Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> «Морские сани» — опыт постройки

«Морские сани» — опыт постройки

«Морские сани» — опыт постройки
Общий вид морских саней.

Зимой 1969 г. членами нашего любительского конструкторского бюро «Тверца» в содружестве с Калининским заводом стеклопластиков были построены две пластмассовые мотолодки с обводами типа «морские сани». В качестве прототипа одного корпуса взяли трехкилевые морские сани, проект которых был разработан кафедрой судостроения Горьковского политехнического института, а другого — сани с обводами Тила.

Длина днищевой части трехкилевой модели была уменьшена до 4 м, ширина между килями — до 1,27 м. Развал бортов одинаков по всей длине корпуса.

Основные данные мотолодки — тримарана
«морские сани»
Длина, м 4,20
Ширина наибольшая, м 1,70
Ширина транца по скуле, м 1,30
Высота борта на миделе, м 0,75
Вес корпуса, кг 130
Ожидаемая максимальная скорость под мотором «Вихрь», км/час:  
          с одним человеком 45
          с четырьмя 37

Теоретический чертеж морских саней

Теоретический чертеж морских саней

Матрицы корпуса и палубы были сделаны из дерева. По нашему мнению, это оптимальный вариант, когда строительство лодки носит экспериментальный характер и в процессе ходовых испытаний может возникнуть необходимость в изменениях.

Разъемная матрица корпуса «морских саней» состоит из четырех отдельно выполненных частей: днища, двух бортов и транца. Благодаря такой конструкции матрица легко снимается с отформованного корпуса. Ее днищевая часть обшита сосновыми рейками 10х25 мм, а транцевая и бортовые секции — строительной трехслойной фанерой толщиной 4—5 мм. Все соединения выполнены на гвоздях и эпоксидной смоле. Внутренние поверхности матрицы были тщательно прошкурены, отшлифованы и покрыты восковой эмульсией, растворенной в бензине.

Вощеная поверхность растиралась до блеска тряпочными тампонами и перед формованием покрывалась разделительным слоем.

Корпус тримарана отформован из стеклопластика — стеклоткани АСТТ(б)-С2 на основе полиэфирной смолы ПН-1. Толщина обшивки транца 3,5 мм (семь слоев стеклоткани), бортов и палубы 2,5 мм (пять слоев). Все углубления скулы заполнены пропитанным смолой жгутом из стекловолокна. Набор приформован к наружной обшивке тремя слоями стеклоткани, флоры — четырьмя.

Конструкция тримарана «морские сани»

Конструкция тримарана «морские сани»
а — продольный разрез; б — сечение по миделю.
1 — обшивка днища, δ = 3 мм; 2 — обшивка транца, δ = 3,5 мм; 3 — обшивка борта, δ = 2,5 мм;
4 — палуба, δ = 2,5 мм; 5 — флоры, пенопласт ПХВ-1 с сосновой рейкой 25х10 мм по верхней кромке, обклеенный четырьмя слоями стеклоткани; 6 — бортовые ветви шпангоутов, ПХВ-1;
7 — транцевая доска, фанера δ = 25 мм; 8 — кница транца из бакелизированной фанеры, δ = 5 мм, наклонная кромка усилена стеклотканью; 9 — переборки, четыре слоя стеклоткани;
10 — пайол, четыре слоя стеклоткани; 11 — стрингера, пенопласт ПХВ-1, обклеенный четырьмя слоями стеклоткани; 12 — подпалубные ребра жесткости; 13 — бортовой стрингер; 14 — съемная дверца из стеклопластика; 15 — заднее сиденье над багажником; 16 — декоративная отделка на поролоне; 17 — верхний багажник для мелких вещей; 18 — продольные балки, пенопласт;
19 — козырек из оргстекла, δ = 5 мм, с алюминиевой окантовкой; 20 — дуги тента, дюралевые трубки Ø20 мм; 21 — тент из брезента; 22 — дюралевые весла; 23 — полки из прессованного стеклопластика; 24 — контрольные пробки; 25 — трубка для пуска воды в подмоторный багажник.

Переборки и пайол отформованы из трех-четырех слоев стеклоткани на плоских фанерных матрицах и потом приформованы по периметру к обшивке на стекложгуте, сложенном в три-пять раз. Пайол, кроме того, приклеен на эпоксидной смоле к пенопластовым блокам, закрепленным на днище мотолодки.

Вес тримарана со всем оборудованием не превышает 150 кг (без мотора).

Замеры скорости производились при сильном волнении в дождливую погоду под мотором «Вихрь», который эксплуатировался два сезона и, по нашему мнению, развивал менее 20 л. с. В лодке находились топливный бак, две полные 20-литровые канистры с бензином, инструмент и прочее снабжение. Скорость мотолодки с одним человеком составила 42,5 км/час, с двумя — 39,5, с тремя — 37 и с четырьмя — 34.

После длительных испытаний и доработок я спроектировал следующий усовершенствованный вариант мотолодки «морские сани» (теоретический чертеж прилагается).

Днищевая часть однотоннельных морских саней выполнена по теоретическому чертежу, приведенному в седьмом номере сборника, но профиль килей в поперечном сечении принят не как у прототипа, а в виде редана-брызгоотбойника, чтобы предотвратить смачивание бортовых скосов. Была увеличена также высота борта, удлинен кокпит. Конструкция корпуса и толщина обшивки такие же, как и у тримарана.

Вес полностью оборудованных морских саней получился в пределах 160—165 кг.

Разъемные матрицы корпуса и палубы выполнены из стеклоцемента на основе глиноземистого цемента. Первый слой армировался редкой стеклосеткой, последующие слои — срезами стекложгута. Матрицы получились прочными и жесткими.

Конструкция матрицы корпуса морских саней

Конструкция матрицы корпуса морских саней

Результаты эксплуатации «морских саней» не совсем оправдали наши надежды. Под двумя «Вихрями» скорость с одним человеком на борту оказалась всего 43 км/час (вместо 60 км/час, указанных в статье Аладьина). Не думаю, чтобы деревянный вариант с обшивкой днища рейками получился бы легче и обеспечил большую скорость.

С четырьмя человеками и багажом скорость «морских саней» снижается мало и составляет около 40 км/час. Под одним «Вихрем» максимальная скорость лодки равна 36—38 км/час, в зависимости от шага гребного винта. Лучший результат дает винт с шагом 270 мм. С четырьмя человеками сани идут в переходном режиме.

При глиссировании под одним «Вихрем» наблюдается подсос воздуха гребным винтом. Влияние подсоса оказывается меньше, если водитель сидит на борту. Уменьшение высоты транца не устраняет этого недостатка.

К следующей навигации сани были частично модернизированы — на днище от миделя до транца установили пустотелую клиновидную накладку из стеклопластика. Благодаря этому подсос воздуха к винту практически ликвидирован.

Н. Ф. Макаров, «Катера и Яхты», 1971 г.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте