Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга»

Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга» — проект моторной лодки для самостоятельной постройки

Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга» — проект моторной лодки для самостоятельной постройки

Основные данные мотолодки «Радуга»
Длина наибольшая, м 3,75
Ширина наибольшая, м 1,40
Высота борта, м 0,565
Вес с полным оборудованием, кг 75
Пассажировместимость, чел. 3
Мощность подвесного мотора, л. с. 20-30

Моторную лодку «Радуга» можно построить как для гонок в классе SC-500, так и для скоростных прогулочных выходов, рыбной ловли, буксировки воднолыжника. Днищевым обводам ее корпуса придана большая килеватость, позволяющая идти на волнении с большой скоростью без ударных перегрузок, обычных на плоско-килеватых корпусах. При килеватости днища на большей части длины корпуса около 24° потеря гидродинамического качества компенсируется наличием горизонтального участка днища по килю (шириной на транце 260 мм) и продольными реданами. Лодка уверенно глиссирует на любом курсе относительно бега волн высотой до 0,7 м; при большем волнении рекомендуется снижать скорость и одного пассажира (или груз) размещать ближе к носу. Благодаря развитому брызгоотбойнику шириной до 80 мм по скуле и развалу высоких бортов по всей длине корпуса лодку не забрызгивает. Носовые образования сделаны относительно полными, чтобы обеспечить удовлетворительную всхожесть на волну.

Теоретический чертеж и общий вид мотолодки «Радуга»

Теоретический чертеж и общий вид мотолодки «Радуга»
увеличить, 2019х1803, 319 Кб

Таблица плазовых ординат

Линия Шпангоуты
1 2 3 4 5 6 7
  Высоты от ОЛ, мм
Скула С и Д 281 206 180 180 180 180
Палуба П 497 548 565 565 565 565
  Полуширота от ДП, мм
Днище К 82 110 110 110
Скула С 200 359 479 556 600 600 575
Скула Д 200 328 424 491 520 520 520
Борт Б 200 436 579 665 700 700 671
Палуба П 119 297 429 515 550 550 521
Редан Р-1 97 130 130 130

Установка реданов

Размер Шпангоуты
1 2 3 4 5 6 7
Отстояние редана Р-2 от линии киля, мм 60 173 173 173 173 173
Сечение редана Р-2 по шпангоутам, мм              
ширина 9 23 30 30 30 30
высота 6 12 14 14 14 14

Несколько мотолодок этого типа уже построено, а самая первая «Радуга» эксплуатируется в прибрежной полосе Ладожского озера и на Неве уже третью навигацию. На испытаниях ее с мотором «Москва-25» и разной нагрузкой — один, два и три человека на борту — скорости хода составили соответственно 51, 48 и 38 км/час.

Постройка мотолодок примерно таких же размеров уже не раз описывалась. Корпус собирается в положении вверх килем на предварительно изготовленных шпангоутных рамах. Дня контроля при сборке используется горизонтальная плоскость, соответствующая линии Б на теоретическом чертеже, поднятой от ОЛ на 450 мм.

Отметим, что 6-миллиметровая толщина горизонтального несущего участка днищевой обшивки в районе шп. 3 — транец при разбивке откладывается вниз от ОЛ (как и все толщины обшивки от теоретических линий). Теоретические полушироты этого участка (линия К) и фактические полушироты его выступающих краев, образующих первый редан (линия Р1), для удобства работы указаны и в таблице и на поперечных сечениях конструктивного чертежа. Второй редан накладывается на уже обшитый корпус; его ординаты и размеры приведены в таблице и на теоретическом чертеже.

Скуловой брызгоотбойник с горизонтальной рабочей гранью образуется заполнением пенопластом угла между выпущенным вниз краем листа бортовой обшивки и днищевой обшивкой.

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга»ясна из приводимых чертежей. Следует только пояснить, что нижний конец форштевня 1 надо вывести на шп. 3 и закрепить к его боковым граням концы килей 2, а затем снизу — конец горизонтального листа 28.

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга»

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга»
увеличить, 1696х1032, 380 КБ
1 — форштевень 20х40 (склеить из двух реек 10х40); 2 — киль в р-не шп.3 — транец, 20х30; 3 — стрингер 20х20; 4 — стрингер 10х30; 5 — карленгс 10х20; 6 — рейка 10х20; 7 — комингс, фанера 2х115; 8 — редан 14х30х3100 (заготовка); 9 — флортимберс 15х50; 10 — бимс, топтимберс 15х40; 11 — пенопластовый заполнитель (или из доски) δ=15; 12 — кница (бракета) с обеих сторон, фанера δ=2; 13 — болт М5; 14 — коротыш 15х20; 15 — стойка 15х20; 16 — рейка 15х20; 17 — пайол, фанера δ=6; 18 — зашивка транца с обеих сторон, фанера δ=4; 19 — обвязка транца 22х50; 20 — доска 22х150; 21 — заполнитель 22х70; 22 — рейка 20х20; 23 — наклонное дно ниши, фанера δ=4; 24 — горизонтальная часть ниши, фанера δ=4; 25 — брус (6 шп.) 15х50; 26 — рейка 15х30; 27 — обшивка и палуба, фанера δ=4; 28 — горизонтальный несущий участок днища, фанера δ=6.

Корпус собирается с применением эпоксидного клея, обшивается 4-миллиметровой фанерой и оклеивается слоем стеклоткани. Для обеспечения непотопляемости под палубой в районе от 1 до 3 шп. и по бортам между 6 и 7 шп. крепятся блоки марки ПСБС.

Сечения по шпангоутам
Сечения по шпангоутам
увеличить, 1631х1957, 527 КБ
1 — форштевень 20х40 (склеить из двух реек 10х40); 2 — киль в р-не шп.3 — транец, 20х30; 3 — стрингер 20х20; 4 — стрингер 10х30; 5 — карленгс 10х20; 6 — рейка 10х20; 7 — комингс, фанера 2х115; 8 — редан 14х30х3100 (заготовка); 9 — флортимберс 15х50; 10 — бимс, топтимберс 15х40; 11 — пенопластовый заполнитель (или из доски) δ=15; 12 — кница (бракета) с обеих сторон, фанера δ=2; 13 — болт М5; 14 — коротыш 15х20; 15 — стойка 15х20; 16 — рейка 15х20; 17 — пайол, фанера δ=6; 18 — зашивка транца с обеих сторон, фанера δ=4; 19 — обвязка транца 22х50; 20 — доска 22х150; 21 — заполнитель 22х70; 22 — рейка 20х20; 23 — наклонное дно ниши, фанера δ=4; 24 — горизонтальная часть ниши, фанера δ=4; 25 — брус (6 шп.) 15х50; 26 — рейка 15х30; 27 — обшивка и палуба, фанера δ=4; 28 — горизонтальный несущий участок днища, фанера δ=6; 29 — заполнитель, пенопласт ПХВ-1; 30 — опора для кормового сиденья — угольник 30х25х3, АМг; 31 — подушка и спинка сиденья, поролон и текстовинит; 32 — зашивка сиденья, фанера δ=3; 33 — рейка 30х30; 34 — рейка 10х30; 35 — планка δ=2, АМг; 36 — планка 4х15х380, фанера; 37 — опора для носового сиденья, угольник 30х25х3, АМг; 38 — угольник-коротыш 30х30х3 из АМг L=25; 39 — угольник-коротыш 30х20х3 из АМг, L=60.

Оборудование лодки после установки палубы с небольшим козырьком и сборки подмоторной ниши сводится к монтажу дистанционного управления с постом управления на борту в кормовой части кокпита, установке пайола в районе шп. 3-5 и двух мягких сидений. Спинкой кормового двухместного дивана служит обтянутый поролоном и текстовинитом бимс на шп. 6, являющийся и носовой кромкой подмоторной ниши.

Сиденья и пайол
Сиденья и пайол
увеличить, 1877х913, 185 КБ
Обозначения — см. на чертеже сечений по шпангоутам.

Для хранения запасов горючего и снаряжения используется закрытое пространство в носу под палубой и в корме под нишей в районе шп. 6 — транец, а также полочки вдоль бортов.

Если предполагается использовать «Радугу» в качестве гоночной мотолодки класса SC-500, следует зашить палубу до шп. 4 и не делать рецесса — подмоторной ниши, ограничившись установкой по транцу шельфа шириной 100 мм. Для всемерного снижения веса сечения набора, толщину обшивки борта и палубы можно несколько уменьшить (в разумных пределах!).

Дистанционное управление мотором для прогулочного варианта можно изготовить по приводимым чертежам.

Дистанционное управление мотором
Дистанционное управление мотором
увеличить, 1500х2891, 577 КБ
1 — пульт, АМг δ=2; 2 — стакан, АМг; 3 — вкладыш, текстолит; 4 — барабан, АМг; 5 — труба (вал), сталь; 6 — штурвал, АМг; 7 — обойма, δ=2, сталь; 8 — шкив, АМг; 9 — обойма δ=2, сталь; 10 — румпель, АМг; 11 — обойма δ=2, сталь; 12 — пруток Ø5, сталь; 13 — лист δ=2, Амг; 14 — полоса δ=5, текстолит; 15 — рейка, m=2,5 t=7,86 h=5,65, АМг; 16 — сектор, m=2,5 t=7,86 h=5,65, АМг; 17 — ручка газа δ=5, АМг; 18 — бобышка δ=15, АМг; 19 — бобышка, δ=10, АМг; 20 — рукоятка, текстолит, АМг; 21 — кожух δ=1, сталь АМг; 22 — палец Ø6, сталь; 23 — кольцо Ø8х1х10; 24 — Ø8х1х4; 25 — штифт, сталь; 26 — пиллерс (можно не ставить); 27 — фланец 2х18х30, АМг; 28 — труба Ø12х2, АМг; 29 — шток Ø7х2х115, АМг; 30 — штуцер, АМг; 31 — сердечник, пружинная проволока Ø1,8; 32 — гибкий металлический рукав; 33 — изолента (2 слоя); 34 — планка δ=5, АМг; 35 — зажим, АМг; 36 — наконечник, АМг; 37 — защелка, δ=1, сталь; 38 — поводок, сталь; 39 — палец, сталь.

Для прогулочного варианта разработано также и более сложное в изготовлении дистанционное управление с возвратно-поступательным движением сердечника привода, показанное на схеме общего вида лодки.

Пульт — бортовой кронштейн для расположенного горизонтально штурвала делается из легкого сплава АМг. Стакан монтируется на заклепках или винтах.

Управление газом монтируется на пульте винтами М4. Предварительно надо приклепать впотай текстолитовые полосы дет. 14 к дет. 13 и ручку газа к сектору.

Ю. А. Зимин, «Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга», 1972 год.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное