Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Мотолодки, катера, яхты>>> Как использовать клей «ЭДП» при ремонте металлической лодки

Как использовать клей «ЭДП» при ремонте металлической лодки

В мелком судостроении стало обычным для любителей склеивание древесины и древесно-слоистых пластиков, поскольку прочность этих материалов сравнительно невелика. А между тем в промышленности уже давно ведутся работы по применению клеевых соединений при изготовлении корпусов лодок из алюминиевых сплавов или стали. Но этот опыт малоизвестен среди любителей. В ряде конструкций клей используется вместе с контактной шовной или точечной сваркой. Например, клей вводится между поверхностями обшивки и полками угольников набора на алюминиевом корпусе. Клей заполняет зазоры между этими поверхностями и, благодаря высокой адгезии к металлу, сохраняется там в течение всего срока службы судна. Он повышает статическую и вибрационную прочность шва, защищает шов от щелевой коррозии, обеспечивает герметичность.

Отечественный и зарубежный опыт судостроения показывает, что применение склеивания в конструкциях металлических лодок обеспечивает существенные преимущества по сравнению с другими видами соединений — клепкой или сваркой: снижает вес, повышает предел усталости; упрощает изготовление конструкций и уход за ними во время эксплуатации (особенно по сравнению с клепаными), уменьшает трудоемкость изготовления; исключает возможность возникновения местных гальванических пар. Применение клея позволяет также использовать новые, более рациональные типы конструкций, например многослойные (с заполнителями); улучшает внешний вид изделия.

Наряду с этим процессу склеивания металлов свойственны определенные недостатки: выполнение склеивания сложно при окончательной сборке конструкции; контроль качества клееных конструкций еще недостаточно освоен; в некоторых случаях ремонт клееных конструкций труднее ремонта сварных и клепаных.

Клеи, используемые в промышленности для соединения деталей металлических конструкций, весьма разнообразны. В зависимости от температуры, при которой происходит отверждение, их разделяют на клеи холодного и горячего отверждения.

В любительском судостроении возможно применение клеев только холодного отверждения, хотя прочность клеевого шва с клеем горячего отверждения и несколько выше. Применение клеев горячего отверждения требует длительной (иногда многочасовой) выдержки всей склеенной конструкции при высокой температуре (100-150°), что практически в любительских условиях невыполнимо.

Хорошо себя зарекомендовали для склеивания корпусных конструкций клеи на основе эпоксидных смол с отвердителями холодного отверждения. Они обеспечивают высокую прочность соединения, влаго- и водостойкость, стойкость к бензину, маслу, разбавленным кислотам и щелочам. Всеми этими качествами обладает и продающийся сейчас в хозяйственных магазинах «Универсальный эпоксидный клей ЭДП». В набор фирменной упаковки этого клея входит эпоксидный компаунд ЭДП (эпоксидная смола ЭД-6 с пластификатором) и отвердитель — полиэтиленполиамин. Готовить клей необходимо по инструкции, имеющейся в коробке, и количество компонентов отмерять по делениям, нанесенным на этикетках флаконов. Если инструкция утеряна, напоминаем, что при составлении клея необходимо на 10 частей компаунда отмерить 1 часть отвердителя.

Технология выполнения клеевых соединений металлических деталей аналогична технологии склейки деревянных конструкций. Однако металлические детали нуждаются в более тщательной подгонке и подготовке склеиваемых поверхностей. Склеиваемые поверхности зачищаются наждачной бумагой, наждачным полотном, карщеткой или напильником. Затем опилки и пыль сметаются и зачищенные поверхности обезжириваются — протираются тампоном, смоченным ацетоном, бензином или спиртом, и высушиваются.

Клей наносится тонким слоем кистями, шпателями или валиками (из пенопласта). После небольшой — 5-10 мин — («открытой») выдержки детали складываются и плотно сжимаются струбцинами, цвинками или придавливаются грузами. Клей, выдавленный при запрессовке, удаляют. Для лучшего прилегания деталей и получения клеевого шва толщиной 0,3-0,4 мм надо обеспечить давление запрессовки величиной 0,5-1,0 кг/см², достаточно равномерно распределенное по всей склеиваемой поверхности. Под давлением детали выдерживаются до полного затвердения клея, которое при комнатной температуре (18-25°) наступает через 24 часа; при более высокой температуре время отверждения несколько сокращается. Нужно помнить, что «живучесть» эпоксидного клея, т. е. время сохранения наилучших клеющих качеств, недолгая — от 30 мин до 2 часов. Приготовляя порцию клея, нужно учитывать это, и количество его определять исходя из ориентировочной нормы расхода — 0,04 г/см² при одностороннем и 0,06 г/см² при двустороннем нанесении.

В тех случаях, когда необходимо заполнить зазоры между деталями, в клей вводят наполнитель — алюминиевую пудру, металлические опилки, асбест, тальк, зубной порошок, охру или сурик (в сухом виде). При добавлении наполнителя нужно следить за тем, чтобы клей сохранял текучесть и легко наносился на поверхности склеиваемых деталей.

При работе с клеем необходимо строго соблюдать меры предосторожности: избегать попадания компонентов или самого клея на руки; перемешивать клей только деревянной, стеклянной или металлической палочкой. Если все же клей попал на руки, его следует удалить тампоном из ваты, смоченным ацетоном или бензином, а затем вымыть руки теплой водой с мылом.

В металлических судовых конструкциях могут использоваться соединения внакрой (рис. 1, а), на односторонней (рис. 1, б) или двусторонней накладке (рис. 1, в). Для уменьшения местных напряжений желательно на соединяемых листах или накладках делать скосы кромок (рис. 1, г, д).

Как использовать клей «ЭДП» при ремонте металлической лодки
Рис. 1. Виды соединений металлической обшивки.

Присоединение стенки связи набора к обшивке или одного листа к другому (под углом) требует использования отогнутых фланцев (рис. 2, а и б), наличия симметричного пояска (рис. 2, в) или равнобоких угольников (рис. 2, г). Все соединения нужно располагать так, чтобы воспринимаемые усилия действовали или в плоскости клеевой пленки — на сдвиг — или перпендикулярно ей — на отрыв. Наиболее просто и удобно, особенно в походе, применение клеев при ремонте металлических лодок — заделке пробоин и течей, устранении коррозионных повреждений и т. п.

Виды соединений набора с обшивкой
Рис. 2. Виды соединений набора с обшивкой.

При небольших механических или коррозионных повреждениях обшивки, настила палубы — вмятинах и незначительных трещинах, раковинах поврежденное место выправляется, зачищается и обезжиривается. На трещины и вмятины наносится слой клея с наполнителем. После отверждения поверхность выравнивается и окрашивается. Для большей герметичности, особенно при сквозных трещинах, полезно отремонтированное место дополнительно заклеить заплаткой из тонкой прочной ткани.

В случае пробоины или большой трещины лист выправляется, и на всем участке распространения трещины делается вырез; его форма произвольна, но все углы должны быть тупыми или скругленными, чтобы в обшивке не возникали новые трещины. Из листа, по толщине равного обшивке, делается заплатка-вставка. Для этого кусок листа накладывают на обшивку и точно очерчивают контур выреза, затем вставка выпиливается и подгоняется по вырезу с зазором не более 0,5 мм. Потом из того же листа вырезается внутренняя накладка. Она должна перекрывать вырез в обшивке со всех сторон не менее чем на 15-кратную толщину обшивки. Для стягивания вставки и накладки с обшивкой после нанесения клея в них сверлятся отверстия для винтов и заклепок. Если заделывается пробоина в днище, желательно применять винты или заклепки с потайными головками.

При повреждении продольного или поперечного набора (большая деформация, разрыв по заклепочным отверстиям) поврежденный участок вырезается и из подходящего профиля отрезается вставка и накладка (с перекрытием поврежденного участка). В них сверлятся отверстия и выполняется контрольная сборка. Затем соединение разбирается, детали очищаются от заусенцев и обезжириваются; после этого склеиваются с запрессовкой винтами или заклепками.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте