Главная>>> Лодочные моторы>>> Подвесной лодочный мотор «Прибой»

Подвесной лодочный мотор «Прибой»

Подвесной лодочный мотор «Прибой» Туристы, рыболовы, любители-водномоторники получили новый, по счету уже восьмой подвесной мотор серийного производства. Это — мотор небольшой мощности «Прибой».

Что можно сказать о подвесном лодочном моторе «Прибой»? Окончательное суждение вынесут, конечно, потребители, испытав мотор в самых различных условиях практической эксплуатации. Но уже сейчас можно отметить вполне современный внешний вид, чистоту отливки, отличное выполнение как отдельных узлов, так и мотора в целом, не уступающее и прославленным шведским моторам.

Хорош легкий пластмассовый капот, тщательно отделана каждая деталь, независимо от того, находится ли она снаружи или под кожухом. Следует особо подчеркнуть применение двухцилиндровой схемы, удобного (особенно в моторах средней и малой мощности) нижнего запуска. Впервые на отечественных моторах имеются мощное магдино (освещение) и указатель уровня топлива. Даже то, что инструкция к подвесному мотору «Прибой» снабжена отчетливо читаемыми чертежами и отпечатана на сравнительно хорошей бумаге, свидетельствует о заботе завода о качестве своей продукции.

На мотор приятно посмотреть, но этого еще недостаточно. Важны и технические параметры мотора. А здесь подвесной лодочный мотор «Прибой» уступает (к сожалению, иногда существенно) лучшим мировым моторам аналогичного класса. Если его удельный вес не вызывает особых возражений, то литровая мощность (40 л. с./л) значительно ниже, чем у моторов «Томос» (Югославия), «Кресчент» (Швеция) или «Цюндап» (ФРГ), для которых этот показатель равен 60-65 л. с./л. Удельный расход горючего (около 500 г/л. с. час против 300 у названных иностранных моторов) также чрезмерно высок; по-видимому, за прототип был выбран далеко не лучший образец с малоэкономичной дефлекторной системой продувки.

Очевидно, заводу следует подумать об улучшении основных параметров подвесного лодочного мотора «Прибой». Желательно увеличить номенклатуру прилагаемых к мотору инструмента и запчастей, отказаться от (к сожалению, традиционной) матерчатой сумки, заменив ее удобным инструментальным ящиком.

Отечественный подвесной лодочный мотор «Прибой» (1969 год)

В 1965 г. было прекращено производство 5-сильного подвесного лодочного мотора «Стрела», и самым маломощным мотором, предназначенным для установки на мелкие суда, на долгое время оказался 8-сильный «Ветерок-8» первой модели. Между тем владельцам относительно тихоходных лодок, используемых для прогулок, туризма и рыбной ловли, был нужен недорогой, экономичный, и надежный двигатель мощностью 4-5 л. с.

Заполнить этот пробел и должен 5-сильный подвесной лодочный мотор «Прибой», выпуск которого начался еще в прошлом году.

Основные технические данные мотора «Прибой»
Диаметр цилиндра, мм 48
Ход поршня, мм 34
Рабочий объем, см³ 124
Степень сжатия (действительная) 5,5
Мощность двигателя (после приработки), л. с. 5±0,3
Число оборотов, об/мин 4500
Расход горючего, кг/час 2,5
Передаточное отношение редуктора 15:27
Диаметр двухлопастного гребного винта, мм 200
Шаг гребного винта, мм 184
Сухой вес мотора, кг 19
Карбюратор — поплавковый, тип «КЛМ-5»
Горючее — автомобильный бензин А-66 или А-72 (ГОСТ 2084-67) в смеси с маслом АКп-10 (автол) или АСп-10 (ГОСТ 1862-63) в соотношении 25:1 (при обкатке 12:1)

Подвесной лодочный мотор «Прибой» может устанавливаться на лодках весом не менее 80 кг с высотой транца не более 380 мм и эксплуатироваться в пресной воде при глубине не менее 0,5 м. По конструктивным параметрам мотор не уступает многим зарубежным моделям той же мощности. Чтобы максимально снизить его вес, завод (впервые в СССР) изготовляет все детали корпуса двигателя и дейдвуда, поршни и шатуны из алюминиевого сплава методом литья под давлением, а коленчатый вал — литьем из стали 16ХГТЛ. Применено несколько оригинальных решений, позволивших снизить стоимость и повысить надежность мотора. Целый ряд ответственных деталей сделан из пластика.

Продольный разрез подвесного лодочного мотора «Прибой»
Продольный разрез подвесного лодочного мотора «Прибой».

В отличие от ранее выпускавшихся отечественных лодочных моторов мощностью 4-5 л. с. двигатель «Прибоя», выполнен двухцилиндровым, что обеспечивает более надежный запуск и снижает вибрацию мотора. В алюминиевый блок цилиндров залиты две чугунные гильзы с продувочными и выхлопными окнами и три бронзовых вкладыша подшипников скольжения опор коленчатого вала. На крышке картера установлены пластина с клапанами, регулирующими поступление топливной смеси в двигатель, и передняя крышка, на которую крепится карбюратор.

В крышку картера подвесного лодочного мотора «Прибой» также залиты три бронзовых вкладыша подшипников.

Коленчатый вал изготовлен из легированной стали методом прецизионного литья. В его верхней части имеется конус для посадки маховика, в нижней части — внутренние шлицы для соединения с вертикальным валом редуктора.

В верхней головке шатуна под поршневой палец залита бронзовая втулка. В нижнюю головку шатуна, закрытую штампованной крышкой, поставлены стальные обоймы с игольчатым подшипником шатунной шейки коленчатого вала.

Смазка к верхнему коренному подшипнику коленчатого вала подается из картера нижнего цилиндра через наружную трубку за счет пульсации давления в картере. Для предохранения от попадания масла на основание магдино в верхней части коленчатого вала установлен маслоотражатель. Из полости маслоотражателя по внутренним каналам происходит отсос масла в полость карбюратора.

Двигатель, редуктор и подвеска соединены с помощью промежуточного корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава литьем под давлением.

Со стороны промежуточного корпуса картер двигателя уплотнен пакетом из двух шайб и втулки, поджатых пружиной. Уплотнение по торцу двигателя достигается с помощью шайбы из пробки. Втулка из бронзо-графита обеспечивает торцевое уплотнение при сравнительно больших скоростях скольжения. Уплотнение по вертикальному ралу обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом.

На моторе «Прибой» применено маховичное магдино МН-1 (однотипное с установленным на моторе «Нептун») с выносными трансформаторами, которое обеспечивает бесперебойное зажигание в широком диапазоне оборотов и питание сети освещения лодки.

Для удобства эксплуатации подвесного лодочного мотора «Прибой» рукоятки регулировки карбюратора и штепсельный разъем для подключения освещения выведены на переднюю панель нижнего кожуха. Здесь же находится кнопка «Стоп» для выключения мотора, а также для отключения системы зажигания при холостых оборотах.

Двигатель охлаждается забортной водой, которая нагнетается водяным насосом, расположенным в корпусе редуктора.

Вращение от коленчатого вала двигателя к гребному винту передается через вертикальный вал, муфту сцепления, вертикальный валик редуктора, конические шестерни с круговым зубом и гребной вал.

В редукторе подвесного лодочного мотора «Прибой» применены бронзовые подшипники скольжения и шестерни с круговым зубом, что позволило значительно снизить шум от работы шестерен, уменьшить габариты и создать обтекаемые формы корпуса редуктора. В системе подвески мотора установлены резиновые амортизаторы, снижающие вибрацию, передаваемую от мотора на корпус лодки и рукоятку управления мотором.

На моторе «Прибой» предусмотрены места для подсоединения системы дистанционного управления. Переносной топливный бак со съемным топливным шлангом имеет указатель уровня топлива и суфлирующий клапан, автоматически открывающийся после подсоединения шланга от мотора и бака, а также подкачивающий насос — «грушу». Объем топливного бака — 20 л — обеспечивает непрерывную работу мотора в течение 8-9 часов.

Для смазки редуктора применяется трансмиссионное автотракторное летнее масло нигрол (ГОСТ 542-50) или масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003-53).

Помимо обычных стендовых испытаний на ресурс (500 часов), подвесной лодочный мотор «Прибой» проходил также испытания при различной температуре воздуха (от —5 до +48 °С) и воды (от +2 до +25 °С).

При отрицательных температурах карбюраторы обмерзали только во время работы без кожуха. При этом в 50 случаях из 100 подвесной лодочный мотор «Прибой» заводился с первой-второй попытки.

Под мотором «Прибой» лодка «Казанка» с одним человеком на борту развивает скорость 12 км/час, с тремя — 10 км/час. При установке на ту же лодку двух таких моторов скорость повысилась до 19 и 16 км/час соответственно.

Для сравнительной оценки шумности работы лодочных моторов «Прибой» можно, например, указать, что в испытательном помещении, где одновременно на стендах работало восемь моторов, можно было свободно разговаривать.

Внешняя характеристика подвесного лодочного мотора «Прибой»

Внешняя характеристика подвесного лодочного мотора «Прибой»

Цена подвесного лодочного мотора «Прибой» — 145 руб. Первая партия моторов поступила в магазины спорттоваров г. Пермь еще в мае. До 1 сентября 1968 г. заводом выпущено около 1000 лодочных моторов. Получены и первые отзывы об их работе. Как положительные качества все потребители отмечают бесшумность, легкий запуск и малый вес мотора «Прибой». Вместе с тем отмечается необходимость повышения прочности деталей подвески, доукомплектования мотора запчастями. Эти и ряд других замечаний будут учтены заводом уже при выпуске следующей серии мотора. Одновременно проводятся работы по упрощению и удешевлению конструкции. Намечены снижение веса почти на 3 кг, упрощение системы подачи топлива, конструкции кожуха и др. Сейчас на подвесной лодочный мотор «Прибой» устанавливается унифицированное магдино МН-10 (то же, что на моторе «Нептун», но с ресурсом, увеличенным до 600 часов).

Это позволит в случае неисправностей зажигания легче найти запчасти в продаже. «Нептун» и «Прибой» пока единственные отечественные моторы, имеющие магдино, которое может питать сеть освещения. В следующем году выпуск их будет значительно увеличен. Целесообразно в связи с этим министерству электропромышленности наладить производство специализированной электроарматуры для лодок (например, бортовых огней с цветными светофильтрами, переносных ламп и др.).

В настоящее время завод продолжает доводку конструкции двигателя и привода, устраняя дефекты, обнаруженные при стендовых испытаниях. Завод просит потребителей посылать свои отзывы о результатах эксплуатации подвесных лодочных моторов «Прибой», а также пожелания конструктивного характера и замечания по внешнему оформлению изделия.

«Подвесной лодочный мотор «Прибой» — Г. А. Макаров, Э. Р. Чертулов, «Катера и яхты», 1969 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное