Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект двухсекционной моторной лодки

Проект двухсекционной разборной моторной лодки

Дата публикации: 12 февраля 2017 г.

Секционная лодка под мотор средней мощности

Проект двухсекционной разборной моторной лодки

Идея постройки такой секционной прогулочной лодки родилась еще в 1979 году, когда в СССР были популярны дальние походы на моторных судах по внутренним водным путям.

До этого мной были построены: фанерная лодка по типу «Москвички», но с увеличением всех размеров на 10%; 3,5-метровая лодка с килеватым днищем (17°) под «Москву-25»; 3-метровый мини-тримаран по типу «Фламинго» и большая прогулочная лодка длиной 4,5 м с обводами, аналогичными «Казанке-2», под мотор «Нептун-23». Секционный вариант новой скоростной и вместительной 4,2-метровой лодки давал возможность упростить ее транспортировку (в основном — в кузове грузового автомобиля), переноску силами экипажа при преодолении сложных маршрутов и хранение в помещении в зимнее время.

В то время нам не были известны конструкции секционной разборной лодки под мотор средней мощности, обеспечивающие надежное соединение частей при высоких динамических нагрузках, возникающих при глиссировании. Представляла сложность и проблема максимального упрощения процесса сборки-разборки лодки и монтажа оборудования, поскольку имелось в виду, что наша разборная мотолодка в то же время должна быть достаточно комфортабельной и хорошо оборудованной! Предстояло разработать конструкцию удобного и не затрудняющего стыкование секций дистанционного управления с консольным пультом. По сравнению с этой далеко не простой задачей, оборудование секций мягкими, раскладывающимися сиденьями, ветровым стеклом, сухим носовым багажником и тентом уже не представляло особой сложности.

Эскиз общего вида разборной лодки

Эскиз общего вида разборной лодки
увеличить, 1473х466, 56,0 КБ

Основные данные двухсекционной моторной лодки
Длина габаритная, м 4,2
Ширина габаритная, м 1,54
Высота борта на миделе, м 0,55
Угол килеватости днища, град 12
Длина и вес носовой секции, м (кг) 2,2 (45)
Длина и вес кормовой секции, м (кг) 2,2 (45)
Нормальная пассажировместимость, чел.                     5
Мощность подвесного мотора, л. с. 23-30

Поскольку предполагалось эксплуатировать лодку в основном на реках с небольшим волнением, было принято решение строить малокилеватый корпус. Для упрощения стыковки мы остановились на варианте, состоящем всего из двух секций, причем вес кормовой секции с транцем и пультом управления не должен был превышать 55 кг.

Эскиз теоретического чертежа мотолодки (проекция «корпус»)

Эскиз теоретического чертежа мотолодки

Таблица плазовых ординат

Линия Шпангоут
1 2 3 4 5 6 7
Высоты от ОЛ, мм
Борт Б 576 544 516 484 456 424 396
Слом Б 358 278 232 208 196 188 184
Скула 260 180 133 108 94 88 86
Слом Д     100 (+18) 68 (+18) 54 (+18) 50 (+18) 45 (+18)
Киль 68 0 0 0 0 0 0
Полушироты от ДП, мм
Борт 560 718 766 776 778 776 774
Слом Б 412 (-4) 624 (-8) 718 (-8) 754 (-8) 758 (-8) 758 (-8) 758 (-8)
Скула 326 568 684 728 739 735 730
Слом Д     600 600 600 600 600
Знаки (+) или (-) обозначают координаты слома, откладываемые наружу (+) или внутрь (-) периметра шпангоута.

В качестве основного материала корпуса применен стеклопластик на основе стеклоткани АСТТ(б)С2 и эпоксидной смолы ЭД-20. Из стеклопластика изготовлено днище и часть борта до слома Б, который играет роль ребра жесткости и брызгоотбойника (в носовой части). Борт выше этого слома, а также палуба и конструкции внутри корпуса изготовлены из 4-мм авиационной фанеры БС-1. Борта и палуба снаружи оклеены стеклосеткой СЭ на эпоксидной смоле и выравнены перед окраской шпаклевкой НЦ-008.

На днище лодки сформирован продольный уступ высотой 20 мм — слом Д (по аналогии с лодкой «Лещ» конструкции Д. А. Курбатова), который увеличивает жесткость конструкции и уменьшает проскальзывание малокилеватого корпуса на поворотах. Продольными элементами набора являются: 4 дубовых днищевых стрингера, заформованных в стеклопластик; киль, выклеенный из сосновых реек 5x50 в кондукторе, а также привальный брус, установленный с внешней стороны обшивки. Поперечными элементами набора корпуса служат два стыковочных шпангоута по краям секций и две переборки, выделяющие кормовой и носовой отсеки.

Конструкция стыковочных шпангоутов

Конструкция стыковочных шпангоутов
1 — флор- и топтимберсы, сосна 20x50; 2 — заполнитель (сосна); 3 — заполнитель ПС-1;
4 — рейка 20x20; 5 — киль, склейка 40x50 (сосна); 6 — стрингер 15x30; 7 — втулка стыковочная, латунь; 8 — зашивка, фанера δ = 4 мм; 9 — стеклопластик; 10 — уголок Д16 20x20; 11 — рейка 20х20; 12 — лючок; 13 — привальный брус 20x45.

Как показала практика пятилетней эксплуатации лодки, данная конструкция обеспечивает прочность и надежность корпуса. Так, за это время пройдено более 5 тысяч километров по рекам и озерам Белоруссии и каких-либо следов разрушения корпуса не обнаружено. Наличие лишь небольшого количества жестких поперечных элементов делает обшивку днища эластичной, что смягчает ударные нагрузки при ходе на волнении и амортизирует удары о «топляки».

Чертежи стыковочной втулки и направляющего вкладыша
Чертежи: а — стыковочной втулки под болт М8; б — направляющего вкладыша.
Материал — латунь ЛС-52.

Соединение секций между собой выполнено на девяти болтах М8 с латунными втулками. Я посчитал недостаточно надежными различные замки и защелки, применяемые в опубликованных в «КиЯ» конструкциях складных и парусных лодок. Некоторое увеличение трудоемкости сборки секций на болтах компенсируется повышением надежности соединений. Поскольку при использовании эпоксидного стеклопластика с его незначительной усадкой при полимеризации удается обеспечить идеальное совпадение стыковочных плоскостей, оказалось возможным отказаться от применения резиновых прокладок. При сборке секций достаточно нанести на одну из плоскостей по внешнему периметру валик герметика толщиной 2-3 мм и шириной 4-6 мм. В качестве такого герметика можно использовать автогерметик-гермесил, густую вакуумную смазку, наконец — обыкновенный пластилин. При затягивании стыковочных болтов часть выступившего герметика удаляется ножом.

Технология сборки лодки, занимающей не более получаса, заключается в следующем. На ровном участке укладывается кусок фанеры или картона, на который ставится килем вниз кормовая секция. Картон должен перекрывать область стыка для того, чтобы предотвратить попадание на плоскости травы и песка. Затем наносится герметик и во втулки вставляются направляющие вкладыши с выступающими конусными концами. Носовая секция подводится стыковочной плоскостью к кормовой. Один человек придерживает носовую секцию за носовой рым, а второй — вставляет и завинчивает болты. Далее устанавливается ветровое стекло, сиденья, крышки кормового и носового отсеков. Поскольку пульт ДУ расположен в кормовой секции, монтажа последнего не требуется и после подсоединения тросов к мотору лодка готова к эксплуатации.

Разборная двухсекционная лодка

Несколько слов об очень удачной конструкции пульта ДУ. Пульт изготовлен в виде консоли, поворачивающейся относительно горизонтальной оси; последняя закреплена на переборке заднего отсека вблизи киля. Пульт может поворачиваться и закрепляться в любом самом удобном в данный момент положении с углом наклона к линии киля от нуля до 70°. В транспортном положении он укладывается на пайол. Проводка тросов выполнена внутри консоли пульта таким образом, что при его повороте натяжение тросов не изменяется: они пропущены через полую ось. На пульте ДУ расположены: рулевое колесо (от самолета); рукоятка самодельного спаренного управления «реверс-газ», соосная с рулевым колесом; тахометр-спидометр типа ТС-1; переключатель режимов работы миллиамперметра ТС-1 на измерение зарядного тока и напряжения аккумулятора; замок зажигания; выключатели фары и заряда аккумулятора.

Проект секционной лодки

Теперь о технологии. У нас были грандиозные планы строительства серии лодок подобного типа, поэтому была изготовлена деревянная матрица без транца с наружным набором и обшивкой из строительной 4-мм фанеры. Обшивка покрывала днищевую часть и заканчивалась на сломе борта, а топтимберсы шпангоутов матрицы заканчивались на привальном брусе. Обшивка матрицы лежала с внутренней стороны набора. На стыках обшивки днища и бортов эпоксидной шпаклевкой формировалось закругление радиусом 4 мм. После покрытия матрицы несколькими слоями нитрошпаклевки НЦ-008 и нитроэмали обшивка полировалась. Такая матрица позволяет получать глянцевую поверхность корпуса и выклеивать в ней 10-20 корпусов.

Прежде всего устанавливалась бортовая обшивка, которая крепилась к набору матрицы длинными тонкими гвоздями без шляпок таким образом, чтобы концы гвоздей выступали из реек набора с противоположной стороны. На концы топтимберсов матрицы устанавливался заранее выклеенный из реек на кондукторе привальный брус, который крепился к обшивке шурупами и клеем. Далее, по предполагаемой плоскости разъема устанавливалась временная разделительная переборка, изготовленная из толстой фанеры; места стыков переборки с обшивкой матрицы заделывались пластилином.

Изготовление лодки начиналось с носовой секции. В качестве разделительного слоя при выклейке использовалась мастика для пола «Эдельвакс». Декоративный слой толщиной 0,5-0,8 мм наносился резиновым шпателем. Состав композиции декоративного слоя (по весу): смола ЭД-20 — 30%; мелкодисперсная окись алюминия (3-5 мкм) — 60%; окись цинка — 3%; отвердитель — 4%. Компоненты, кроме отвердителя, предварительно смешивались в разогретом до 60° состоянии, а затем, после остывания смеси, вводился отвердитель. Работа велась порциями состава по 0,5-0,8 кг.

После желатинизации декоративного слоя укладывалась стеклоткань на смоле без наполнителей. Укладка ткани (4-5 слоев) выполнялась с нахлестом на бортовую обшивку в 40-50 мм. Затем полосками стеклоткани приформовывались переборка и стыковочный шпангоут. Оставшиеся 3 слоя укладывались с переходом на переборку и полным закрытием тканью продольного набора и стыковочного шпангоута. На формовку одной секции лодки силами трех человек уходило 8 часов.

Кормовая секция формировалась аналогичным образом после полного отверждения носовой, удаления разделительной переборки и смазывания стыковочной плоскости носовой секции мастикой «Эдельвакс». Формовка стыковочной плоскости кормовой секции непосредственно на носовой обеспечило идеальное совпадение плоскостей.

До извлечения секций из матрицы выполнялось совместное сверление отверстий в стыковочных шпангоутах под втулки. Тонкой ножовкой бортовая обшивка и привальный брус перепиливались по плоскости стыка. После удаления гвоздей, крепящих обшивку лодки к набору матрицы, секции вынимались, вклеивались стыковочные втулки и производилась достройка лодки (установка бортов выше привального бруса, монтаж палубы, ветрового стекла, внутреннего оборудования).

В данной конструкции часть борта выше привального бруса изготавливалась следующим образом: к привальному брусу на отрезках алюминиевого уголка устанавливались кницы, вырезанные из 12-мм фанеры, пространство между ними заполнялось пенопластом ПСБ-П и выполнялась оклейка 4-мя слоями стеклоткани АСТТ(б)С2. На плоскости стыка секций фанерная кница выполнялась двойной с соединением болтом М6. При разъединении секций этот болт развинчивался через лючок, выполненный на внутренней части зашивки борта.

На лодке устанавливался «Вихрь-30Р Электрон» с доработками, направленными на увеличение мощности. К их числу относятся: полировка головок поршней и полости камеры сгорания, подрезка головки для увеличения степени сжатия, установка пенопластовых наделок на щеки кривошипов с креплением полосками стеклоткани. Повышение степени сжатия на 15% сопровождалось подгонкой объемов камеры сгорания обоих цилиндров с точностью не хуже 5%, что снизило вибрацию при работе мотора. Кроме перечисленных доработок штатная система зажигания заменялась на самодельную тиристорную с двухискровой бобиной от мотоцикла «Урал» и оптическим датчиком, состоящим из светодиода АЛ-107 и фотодиода КФДМ; при этом на маховике устанавливался металлический флажок. В редукторе вместо бронзовой втулки гребного вала использовались два шарикоподшипника №203 в удлиненном стакане, в связи с чем изменялось расположение гребного винта на валу.

Секционная лодка с мотором

С таким мотором скорость лодки с одним водителем на борту составляла 53-54 км/ч при 5800-6000 оборотов коленвала в минуту. С нагрузкой пять человек и 200 кг груза и с полированным винтом Н-280 мм скорость составила 43-45 км/ч.

И. Петрович, «Катера и яхты», 1997 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное