Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Крейсерская яхта «Антарктика»

Крейсерская яхта «Антарктика». Проект и постройка крейсерской яхты

Постройка крейсерской яхты «Антарктика» по проекту, разработанному студенческим конструкторским бюро Николаевского кораблестроительного института, была закончена в 1961 г. Судно предназначено для дальних походов, научно-исследовательских работ в области аэродинамики парусов и гидромеханики судна, а также для подготовки матросов, рулевых механиков и капитанов малого плавания. Основной район плавания — Черное море, но яхта может быть использована и для более дальних походов, например по Средиземному морю.

Общий вид крейсерской яхты и план парусности

Крейсерская яхта «Антарктика». Проект и постройка крейсерской яхты

Основные данные крейсерской яхты «Антарктика»
Длина максимальная, м 24,80
Длина по КВЛ, м 17,00
Ширина максимальная, м 4,85
Ширина по КВЛ, м 4,68
Осадка максимальная, м 2,92
Осадка на миделе, м 2,68
Высота надводного борта, м:  
          минимальная 1,50
          в носу 2,00
          в корме 1,68
Длина свеса носового, м 3,40
Длина свеса кормового, м 4,20
Площадь погруженной части мидель-шпангоута, м² 5,42
Площадь погруженной части ДП, м² 32,00
Площадь руля, м² 2,50
Коэффициенты полноты:  
          α 0,688
          β 0,432
          δ 0,203
          φ 0,469
          ψ 0,295

Удлиненный носовой свес крейсерской яхты позволил удобно расположить якорное и швартовное устройства, увеличить передний парусный треугольник, а также облегчить работу с передними парусами. Удлиненная корма улучшает условия работы с бизанью, а большой водоизмещающий объем кормового свеса удифферентовывает яхту при крене.

Корпус крейсерской яхты «Антарктика» набран по поперечной системе. Основным конструкционным материалом послужила сталь марок Ст. 3 и Ст. 4. Толщина листов наружной обшивки 4 мм, палубы — 3 мм; шпация 435 мм. Шпангоуты и бимсы изготовлены из полособульба № 6. Шпангоутные рамы в районе мачт усилены постановкой полособульба № 8. Два карленгса из полособульба № 12 идут по всей длине палубы на расстоянии 1000 мм от ДП. Носовая оконечность подкреплена карленгсом, поставленным по ДП. Форштевень и ахтерштевень сварные.

Конструктивный мидель-шпангоут крейсерской яхты «Антарктика»

Крейсерская яхта - мидель шпангоут

Теоретический чертеж яхты

Теоретический чертеж яхты

Пять водонепроницаемых переборок делят корпус яхты на отсеки. При затоплении любого одного отсека яхта непотопляема.

В районе кают-компании, камбуза и санузла жилая палуба изготовлена из стальных листов толщиной 3 мм; в остальных помещениях палуба деревянная. Подпалубное пространство используется для размещения цистерн и кладовых.

Остойчивость яхты «Антарктика» обеспечивается фальшкилем весом 17,2 т, из которых 15,2 т составляет металлический балласт из пластин, вырезанных по форме шпангоутов.

Корпус яхты изолирован экспанзитом, а выгородки машинного отделения — минеральным войлоком.

Переборки и выгородки делят яхту на кают-компанию, проходной и носовой кубрики, штурманскую каюту, машинное отделение, камбуз и санузел. Крейсерская яхта имеет 24 спальных места; для ближних походов можно оборудовать дополнительно еще 6 мест. Все помещения отделаны пластиком, павинолом и декоративной фанерой. Бортовые продольные выгородки отделяют от обитаемых помещений кладовые парусов, шкафы и рундуки.

Чертежи общего расположения крейсерской яхты «Антарктика»

Чертежи общего расположения крейсерской яхты «Антарктика»
1 — платяной шкаф; 2 — шкаф для личных вещей; 3 — продуктовая кладовая; 4 — сушильный шкаф; 5 — холодильник; 6 — посудный шкаф; 7 — стол в кают-компании; 8 — шкаф; 9 — стол в каюте капитана; 10 — штурманский стол; 11 — цистерна питьевой воды; 12 — топливная цистерна; 13 — радиопередатчик; 14 — приемник и усилитель; 15 — навигационное оборудование; 16 — аккумуляторы; 17 — главный двигатель ЯАЗ-204А; 18 — вспомогательный двигатель, привод генератора 0,75 квт; 19 — верстак; 20 — распределительный щит; 21 — фановая система.
I — рулевой кокпит; II — штурманская; III — кают-компания; IV — каюта капитана; V, VI — кубрики; VII — санузел; VIII — камбуз; IX, X — шкиперские кладовые; XI — рабочий кокпит; XII — кладовая провизии.

В камбузе установлены газовая плита, холодильник, посудомойка, сушилка и шкафы для посуды. Кладовые провизии расположены в тамбуре и под пайолом тамбура; шкиперские кладовые — в помещениях форпика и ахтерпика. В штурманской располагаются навигационное оборудование и радиостанция.

Аварийными выходами из помещения служат световые люки.

Яхта вооружена бермудскими парусами по типу кэч. Начальный наклон мачт 3° в корму. Площадь основных парусов составляет 262 м² и разделяется следующим образом: грот — 123, бизань — 45, форстаксель — 61, стаксель — 33 м². Площадь парусности несколько завышена, но соответствует условиям преимущественного района плавания. Основные паруса сшиты из парусины артикула 942 (вес 1 м² равен 430 г).

Основную парусность несут при ветре не сильнее 6 баллов. При усилении ветра соответствующий парус заменяют меньшим и более прочным. Паруса уменьшенной площади (155 м²) изготовлены из парусины артикула 390 (вес 1 м² равен 490 г), причем парусность распределяется следующим образом: грот — 74, бизань — 25, фор-стаксель — 29 и стаксель — 27 м².

Взятие рифов на парусах не предусмотрено. Штормовой трисель имеет площадь 30 м².

Для плавания при слабом ветре имеются дополнительные паруса общей площадью 213 м².

Управление парусами осуществляется из двух кокпитов. Шкоты передних парусов и грота проведены в передний кокпит; бизань управляется из рулевого кокпита. Глубина кокпитов от 600 до 800 мм гарантирует безопасность при работе с парусами.

Передние паруса выбирают лебедками. Гика-шкоты выбирают вручную или также лебедками. Постановка парусов производится специальными лебедками, укрепленными на мачтах.

Проект и постройка крейсерской яхты
Подготовке обечаек для грот-мачты.

Весь рангоут яхты выполнен из легкого сплава АМг-5В толщиной 4-6 мм. Длина грота — 30,65; бизани — 19,3 м. Длина гнутых обечаек 4 м. Сечение грот-мачты у пяртнерса 355х274х6; диаметр у топа 200 мм. Сечение бизань-мачты у пяртнерса 190х160х4; диаметр у топа 120 мм. Мачты составлены из двух частей: нижней — до верхних краспиц — цилиндрической формы и верхней — до топа — конической. Подобная конструкция упростила их изготовление. Ванты и штаги крепятся на мачтах в обухах стальными болтами. Обухи прорезают мачту насквозь и обварены по контуру.

Гики изготовлены в виде двутавра. Дополнительный шарнир позволяет им вращаться вокруг продольной оси и при работе паруса принимать такое положение, при котором силы действуют в плоскости наибольшей жесткости. Длина грота-гика 9,0 м; максимальные размеры сечения 150х10 и 100х10 мм. Длина бизань-гика 5,75 м; сечение 130х10 и 80х10 мм. Грота-гик служит одновременно кат-балкой для шлюпки и приспособлен для погрузочно-разгрузочных работ.

Применение легкого сплава снижает вес рангоута примерно в два раза по сравнению с деревянным или железным трубчатым.

Проводка такелажа видна на рисунках. Фордуны и бакштаги набиваются одним рычагом и отдаются сбрасыванием с ролика. Проводка шкотов идет на оба борта шатром по 6 лопарей на борт. Бизань-шкоты в шесть лопарей крепятся на погоне. Шкоты передних парусов проведены в один лопарь через беготы на лебедку. Стальные фалы грота и бизани проведены внутри мачты на лебедки с барабаном, расположенные на мачте. Фалы передних парусов состоят из пенькового лопаря, выбираемого турачкой специальной лебедки, и стального шкентеля.

Двигателем яхты служит дизель ЯАЗ-204А мощностью 80-110 л. с, который работает на винт через редуктор в виде автомобильной коробки передач, приспособленной для дистанционного управления. Щиток приборов и рычаги управления вынесены в рулевой кокпит. От главного же двигателя работает центробежный насос 2К-6 пожарно-водоотливной системы.

Двигатель установлен без наклона в корму. Выхлопная труба выведена в район ватерлинии в защитную водообтекаемую насадку и снабжена запорным клапаном.

На яхте установлен трехлопастной гребной винт диаметром 450 мм. Расчетная скорость хода яхты с двигателем (при мощности 90 л. с.) в штилевую погоду равна 7-8 узлам. Скорость хода под парусами при ветре 11 м/сек бейдевинд составляет около 9 узлов.

Руль — обтекаемый с толщиной обшивки 4 мм; наклон баллера составляет 55°, диаметр баллера — 58 мм. Руль перекладывается с борта на борт за 30-40 сек. при скорости вращения барабана 0,6-0,7 м/сек.

На яхте имеются два становых якоря по 100 кг (с цепью 120 м) и стопанкер весом 30 кг. Якоря размещены на палубе в специальных креплениях; якоря выбирают при помощи электроручного шпиля и поднимают на палубу катбалкой. Швартовное устройство состоит из двух кнехтов на баке, битенга на корме и двух шпилей.

На яхте предусмотрены осушительно-водоотливная, противопожарная, топливная и сигнализационная системы. Вентиляция естественная. Для вентиляции кают-компании, каюты капитана и штурманской используются пустотелые мачты. Машинное отделение, камбуз и санузел вентилируются при помощи заборных закрывающихся окон по бокам рубки с вытяжкой через дефлектор у кормовой переборки машинного отделения.

Электроэнергию дают четыре аккумуляторные батареи типа 6-СТК-135, расположенные в переднем кокпите в вентилируемых шкафах. Батареи заряжаются от вспомогательного двигателя типа Л-3 через зарядный агрегат. Напряжение бытовой электросети 24 в; для радиоаппаратуры и исследовательских приборов предусмотрено напряжение 127 в, подающееся от аккумуляторов через умформер или непосредственно от вспомогательного генератора. При ходе под парусами в качестве зарядного агрегата может быть использована выносимая за борт турбина с электрогенератором.

Электропроводка магистрального типа. Отдельно проведена сеть сигнальных огней и аварийного освещения.

Крейсерская яхта оборудована приемно-передающей станцией ПАРКС-0,08. Все помещения радиофицированы; для подачи команд на мачте установлен громкоговоритель.

Навигационное оборудование состоит из двух компасов КТ-М2, шлюпочного пеленгатора, секстана, часов, барометра, анемометра, лага ЛМЗ, прокладочного инструмента, набора знаков и фигур для сигнализации, туманных горнов, рупоров, фальшфейеров, ракетницы, набора карт, лоций и национальных флагов.

На яхте имеются индивидуальные спасательные жилеты по числу команды, два спасательных круга, плотик и спасательно-разъездная шлюпка типа ЯЛ-2.

Вместимость кладовых, холодильника и холодного ящика достаточна для продолжительного плавания. Емкость питьевых цистерн 2000 л. Топливные цистерны вмещают 1580 кг топлива, которого при скорости хода 7—8 узлов достаточно на 500 миль.

Автономность плавания до 10 суток.

Проект крейсерской яхты
Набор корпуса на стапеле.

Корпус яхты собирался на стапельной позиции вверх килем, что не требовало сложного оборудования и позволило широко развернуть фронт работ в начальной стадии постройки. Плазовая разбивка выполнялась в натуральную величину. Шпангоуты гнулись с нагревом. Шпангоутные рамы собирали на черном плазе и выставляли на сваренную палубу одновременно с переборками. Выставленные переборки и шпангоутные рамы связывали бортовыми стрингерами, а полученный каркас обтягивали гнутыми листами. Для уменьшения сварочных деформаций листы наружной обшивки сваривали обратноступенчатым методом. После сварки стыков и пазов листы приваривали к набору прерывистым швом. Коробка фальшкиля собиралась отдельно и устанавливалась после обтяжки корпуса листами. После установки фальшкиля, сварки и проверки всех сварных соединений на непроницаемость яхта была перевернута в нормальное положение и спущена на воду.

«Катера и яхты», 1963 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное