Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Лодочные моторы>>> Ремонт «Вихря» в походных условиях — что делать, если мотор не работает

Ремонт «Вихря» в походных условиях — что делать, если не работает лодочный мотор

Ремонт «Вихря» в походных условиях — что делать, если не работает лодочный мотор В дальнем ли вы походе или просто вышли порыбачить на день-два — неважно. В любом варианте может случиться, что вы вдруг услышите, как в равномерное гудение вашего «Вихря» вкрадывается какой-то стук или другой посторонний звук — возможно, вам предстоит ремонт вашего «Вихря». Причем частенько ремонтом лодочного мотора приходится заниматься в походных условиях.

Опытный водитель сразу на слух «поймает» нарушение нормальной работы мотора. Новичок же заметит это только тогда, когда стук станет отчетливым. Более или менее серьезную поломку определит каждый, так как при этом сразу падают обороты двигателя. Но лучше такой поломки не дожидаться и, не откладывая в долгий ящик заняться ремонтом «Вихря».

Уловив на слух изменение режима работы двигателя, сразу же сбрасывайте газ и выключайте зажигание! Иначе мотор может «разнести» до такой степени, что потребуется сложный и дорогостоящий ремонт. А вовремя остановив мотор, вы, скорее всего, сможете его отремонтировать (разумеется, при наличии соответствующего инструмента и запчастей!).

После того, как вы остановили мотор, не надо сразу кидаться его разбирать — повреждение может быть сугубо внешним. Снимите капот и осмотрите видимые узлы, например, пусковое устройство.

Если вы уже хоть раз ремонтировали «Вихрь» и разбирали мотор, то, вполне возможно, при сборке не обратили внимание на одну особенность крепления храпового диска. Дело в том, что на заводе сборщик, завернув впотай винт крепления, обязательно закернит шлиц, чтобы винт не отворачивался от вибрации. А владельцы моторов этого не знают, при ремонте «Вихря» завернут винт и сразу ставят блок стартера. Крепление постепенно ослабевает, диск и винты начинают задевать за блок стартера. В этом случае пусковое устройство быстро приходит в негодность. Нужно обязательно закернить винт.

Осмотрите привод газа, механизм реверса. Неисправности, которые могут встретиться в этих узлах, настолько очевидны, что мы не будем на них задерживаться.

Допустим, видимых повреждений нет. Выверните и осмотрите свечи — не лопнул ли фарфор изолятора. Кусочки фарфора могут вывалиться в камеру сгорания и будут там стучать.

Если фарфор цел, внимательно посмотрите, нет ли на свечах следов металла. Наличие металла на свече означает, что в том цилиндре, из которого она вывернута, произошла какая-то механическая поломка.

В этом случае нужно снять и осмотреть головку цилиндров. На сфере головки и на днище поршня могут быть следы металла от гайки, шайбы или какого-нибудь другого предмета, случайно попавшего во всасывающий канал двигателя через карбюратор.

Причиной появления металла на головке и поршне может явиться сломанное поршневое кольцо, куски которого попадают через продувочные окна в цилиндр и, когда поршень приходит в верхнюю мертвую точку, оказываются в зазоре между днищем поршня и головкой. Кроме того, может сломаться сепаратор в нижней головке шатуна, куски которого через продувочный канал тоже попадают в цилиндр.

После того, как вы установили, что неисправен один из цилиндров мотора «Вихрь», снимите, руководствуясь инструкцией, двигатель с дейдвуда, затем снимите цилиндр. Уточнив место поломки, определите степень повреждения. Если (в случае поломки кольца) поршень имеет небольшое количество забоин, и канавки поршневых колец повреждены незначительно, промойте двигатель в бензине и приступайте к ремонту.

Опытный водитель уже по характеру забоин на головке цилиндров и днище поршня сможет определить, что именно сломалось — кольцо или сепаратор. Если сепаратор, то на дальнейшем походе поставьте крест — отремонтировать мотор «Вихрь» можно будет только в мастерской. А если кольцо, то при наличии запчастей ремонт будет несложным: зачистите канавки колец, днище поршня, головку цилиндров, поставьте новое кольцо и двигайтесь дальше.

Бывает, что треснувшее кольцо «съедается» постепенно. Куски кольца, отламываясь, вылетают через окна наружу и не производят «предупреждающего» стука в моторе. Просто вдруг заметно падают обороты. Эту неисправность, как и залегание колец, можно установить и не разбирая мотора, проверив компрессию обоих цилиндров. Плавно потяните за шнур. Вы по опыту знаете, какое усилие нужно приложить, чтобы с помощью шнура «провернуть» двигатель. Если шнур идет легче чем обычно, то в каком-то цилиндре компрессия упала или отсутствует вообще. Чтобы установить, в каком именно, опять потяните шнур, попеременно выворачивая свечи верхнего и нижнего цилиндров. Если в одном случае шнур будет вытягиваться гораздо легче, значит, в цилиндре со свечой компрессии нет. Разбирайте его и ставьте новое кольцо.

Если по состоянию свечей нельзя определить характер повреждения, то проверьте, не задевает ли маховик за сердечник катушки зажигания. Плавно потяните пусковой шнур. Если при проворачивании маховика раздается посторонний стук, то переведите ручку газа на «стоп», оттяните поводок магнето и, удерживая пальцем поводок в этом положении, опять проверните маховик. Если он действительно задевает за основание магнето, то толчки будут передаваться на поводок.

Если механических повреждений нет, а мотор все-таки не работает, проверьте системы питания и зажигания.

При сборке мотора обратите особое внимание на ее последовательность. Посадите на место цилиндры, но не торопитесь туго затягивать гайки. Поставьте, тоже не закрепляя, головку цилиндров, установите и плотно приверните к цилиндрам выхлопной коллектор. Теперь можете затягивать крепеж цилиндра, а затем и головки.

После любого ремонта «Вихря», связанного с разборкой двигателя, необходимо вновь произвести хотя бы кратковременную обкатку, тщательно прислушиваясь к работе мотора. Если мотор работает ровно, без стука и перебоев, можете вскоре прибавить обороты.

Перед выходом в плавание пополните деталями штатный ЗИП. Рекомендую захватить хотя бы один запасной поршень.

О. Гаврилов, «Катера и яхты» 1971 г.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте