Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Лодочные моторы>>> Самодельный подвесной лодочный мотор для байдарки

Самодельный подвесной лодочный мотор для байдарки — лодочный мотор своими руками

Я уже несколько лет путешествую на байдарке «Ладога» под самодельным подвесным лодочным мотором, который скомпоновал сам, своими руками из велодвигателя «Д5» и подводной части мотора «Салют». Весит он всего 8 кг, устанавливается на корму и управляется дистанционно. Скорость байдарки с тремя пассажирами — 12 км/час.

По разработанным мною чертежам такие моторы сделали еще несколько человек. Я получаю письма от туристов-байдарочников с просьбами рассказать о конструкции мотора. Надеюсь, что он заинтересует и некоторых читателей. Я сконструировал самодельный подвесной мотор для байдарки, исходя из самой элементарной технологии (никакого литья, только токарные, фрезерные и сварочные работы), в расчете на постройку в любительских условиях.

Технические данные самодельного подвесного лодочного мотора
вес, кг 8
диаметр цилиндра, мм 38
ход поршня, мм 40
рабочий объем цилиндра, см³ 45
степень сжатия 5,7
тип двигателя — одноцилиндровый, двухтактный с кривошипно-камерной продувкой

Сборочный чертеж самодельного подвесного мотора для байдарки

Самодельный подвесной лодочный мотор для байдарки — лодочный мотор своими руками
1 — цилиндр (от «Д5»); 2 — рубашка водяного охлаждения; 3 — трубка подачи воды охлаждения Ø7;
4 — выхлопной трубопровод 19х1, латунь; 5 — обтекатель δ=1, АМг; 6 — насадка, АМг;
7 — гребной винт Ø150 (от мотора «Кама»); 8 — гайка-обтекатель М8; 9 — наконечник вала, Ст. 45;
10 — резиновая муфта (от «Москвы»); 11 — редуктор (от мотора «Салют»); 12 — крышка редуктора;
13 — антикавитационная пластина; 14 — вертикальный вал; 15 — дейдвуд; 16 — подвеска-гнездо;
17 — буфер, резина; 18 — кронштейн; 19 — хомут; 20 — фланец стартера; 21 — диск для штуртроса Ø18; 22 — прижимной диск; 23 — храповая втулка; 24 — шнур стартера; 25 — шкив стартера:
25 — пружина стартера (от мотора «Кама»); 27 — корпус стартера: 28 — храповик: 29 — коленчатый вал; 30 — картер; 31 — магнето: 32 — бензобак, АМг; 33 — трос для откидывания мотора.

Двигатель работает на автобензине A-66, А-72, А-74 или A-76 в смеси с автолом в соотношении 20 : 1.

При применении карбюратора К34Б номинальная мощность при 4500 об/мин коленчатого вала составляет 1,2 л. с., а расход топлива — около 0,5 л/час. Если установить карбюратор от лодочного мотора «Салют», то мощность повысится до 2 л. с. (при 5000 об/мин) с соответствующим увеличением расхода топлива.

Мотор переделан на водяное охлаждение. На нем установлена подводная часть от «Салюта» с угловым редуктором (передаточное отношение 12 : 22) и водяной помпой, подающей охлаждающую забортную воду в рубашку цилиндра. Двухлопастной гребной винт (диаметр уменьшен до 150 мм) взят от лодочного мотора «Кама». Для защиты винта от повреждений на подводной части закреплена специальная направляющая насадка.

Емкость бензобака около 2,5 л. Горловина и кран расположены так, что заправка возможна как в рабочем, так и в откинутом положении мотора, утечка горючего через незакрытый кран при откидывании мотора исключается.

Стартер размещен в нижней части двигателя вблизи оси подвески, что предотвращает откидывание мотора при запуске. Длина убирающегося пускового троса выбирается по месту (около 1,5 м), конец его оснащен резиновой ручкой (на соединительной муфте) и пропущен сквозь отверстие в спинке кокпита у левого борта.

Дроссель карбюратора управляется ручкой газа от мотоцикла «Ява» или «Ковровец» (применять ручку от велодвигателя «Д5» не рекомендую — ненадежна), которая устанавливается на металлической трубке, шарнирно соединенной посредством тяги с рычагом румпеля (см. схему). К концам рычага, закрепленного на корме байдарки над декой на рамке, сделанной из трубы байдарочного весла, прикреплен посредством талрепов штуртрос диаметром 2—2,5 мм, охватывающий диск с канавкой на моторе. Трубка ручки газа при осевом перемещении поворачивает рычаг румпеля, а вместе с ним посредством штуртроса и мотор. Она закреплена на левом фальшборте вблизи спинки кокпита и снабжена ограничителями угла поворота мотора (не более 45° на каждый борт).

Схема дистанционного управления самодельным
подвесным лодочным мотором

Схема дистанционного управления самодельным подвесным лодочным мотором
1 — трос для откидывания мотора; 2 — трос стартера; 5 — штуртрос; 4 — рамка из дюралевых труб Ø30; 5 — швеллер; 6 — талреп; 7 — диск для штуртроса; 8 — румпельный рычаг, дюраль δ = 4;
9 — рулевая тяга, трубка Ø15; 10 — трубка ручки газа: 11 — направляющая обойма; 12 — ручка газа;
13 — угольники для крепления швеллера к фальшборту.

Для дистанционного откидывания мотора к нему прикреплен трос, пропущенный сквозь отверстие в спинке кокпита байдарки у правого борта. Все тросы присоединяются к мотору на муфтах, благодаря чему его легко снимать с байдарки.

Самодельный подвесной мотор на байдарке
Самодельный подвесной мотор на байдарке.

Узел подвески самодельного подвесного мотора крепится на кормовой оковке оболочки. Оковку со срезанными петлями баллера руля и рымом следует усилить, приварив к ней пластину и кницы. При сборке байдарки кормовая оковка жестко прикрепляется к бобышкам на ахтерштевне тремя винтами М5, пропущенными сквозь обшивку.

Мотор можно ставить и на борту (для чего следует сделать специальную опору), а также на транцевых лодках прогулочного типа с помощью струбцины. В этих случаях ручка газа может быть установлена на коротком румпеле, закрепленном на моторе в вертикальной плоскости с помощью шарнира.

Длина дейдвудной трубы (а также выхлопной и водоподающей труб и трансмиссионного вала) выбирается с учетом размеров и формы кормовой оконечности лодки.

Для смазки редуктора подводной части применяется нигрол (50—60 см³), который рекомендую заменять через каждые 50 часов работы.

При использовании готовых узлов и деталей подвесной лодочный мотор можно сделать в любой мастерской, располагающей токарным, универсально-фрезерным, долбежным и сверлильным станками, а также установкой для аргоно-дуговой сварки алюминиевых сплавов и газосварочным аппаратом.

Е. Ф. Сахно, «Катера и яхты» 1971 г.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте