Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Катер-тримаран

Катер-тримаран — проект для самостоятельной постройки

В последние годы широкое распространение получили катера-тримараны. Такие важные преимущества тримаранов, как повышенная остойчивость и комфортабельность, привлекают к судам этих типов внимание и профессиональных конструкторов, и любителей-судостроителей. Своим опытом постройки и первыми впечатлениями от испытаний катера-тримарана делится ниже любитель-судостроитель В. А. Дионисьев. Полагаем, что публикуемые материалы позволят читателям составить объективное мнение о возможностях судов с тримаранными обводами и облегчат выбор проекта для самостоятельной постройки или модели для приобретения.

Появившийся в конце прошлого лета на Волге красивый трехкилевой катер с бортовым номером 2277 сразу же привлек внимание. Автор проекта тримарана и строитель этого 6-7 местного катера, на наш взгляд, очень удачно совместил в нем два таких качества, как скорость и мореходность. При размерах и, добавим, весе «Прогресса» тримаран идет на волне лучше, чем более крупные катера типа «КС».

Основные данные катера-тримарана
Длина габаритная, м 4,80
Ширина корпуса, м 1,80
Высота борта, м 0,80
Вес корпуса, кг 200
Пассажировместимость, чел. 6-7
Двигатель (по проекту) — конверсия «М21а» с колонкой

О форме корпуса тримарана дают представление теоретический чертеж и фото с модели, выполненной в масштабе 1:20. Применены днищевые обводы типа «крыло чайки» с развитыми бортовыми спонсонами со скошенными наружными гранями и брусом-брызгоотбойником по скуле.

Теоретический чертеж и общий вид тримарана

Катер-тримаран — проект для самостоятельной постройки
увеличить, 1200х1175, 149 КБ

Фото модели катера-тримарана

Фото модели катера-тримарана

Пластмассовый корпус тримарана имеет трехслойную обшивку (5 мм стеклопластик + 10 мм пенопласт + 2 мм стеклопластик), подкрепленную набором (полоса фанеры δ=4 с рейками 10х10 по кромкам и пенопластовым заполнителем, оклеенная стеклотканью). Борта до линии килей спонсонов и транец формовались отдельно; 70-литровый бензобак выклеен вместе с корпусом.

Под временно (пока не готова колонка) установленными на кронштейне двумя обычными «Вихрями» скорость хода катера-тримарана с четырьмя человеками на борту составила около 40 км/час, хотя мощность двигателей использовалась не полностью: серийные винты оказались «легкими» и приходилось снижать обороты. Катер выходит на глиссирование за несколько секунд. Отдельные крутые волны высотой около метра легко преодолеваются под любым углом.

Сравнительные испытания катера-тримарана № 2277 и «Прогресса», на котором также были установлены два «Вихря», показали, что тримаран имел преимущество в скорости при всех вариантах одинаковой загрузки, причем с семью человеками на борту он уверенно глиссировал, в то время как «Прогресс» шел в переходном режиме. При глиссировании с малой нагрузкой (до трех-четырех человек) смоченной остается совсем небольшая часть днища; кили спонсонов погружаются в воду на длине не более 0,8-1,2 м от транца. Брызгообразование гораздо меньше, чем у «Прогресса» и всех других сравнимых по размерам и весу традиционных катеров.

Установленные на кронштейне моторы, несмотря на чрезмерное заглубление, при резких поворотах «хватали воздух», подтекающий к ним из полутоннелей, поэтому судить о минимальном радиусе циркуляции было трудно.

Мы рассчитываем, что установка угловой колонки с четырехтактным конвертированным двигателем «М-21а», эксплуатируемым при мощности до 40-50 л. с., позволит иметь не меньшую скорость при большей экономичности. По нашим расчетам расход топлива снизится с 18-20 л/час (при двух «Вихрях») до 11-12 л/час.

«Катера и Яхты», 1971 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное