Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Мотолодки, катера, яхты>>> Штормовые паруса яхт класса Л6

Штормовые паруса яхт класса Л6

При усилении ветра до 6-7 баллов капитаны яхт поступают по-разному. В крейсерском плавании берут один-два рифа на гроте и ставят стаксель № 2 или рейковый независимо от курса яхты относительно ветра. При этом имеют в виду, что если яхта и идет по ветру, то все равно надо иметь возможность в любой момент привестись и начать лавировку.

Если попутный шторм застигает яхту в гонке, то площадь парусности, как правило, не уменьшают. Кто уверен в яхте и экипаже, тот даже несет спинакер. На лавировке обычно ставят средний или малый генуэзский стаксель с высоким шкотовым углом и наглухо рифят грот.

Для облегчения смены стакселей на морских гоночных яхтах в настоящее время применяют обтекатель штага с двумя ликпазами, но располагают их не с разных сторон от штага, как это делалось раньше, а с одной — сзади.

Для взятия рифов на дакроновом гроте теперь не применяют патент-рифа, поскольку это требует много времени, да и ненадежно, а кроме того, искажается форма паруса. На взятие рифов традиционным способом опытная команда тратит не более 20 сек, так что если за кормой соперник идет на расстоянии двух-трех корпусов, ему не удастся выйти вперед за это время.

Для ускорения операции на вертлюге гика вместо штык-болта делается крюк или штырь с головкой, на который, осадив грот, надевается передний люверс нужного ряда рифов; заранее заведенный в кренгельс на задней шкаторине риф-шкентель (иногда мерной длины) выбирается втугую и закладывается за гребенку на гике. При выполнении этой операции, разумеется, работают еще с грот-фалом, топенантом и гика-шкотом.

Если после взятия рифов намереваются идти только несколько минут, то лишнюю парусину даже не сезнюют; если же планируют идти долго, то парусину скатывают и не очень туго стягивают сезнем через люверсы, пробитые на гроте через каждые 75 см. Этот cпоcoб взятия рифов применяется только для дакроновых парусов, поскольку прочности других тканей может оказаться недостаточно.

Схема примерного расположения рифов на дакроновом гроте для яхты класса Л6 показана на рис. 1. Согласно международной практике морских гонок, принято, чтобы последний ряд рифов уменьшал площадь грота на 50%.

Рис. 1. Штормовые паруса на яхте Л6

Штормовые паруса яхт класса Л6

Когда ветер свежеет до 9-10 баллов (24-26 м/с), и на крейсерской, и на гоночной яхте применяют одни и те же штормовые паруса (трисель и штормовой стаксель).

По правилу IOR п. 851.3, триселем называют такой парус, который значительно меньше по площади, чем обычный полностью зарифленный грот, и сшит из ткани, прочность которой соответствует назначению паруса. В международной морской практике рекомендуется площадь триселя брать равной 20% от обмерной площади парусности или (при нарушении этого условия) на триселе, как и на гроте, делается ряд рифов. О штормовом стакселе в правиле IOR п. 892.1 сказано конкретнее: он должен иметь площадь, не превышающую 0,05J, с длиной передней шкаторины не больше 0.65J (где J — высота переднего парусного треугольника).

Комплект штормовых парусов, показанный на рис. 2 (трисель площадью 9 м² и стаксель 6,5 м²), был «испытан» на «шестерках» в 1975 г., когда яхты, возвращающиеся из ПНР после участия в регате, попали в открытой Балтике в затяжной 9-10-балльный шторм. Эти паруса при силе ветра 24 м/с позволяли маневрировать и лавировать без перегрузки такелажа и рангоута. Повороты оверштаг удавались даже под одним стакселем.

Рис. 2. Штормовые паруса для «шестерки»: а — трисель; б — штормовой стаксель

Штормовые паруса для «шестерки»
Площадь триселя — 9 м², стакселя — 6,5 м². Рекомендуется брать материал с удельным весом не менее 300 г/м². Все шкаторины прямые. Грот ликуется по передней и нижней шкаторинам капроновым тросом Ø12-14 мм под ликпаз; по задней шкаторине — капроновым тросом Ø8-10 мм. Стаксель имеет стальной ликтрос Ø6 мм по передней шкаторине.
Все швы прошивают тремя строчками. Боуты изготавливают в шесть слоев. Люверсы по передней шкаторине грота и стакселя выполняют через 500 мм.

При шитье штормовых парусов следует стремиться к тому, чтобы на парусе оказалось минимальное число швов; полотнища желательно располагать параллельно задней и нижней шкаторинам, т. е. так, как раньше шили паруса для рыбацких парусных судов. На случай повреждения ликпаза или поломки деревянной мачты целесообразно по передней шкаторине триселя ставить люверсы для слаблиня, а фаловый угол не делать выше узла нижних краспиц.

Должна ли нижняя шкаторина триселя быть свободной или она может быть прикреплена к гику, правила IOR не регламентируют.

В настоящий момент в яхтенной практике трисели различают по форме паруса (с низким или высоким шкотовым углом) и по способу крепления шкотового угла (на гике или с проводкой шкотов на корму).

Трисели с низким шкотовым углом лучше использовать при сильном волнении, когда яхта часто оказывается между гребнями высоких волн; трисели с высоким углом позволяют идти несколько круче к ветру на сравнительно гладкой воде.

При проводке трисель-шкотов на корму иногда приходится иметь раздельные шкоты правого и левого бортов, кроме того, трисель плохо стоит на полном курсе.

При креплении шкотового угла триселя на гике яхта лавирует значительно лучше и трисель хорошо стоит на полных курсах, но, во-первых, точку крепления гика-шкота к гику следует перенести в точку крепления шкотового угла триселя к гику и, во-вторых, на случай поломки гика обязательно нужно иметь запасной трисель-шкот, проведенный на корму.

* * * * *

Обычно яхтсмены придают мало значения штормовым парусам (до тех пор, пока не попадут в аварийную ситуацию). На «Кубке Балтики» на многих яхтах штормовые паруса вообще отсутствуют, до сих пор встречаются яхты, не имеющие ни одного ряда люверсов для рифов на гроте. Это, конечно, не может быть признано «хорошей морской практикой», как она трактуется правилами безопасности и опытом плавания на яхтах.

К. Г. Бойков, «Катера и яхты», 1981 г.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте