Главная>>> Лодочные моторы>>> Лодочный мотор на керосине

Лодочный мотор на керосине

Подвесной 30-сильный мотор «Вихрь» работает на керосине

Четыре навигации отработал мой 30-сильный лодочный мотор «Вихрь» на керосине. Не раз это практически забытое сегодня топливо выручало меня в условиях острейшего дефицита бензина. А в последние годы, при постоянно скачущих вверх ценах на энергоносители, благодаря использованию керосина мне удавалось гораздо больше времени проводить на воде, чем моим товарищам, чей семейный бюджет не выдерживал растущих расходов на приобретение бензина.

Думаю, что мой опыт будет полезен многим владельцам лодок с подвесными моторами — всем тем, кто не хотел бы изменять своему любимому виду отдыха на воде.

Для работы на керосине в лодке должны иметься два топливных бака — один с керосином, второй — с бензином. Естественно, в баки должна заливаться смесь топлива с маслом (в 20 л керосина необходимо растворить, как и в бензине, 1 л масла). Двигатель запускается на бензиновой смеси, затем шланг с подкачивающей грушей переключается на бак с керосином.

Схема подвода топлива при работе мотора «Вихрь» на керосине

Лодочный мотор на керосине
1 — штуцер подвода топлива на моторе 3; 2 — груша на шланге; 4 — штуцер; 5 — гайка М10; 6 — трубка подачи топлива.

Топливные шланги должны быть как можно короче, так как из-за повышенной вязкости керосина производительность топливного насоса может оказаться недостаточной и при частоте вращения более 4000 об/мин поплавок карбюратора будет «тонуть».

Наконечник с топливного шланга лучше снять, подсоединять его к штуцеру на моторе удобнее напрямую. Еще лучше установить двухпозиционный краник, дистанционно управляемый с водительского места (аналогично реверсу).

Можно также каждый бак снабдить отдельным штуцером и подсоединять к ним конец шланга с подкачивающей грушей, постоянно соединенный с мотором. При переключении питания на освободившийся штуцер нужно надевать отрезок топливного шланга, заглушённый, например, винтом.

Обязательно необходимо установить тахометр и указатель температуры двигателя. В дальнейшем при эксплуатации нужно зафиксировать максимальную температуру при максимальных оборотах двигателя при работе на бензиновой смеси и на керосине и следить за тем, чтобы температура не превышала эти значения более чем на 15-20 °С. На некоторых моторах температура двигателя при работе на керосине оказывается ниже, чем при работе на бензине. Как правило, имеет место обратное соотношение.

Запуск двигателя на бензиновой смеси производится обычным способом. После прогрева двигателя включается реверс, и когда лодка начнет движение, питание переключается на керосин. После постепенной выработки бензиновой смеси из карбюратора можно увеличить частоту вращения и продолжать движение на керосиновой смеси.

Переключение на керосиновую смесь возможно только в случае хорошо прогретого двигателя или в летнее время. В весенний, а особенно, в осенний период необходимо прогревать двигатель на бензине на ходу на максимальных оборотах в течение 3-5 минут, затем сбросить обороты до 2000-2500 об/мин, переключить питание на керосиновую смесь и после выработки бензина увеличивать частоту вращения.

Реверс необходимо включать при работе на бензиновой смеси, так как на керосине двигатель на холостых оборотах развивает повышенные обороты, при которых включение реверса затруднено.

Чтобы двигатель не перегревался, рекомендуется ограничить частоту вращения величиной 4000 об/мин. Если же двигатель сильно греется, необходимо увеличить подачу воды, например, используя динамический напор воды во время движения. Для этого снимают пластину водяного канала, закрепленную на корпусе редуктора на трех винтах и закрывающую канал подвода воды от места забора до помпы. Вырезают новую пластину из алюминиевого сплава, точно подгоняют ее по размерам паза в корпусе редуктора. Изготавливают водозаборную трубку и крепят ее к пластине при помощи эпоксидного клея. Трубку вместе с пластиной устанавливают на корпус редуктора. Выполненная доработка позволяет существенно улучшить условия охлаждения двигателя.

Доработка антикавитационной плиты и установка напорной трубки водозабора

Подвесной мотор на керосине
1 — пластина водяного канала; 2 — водозаборная трубка; 3 — напор воды; 4 — антикавитационная плита.

Если «падает» поплавок карбюратора, а двигатель греется, рекомендуется рассверлить до диаметра 2,2 мм отверстие в крышке карбюратора, которое перекрывает запорная игла, или увеличить производительность топливного насоса.

Если двигатель все-таки греется, можно увеличить диаметр главного жиклера на 0,1-0,2 мм или включить подсос, когда двигатель разовьет 3000-3500 об/мин (при более низких оборотах двигатель может глохнуть).

Бывает, что двигатель глохнет из-за недостаточного прогрева или другой причины. В этом случае нужно переключить питание на бензиновую смесь, снять шланг с топливного штуцера на двигателе, слить керосин из топливной системы при помощи груши до появления бензина, Затем подсоединяют шланг к штуцеру и прокачивают бензином поплавковую камеру карбюратора до полного удаления керосина. После этого двигатель можно вновь запустить на бензиновой смеси.

После эксплуатации мотора в течение первого сезона рекомендуется снять глушитель и убедиться в подвижности поршневых колец. Если кольца частично потеряли подвижность из-за отложения нагара, нужно снять блок цилиндров, кольца с поршней и удалить нагар из канавок. Эту операцию после второго и третьего сезонов мне не пришлось повторять: я обнаруживал поршневые кольца в хорошем состоянии.

Может оказаться, что в холодные весенние и особенно осенние дни двигатель не удастся достаточно прогреть до той температуры, когда он устойчиво заработает на керосиновой смеси. В этом случае помогает подогрев керосина.

В простейшем виде это можно сделать, заменив паронитовые или текстолитовые прокладки между карбюратором и картером на медные. Если этого будет недостаточно, можно пропустить керосин через медную трубку диаметром 5 мм, которую помещают под выхлопные газы и горячую воду в дейдвуде. Место «врезки» трубки (перед карбюратором или перед топливным насосом) определяется опытным путем, таким образом, чтобы обеспечивалось наименьшее сопротивление потоку топливной смеси.

Пружина (а) и колпачок (б) под диафрагму топливного насоса

Пружина и колпачок под диафрагму топливного насоса мотора

Вполне вероятно, что производительность насоса окажется недостаточной и поплавок будет «тонуть». В этом случае можно установить под резиновую диафрагму в топливном насосе пружину и колпачок. Это повышает его производительность. Колпачок должен упираться в диафрагму насоса.

А. Птичкин, «Катера и яхты», 1995 г.

В раздел «Подвесные лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное