, что представляется очень удобным при плаваниях комбинированного типа с переходом, например, из Финского залива в Ладожское или Онежское озеро.

Корпус «Нефрита», как и большинства пластмассовых судов, отформован из двух частей — нижней (собственно корпус) и верхней, образующей палубу вместе с рубкой и самоотливным кокпитом. Сделать абсолютно водонепроницаемым соединение секций строителям не удалось; пришлось этот недостаток устранять силами экипажа.

Узел соединения корпуса с палубой обтянут резиновым профилем, который служит одновременно и наружным привальным брусом. Вода внутрь яхты может попасть только через низкий комингс ахтерлюка и через вход в рубку, но они имеют надежные закрытия. Теперь можно сказать, что мы ощутили такое важное преимущество пластмассового корпуса перед деревянным, как полная герметичность: даже в штормовую погоду каюта остается совершенно сухой.

Трюм неглубокий. Дощатые полики укладываются на широкие флоры, отформованные из стеклопластика. Высота в каюте менее полутора метров, однако, ощущения тесноты нет. Здесь устроены четыре спальных места с мягкими диванами из искусственного волоса. Для газовой плиты есть выгородка на левом борту (под самым иллюминатором) — между торцами диванов, а на правом, напротив нее, размещен столик с задвижным ящиком и двумя внутренними полками. Два рундучка с фанерными крышками-шторками и две навесные полки над кормовыми диванами дополняют интерьер каюты. Вся внутренняя отделка выполнена из красного дерева или водостойкой краснодеревной фанеры. Трубчатый подмачтовый пиллерс в каюте — из нержавеющей стали.

Мачта и оба гика пустотелые, склеенные из сосновых реек. Грот нижней шкаториной крепится в лик-пазе гика, а на передней имеет ползунки, скользящие по рельсу на мачте. Стоячий такелаж (три пары вант, топ- и ахтерштаги) и коренные концы фалов и топенанта сделаны из троса (нержавеющая сталь). Огона на 5-миллиметровом тросе выполнены с применением обжатых медных гильз. Все оковки, стандерс и заформованные в стеклопластик путенсы изготовлены из нержавеющей стали. Поначалу мы с некоторым недоверием относились и к непривычным огонам, и к заделке путенсов, однако опасения эти оказались совершенно напрасными.

Дважды у нас ломался вертлюг гика (ось его срезало при первом же выходе — минут через пять после того, как мы выбрали шкоты!), вырвало шурупы ненадежного по конструкции обушка для установки спинакер-гика, срезало тонкие латунные болты крепления на ноках краспиц. Вот, собственно, и все поломки в течение двух лет довольно активной эксплуатации «Бриза» в самых различных навигационных условиях. Все остальное оказалось весьма надежным.

Весь бегучий такелаж — плетенка из нити элана диаметром 14—12 мм. Трос этот мягок, прочен и эластичен. Работать с ним — одно удовольствие. Правда, он быстро намокает и тяжелеет, но основные его качества при этом не теряются.

Нельзя не посетовать на то, что яхта укомплектована парусами неполно. Дакроновые грот и стаксель, нейлоновый спинакер и хлопчатобумажный штормовой стаксель — это все, что имелось на яхте. В снабжении не предусматривались паруса отдельно на слабый и на сильный ветер, а главное — не было ни одного генуэзского стакселя, которые так необходимы для бермудского шлюпа с топовым вооружением.

Будучи «четвертьтонником» серийной постройки (VII группа IOR по международной классификации, VI — по принятой у нас в стране), «Нефрит» имеет обмерную площадь парусности 22,95 м², причем грот на 2,35 м² меньше стакселя. Сшиты паруса опытным мастером. Особенно хорош 45-метровый спинакер из чередующихся белых и красных полотнищ ткани «зета».

Двигателя на «Нефритах» нет. Нас это ничуть не удручало и не удручает: хорошо это или плохо — по нынешним понятиям, но мы считаем, что должны полагаться только на паруса. На случай штиля есть весла, футшток и отпорный крюк. (Кстати, конструкция «Нефрита» не исключает возможности установки подвесного мотора на транце.) Огорчало нас другое: на яхте не оказалось шкотовых лебедок, якорей, якорного каната, емкостей для пресной воды; на ноках спинакер-гика стояли не клювы, а обушки; релинг ограждал лишь малую часть носовой палубы у штага; в каюте покачивался на подвесе великолепный газовый примус, баллоны для которого у нас заряжать нельзя...

Пришлось заменить кислотный аккумулятор более надежным и безопасным щелочным, отказаться от жестких спасательных нагрудников, в которых на маленькой яхте работать неудобно (используем надувные жилеты). Спасательный круг пополнил комплект спасательных средств.

Яхта «Бриз» (типа «Нефрит»)

Сделано экипажем еще не все. Собираемся деревянные утки заменить металлическими; установить леерное ограждение по всему периметру палубы, вывести фалы в кокпит, поставить лебедки. Есть и другие планы доделок и переделок, которые позволят сделать «Нефрит» более удобным и в дальних походах, и в крейсерских гонках. Вернемся, однако, к главному — к оценке поведения яхты «Нефрит» в море.

С каждым выходом «Бриз» начинал нравиться нам все больше и больше. Яхта хорошо лавирует, отлично ходит на полных курсах, на руле не лежит: управлять яхтой легко на любом курсе, если поставлены и грот и стаксель.

В шторм яхта способна идти довольно круто к ветру под одним стакселем (не хуже, чем под одним гротом). Но если «Фолькбот», например, где-нибудь в тесной гавани, под одним гротом успешно обходит канаты отданных якорей и носовые концы, заведенные на буйки, то на «Нефрите» это навряд ли удастся: на поворот оверштаг с малого хода он без стакселя не идет. Пытаться лавировать в подобной ситуации под одним стакселем опытный рулевой просто не рискнет. Поэтому при встречном ветре любой силы нам приходится добираться до своего места в гавани, неся стаксель и грот. (Последовательность их уборки, как всегда, диктует ситуация.)

«Нефрит» легок. Учитывать это необходимо при подходах и отходах, особенно при отходе в прижимной ветер. Задать ход с места нетрудно, но быстро гаснущая инерция может стать причиной аварии, грот без стакселя не вытянет яхту на ветер, а стаксель до того, как появится ход вперед, успеет свалить корпус назад, на причал.

Иногда рулевой «Нефрита» на какие-то секунды теряет ощущение руля, хотя яхта не приводится и не уваливается. «Потеряно или проворачивается перо руля!» — мелькает в сознании, но достаточно резко взять на себя или положить на борт румпель, как убеждаешься в том, что тревога ложная. Такое случается (и на крутых, и на полных курсах) при большой волне или на чрезмерном крене, когда балансирный руль выходит из воды своей верхней уширенной частью. Недостатком это не назовешь — нормальное управление сохраняется, но помнить, что твой руль иногда «цепляет воздух», следует. Хотя бы для того, чтобы зря не думать, что руль потерян.

С какой яхтой можно сравнивать «Нефриты» по скорости хода? По вооружению и размерениям им ближе всего «четвертьтонники» таллинской постройки, но пока нам не доводилось встретиться с ними на дистанции. Состязаясь с «Фолькботами» на «олимпийском треугольнике», «Нефриты» обходят их. Преимущество перед «Фолькботами» особенно заметно на попутных курсах: легкий корпус, плавниковый киль и топовый спинакер делают «Нефрит» победителем. Случалось нам обходить и таллинские «однотонники», и старенькие Л-60, и даже некоторые «пятерки», перестроенные в крейсера.

Однажды, неся грот и стаксель при шквалистом 7-балльном попутном ветре, «Бриз» на спокойной воде в шхерах Выборгского залива показал среднюю скорость 6,7 уз, а временами шел 8-узловым ходом. В открытом море с такой скоростью мы еще не ходили: рекорд «Бриза» на волнении пока не превысил 5,5 уз (при попутном ветре 6 баллов яхта несла грот и малый стаксель от «Дракона»).

Несмотря на то, что основной комплект парусов не перегружает яхту, брать рифы на ней, как и на большинстве других морских крейсерско-гоночных яхт, полезно уже при ветре 5 баллов. На свежую погоду, согласно данным верфи, «Нефриту» необходим штормовой грот площадью 6,7 м² и штормовой 5-метровый стаксель. Для слабых и попутных ветров надо иметь три генуэзских стакселя: один — площадью 15 м² и два одинаковой площади 21 м², но из разной по весу ткани. Будет полезен и второй спинакер больших размеров: у нас он имеет площадь 52 м². Отсутствие ряда нужных парусов — беда, избавиться от нее удастся, наверное, не скоро, но и с тем, чем снабжает «Нефриты» верфь, выходить в море можно.

Теперь об обитаемости. Достаточно испытав «Бриз» и в частых непродолжительных выходах, и в месячных походах по шхерам, и в крейсерских регатах, мы пришли к следующим выводам. Для гонок на дистанции менее 250 миль самый подходящий вариант — экипаж из четырех человек, на который и рассчитана планировка «Нефрита». Места для продуктов и запаса пресной воды (в алюминиевых канистрах, например) при этом оказывается вполне достаточно. Личные вещи и одежда в полиэтиленовых мешках размещаются под диванами.

В крейсерские плавания, даже непродолжительные, все же лучше идти втроем: четвертая койка при этом разбирается и приспосабливается для хранения выходных костюмов и т. п. Пригоден конечно, «Нефрит» и для дальних морских походов, но тут уже просто необходимо уменьшать число членов экипажа до трех, а то и до двух человек. В таких случаях, как известно, приходится, выигрывая место для запасов, принимать на каждого гораздо большие нагрузки по несению вахт и работе с парусами.

В качестве штурманского стола, отсутствующего на яхте, используем планшет — лист фанеры, укладываемый на койку.

Стоит еще добавить, что за два весенних ремонта и для поддержания пластмассового корпуса в хорошем состоянии в течение уже двух навигаций мы израсходовали гораздо больше моющих средств, чем краски. Традиционным способом перекрашивались только чугунный фальшкиль да деревянное перо руля. Грязь и мазут с надводного борта хорошо удаляются с помощью керосина, соляра, ацетона, мыла, растворов стиральных порошков и таких, например, материалов бытовой химии, как «Ванниол». Однако уже нельзя сказать, что борта, покрытые нитроэмалью, сохраняют первозданную белизну.

Подводная часть «Нефрита» очень быстро обрастает, приходится часто «килевать» яхту. Польские яхтсмены с успехом применяют различные необрастающие покрытия. По нашему мнению, если есть возможность между гонками и походами держать яхту на берегу, покрывать подводную часть специальным составом все же не стоит.

Нам, к счастью, еще не приходилось заниматься заделкой пробоин, трещин и сколов. На двух других «Нефритах» нашего клуба при мелком ремонте корпуса хорошо «прижилась» обычная эпоксидная шпаклевка.

Исчез ли специфический запах «химии» внутри яхты? Нет. Но он становится все менее ощутимым, и, надеемся, со временем выветрится полностью.

Неприятным спутником яхтсмена на пластмассовой яхте является запотевание: в холодные ночи конденсат скапливается на подволоке.

В. П. Гусев, «За рулем яхты «Нефрит», «Катера и яхты», 1976 г.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте