Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Складная лодка с мягкой оболочкой

Складная лодка с мягкой оболочкой.
Самодельная легкая, складная, двухместная разборная лодка

Складная лодка с мягкой оболочкой. Самодельная легкая, складная, двухместная разборная лодка своими руками

Предлагаю конструкцию очень простой в изготовлении и удобной в транспортировке складной лодки с мягкой оболочкой, которую наша семья успешно использовала на озерах (для прогулок и рыбной ловли). Когда эта лодка еще только задумывалась, было признано необходимым обеспечить ей следующие качества:

— возможность транспортировки на автомобиле или с помощью мотоцикла с коляской, для чего лодка должна быть складной;

— применение при изготовлении лодки дешевых и доступных материалов;

— небольшой вес, позволяющий спускать судно на воду максимум двум человекам;

— многоразовость сборки и разборки.

И как нам кажется, все эти условия были выполнены. Правда, лодка выглядит не столь уж элегантно, но свои обязанности она выполняет добротно.

Каркас лодки (набор судна) состоит из киля, носового и кормового штевней, 2 шпангоутов и бортовых конструкций из нетолстой фанеры. Обтягивается каркас оболочкой из водонепроницаемого брезента. По бортам лодки для крепости ставят деревянные бруски. Предусмотрены также 2 скамейки, пол из планок. Не забыты и весла.

Киль лодки образуют 2 деревянных бруска сечением 50x50 мм и длиной по 1060 мм. Бруски соединены друг с другом обычной дверной петлей (малой) на шурупах, так что длина «раскрытого» киля составляет 2120 мм (рис. 1). Таким образом петля обеспечивает складывание киля, что необходимо для удобства транспортировки лодки.

Корпус лодки (без шпангоутов)
Рис. 1. Корпус лодки (без шпангоутов):
1 — киль; 2 — штевень; 3 — пластина из дюраля; 4 — опорный борт; 5 — крепящая планка; 6 — петли опорного борта; 7 — петля киля; 1-1 — оси шпангоутов.

На обоих концах «раскрытого» киля выбирают по пазу, необходимых для крепления к килю носового и кормового штевней — дюралевых изогнутых трубок диаметром 25...30 мм. Нос и корма у лодки имеют одинаковую форму, поэтому и форма штевней одинаковая. Чтобы дюралевые трубки при изгибе не сломались, в них засыпают песок и плотно загоняют в отверстия деревянные заглушки. Изгибают трубки, поместив их между двумя деревянными столбиками, вкопанными в землю. Не забудьте сделать шаблон, чтобы проверить правильность формы штевней. Затем из сформированных трубок высыпают песок, в открытые концы снова крепят деревянные заглушки и обрезают последние заподлицо с концами трубок. Теперь остается поставить каждый штевень на свое место и просверлить за один установ отверстия в штевнях и брусках под болты диаметром М6...М8. Где сверлить отверстия, понятно из рис. 1.

Затем приступаем к изготовлению пары шпангоутов, которые имеют одинаковые размеры. Каждый шпангоут состоит из одного горизонтального деревянного бруска сечением 50x60 мм и длиной 750 мм и двух брусков сечением 25x60 мм и длиной 330 мм. Бруски шпангоутов крепят между собой с помощью металлических косынок на шурупах, как показано на рис. 2.

Шпангоут, укрепленный на киле
Рис. 2. Шпангоут, укрепленный на киле:
1 — уголок для крепления шпангоута на киле; 2 — косынка, соединяющая детали шпангоута; 3 — косынка для скамейки; 4 — крепящая планка.

К килю шпангоуты присоединяют с помощью алюминиевых уголков, используя болты М6...М8 с гайками.

Собрав каркас лодки из киля, штевней и шпангоутов, приступают к изготовлению опорных бортов из 3...4-миллиметровой фанеры. Опорных бортов требуется, естественно, два, причем каждый из них состоит из трех частей, скрепленных между собой небольшими петлями. Конфигурация опорного борта приведена на рис. 1.

Средняя часть борта крепится к шпангоутам четырьмя болтами М с гайками, а крайние части — к штевням с помощью пластинок из дюраля и тех же болтов М4.

Теперь можно приступать к раскрою оболочки, что проще всего делать «по месту». Выкроив и сметав ткань, ее примеривают на каркасе, вносят необходимые поправки и сшивают на обычной швейной машинке. А чтобы оболочку было легко снять с каркаса и надеть на него, в верхней части кормовой деки предусматривают разрез, который зашнуровывают тросиком. Отверстия, куда пропускается тросик, укрепляют шайбами и обметывают суровыми нитками (рис. 3).

Лодка в сборе и весло
Рис. 3. Лодка в сборе и весло:
1 — скамейка; 2 — крепящая планка.

Для повышения прочности конструкции лодки и для установки уключин сверху к шпангоутам болтами с гайками привинчивают по деревянной планке. Снизу к планкам крепят косынки из алюминия, на которые ставят скамейки (косынки эти привинчивают как к планкам, так и к шпангоутам). Теперь остается сделать из тонких планок пол-щит, который укладывают на горизонтальные бруски шпангоутов.

Полезно также водостойким клеем приклеить к брезенту снаружи полосы резины вдоль киля. Вот и все.

(Описывая конструкцию складной разборной лодки, автор не сказал, какой брезент он применил для изготовления оболочки. Но думаем, это не помешает умельцу сделать подобную лодку, так как наверняка материал для оболочки он будет изыскивать из собственных запасов или в соответствии со своими возможностями. — Прим. ред.)

А. Чугунов.

В раздел «Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное