Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Гоночный катамаран — проект и чертежи

Гоночный катамаран

Гоночный катамаран — проект и чертежи
Гоночный катамаран SC на дистанции.

Гоночные катамараны уже давно заслужили признание спортсменов, выступающих в самых ответственных, самых известных соревнованиях, таких, например, как марафон «6 часов Парижа» или чемпионат мира на озере Гавасу. В «старших» классах спортивных и гоночных судов по классификации УИМ (OI, ON, SN), в которых не лимитируются ни обводы, ни размерения, а мощность применяемых двигателей позволяет развивать скорость выше 150 км/час, двухкорпусные обводы обеспечивают заметное преимущество перед обводами глубокое V. Узкие корпуса катамарана обладают более высокой продольной устойчивостью; ниже и ударные перегрузки при ходе на волне (естественно, речь идет о небольшой волне). Благодаря разнесенным по ширине корпусам катамаран имеет более высокую поперечную остойчивость, не раскачивается на ходу, а развитая поверхность мостика позволяет использовать для разгрузки судна (или, напротив, для того, чтобы «прижать» корпус к воде) аэродинамическую подъемную силу.

Все эти положительные качества катамаранов в культивируемых у нас классах судов (с объемом цилиндров двигателей до 500 см³), развивающих скорости лишь около 70 км/час, разумеется, проявляются в меньшей степени. Тем не менее, в Ленинградском спортивно-техническом клубе ДОСААФ было решено построить и испытать мотолодку с катамаранными обводами. Вот уже в течение четырех лет эта мотолодка принимает участие в водно-моторных соревнованиях различного уровня, причем в ее активе есть немало призовых мест (например, победа в гонках 1973 г. на приз «Золотые весла», проводимых на Большой Неве, где волна была довольно большой).

Сравнивая поведение этого катамарана и традиционных мотолодок, можно отметить, что на нем легче поддерживать высокую скорость в реальных условиях гонок. Воздушный поток, обтекающий мост, создает динамическую воздушную подушку. Между нижним контуром моста и водой — экраном в результате интенсивного подтормаживания потока увеличивается давление, вследствие чего появляется дополнительная подъемная сила.

При полном весе мотолодки 210 кг (из них на корпус приходится 75 кг) с серийным мотором «Вихрь» получена скорость на прямой 70 км/час. Отмечено, что для достижения максимальных скоростей необходима кормовая центровка. При движении против ветра, чтобы избежать возникновения кабрирующего момента и «взлета», следует менять центровку, настраивая катамаран изменением положения гонщика.

Высокая поперечная остойчивость лодки позволяет выполнять циркуляцию радиусом, равным 2-3 длинам корпуса, не снижая числа оборотов двигателя.

Приводим плазовую таблицу и основные чертежи гоночного катамарана, по которым спортсмены, имеющие опыт любительского судостроения, могут построить такую мотолодку для выступлений в классе SC. Подчеркнем, однако, что необходимую высокую прочность корпуса при относительно малом весе можно обеспечить только при тщательной работе и использовании авиационной фанеры и древесины первого сорта.

Теоретический чертеж гоночного катамарана

Теоретический чертеж гоночного катамарана
увеличить, 2019х1915, 271 КБ

Таблица плазовых ординат

Линия Шпангоуты
1 2 3 4 5 6 7
Высоты от ОЛ, мм
К — киль 139 56 24 18 11 5 0
Т — тоннель 309 256 202 160 143 136 130
С-1 — скула 1 223 143 81 48 41 35 30
С-2 — скула 2 260 193 143 118 111 105 100
П — палуба 493 537 560 560 560 560 560
СБ — слом борта 400 400 400 400 400 400 400
Полушироты от ДП, мм
СБ — слом борта 601 695 764 800 805 808 810
С-1 — скула 1 504 547 580 598 600 600 600
С-2 — скула 2 546 614 662 687 690 690 690
П — палуба 447 469 491 510 515 518 520

Шпангоуты лучше всего собирать на эпоксидной смоле с запрессовкой оцинкованными или медными гвоздями. На каждую шпангоутную рамку, собираемую прямо на плазе, надо вынести горизонтальную контрольную линию и линию диаметральной плоскости. На уровне контрольной линии прибиваются шергень-планки (рейка 20х60) для установки на стапеле. Шельф и кницы устанавливаются на транце предварительно.

Конструкция корпуса катамарана

Конструкция корпуса катамарана
увеличить, 2122х1983, 390 КБ
а — условное сечение по миделю.
Поперечные сечения деталей:
1 — кили, привальные брусья 20х20; 2 — стрингера 15х20; 3 — днищевые и палубные
ребра жесткости 10x20; 4 — флоры 12х50; 5 — шпангоуты спонсонов 12x40;
6 — палубные, бортовые и днищевые ветви шпангоутов 12х30; 7 — пиллерсы 12х15;
8 — комингс кокпита, фанера 6х60; 9 — опора для штурвала, фанера δ=6; 10 — рейка 20х20;
11 — брусок 15х15; 12 — кница, фанера δ=3; 13 — кница, фанера δ=2; 14 — обвязка транца 25х40;
15 — зашивка транца, фанера, δ=6; 16 — фанера δ=4; 17 — коротыш 20х20;
18 — подмоторная доска δ=25; 19 — шельф, фанера δ=3.
Обшивка: палуба, борта и тоннель δ=2, днище δ=4.

Поперечный набор выставляется вверх килем на стапеле с проверкой при помощи шлангового уровня и веска-отвеса. Затем врезается продольный набор и производится малковка. Листы обшивки предварительно соединяются — стыкуются «на ус» — по всей длине корпуса. Лист по тоннелю укладывается наружными слоями поперек корпуса.

Обшивку к набору надо крепить на эпоксидной смоле с запрессовкой оцинкованными гвоздями «в загиб». По всему периметру транца угловое соединение изнутри необходимо усилить «мокрым угольником» — полосой стеклоткани шириной 80-100 мм на эпоксидном клею. Снаружи корпус (тоннель, днище до второй скулы) также надо оклеить слоем стеклоткани АСТТ(б)-С.

Сечение брызгоотбойника гоночного катамарана

Сечение брызгоотбойника гоночного катамарана

Размеры реданов-брызгоотбойников

Размер Шпангоуты
1 2 3 4-7
Высота и ширина редана по С-1 у 9 11 14 16
х 9 16 20 20
Высота и ширина брызгоотбойника по С-2 у 9 12 14
х 10 16 20

После установки реданов и брызгоотбойников (отметим — рабочие, нижние грани их должны быть горизонтальны) корпус мотолодки следует прошпаклевать эпоксидной смолой с древесными опилками, тщательно зачистить шкуркой и окрасить. Очень важно, чтобы днище и тоннель гоночного катамарана имели гладкую, глянцевую поверхность.

Ю. А. Зимин, «Катера и яхты», 1973 г.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте