Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект гоночного глиссера класса R2

Глиссер своими руками.
Проект гоночного глиссера класса R2

Глиссер своими руками. Проект гоночного глиссера класса R2

В 1971 г. на основе международной классификации гоночных судов, предусмотренной новыми Правилами соревнований по водно-моторному спорту, был разработан проект и в дальнейшем освоена серийная постройка глиссера класса R2. Напомним, что на глиссеры этого класса устанавливаются двигатели с рабочим объемом цилиндров от 1000 до 1500 см³; никаких ограничений по обводам подводной части корпуса, размерам кокпита, весу и размерениям судна в Правилах нет.

Общее расположение гоночного глиссера

Общее расположение гоночного глиссера
увеличить, 2200х1298, 260 КБ
1 — буксирная скоба; 2 — рулевая колонка; 3 — ветровое стекло; 4 — огнетушитель ОУ-2;
5 — педаль газа; 6 — сиденье; 7 — двигатель «МЗМА-412»; 8 — обтекатель; 9 — смеситель;
10 — редуктор; 11 — бензобак; 12 — гребной вал; 13 — аккумулятор;
14 — кронштейн гребного вала с водозаборником; 15 — подштурвальная доска.

Наш глиссер выполнен по трехточечной схеме с передним расположением спонсонов. Для использования аэродинамической подъемной силы на днище поставлены «воздушные ловушки» — шайбы, являющиеся продолжением в корму (на длине 850 мм) внутренних стенок спонсонов.

Центральная продольная балка выполнена обтекаемой; переборка безопасности отделяет оборудованный в носовой части балки кокпит водителя от моторного отсека. Перед кокпитом установлено ветровое стекло, моторный отсек закрывается съемным обтекаемым капотом с воздушным стабилизатором. К комингсам — стенкам продольной балки — капот крепится в корме резиновым жгутом, а в носовой части — защелками.

В кокпите на наклонной носовой панели расположены штурвал и приборы, на днище (на подушке) закреплены педаль управления газом и огнетушитель, на пайол укладываются мягкая подушка сиденья водителя и весло-гребок.

Аварийная плавучесть глиссера обеспечивается тем, что спонсоны набраны из листового пенопласта (δ=60 мм) марок ПС-I и ПС-IV.

Проведенные испытания показали, что глиссер обладает хорошими устойчивостью на курсе и поворотливостью. Скорость хода составила 110 км/час (на прямой) при номинальной мощности двигателя 75 л. с. Отметим, что полученная скорость обеспечивает результаты, превышающие норматив мастера спорта в этом классе судов. Испытания н доводка глиссера перед запуском его в серию выполнялась почетным мастером спорта Л. Ф. Грациановым.

Для возможности постройки глиссера своими руками силами коллективов спортсменов-водномоторников приводим основные чертежи и краткое описание конструкции. Отметим, что разработка конструктивных чертежей велась исходя из условия обеспечения минимального веса корпуса при сохранении достаточного запаса прочности на скорости 125 км/час.

Теоретический чертеж глиссера
Теоретический чертеж гоночного глиссера
увеличить, 2288х1855, 316 КБ

Таблица плазовых ординат

Линия № шпангоута
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Высоты от ОЛ, мм
Комингс (стенка балки) 323 361 378 388 391 381 355 320 276 242
Палуба в ДП 290 325 337 373 333 313 286 255 221 185 160
Днище 280 243 212 177 143 114 102 100 100 100 100
Борт — ЛБ 290 257 227 192 158 125/233 214 196 179 160 147
Наружная скула спонсона — Сп2 187 120 63 15
Внутренняя скула спонсона — Сп1 148 75 30 0
Батокс 284 308 318 312 294 271 240 208 175 154
Линия А (палуба у комингса) 290 310 327 329 320 302 278 247 216 183 160
Обтекатель в ДП 290 450 600 687 699 700 400 Прямая линия 355
  Полушироты от ДП, мм
Комингс 205 240 270 290 300 300 278 232 166 110
Борт — ЛБ 454 680 825 900 935/940 668 639 611 582 560
Наружная скула спонсона — Сп2 638 745 793 785
Внутренняя скула спонсона — Сп1 527 527 527 527 527 527 524 520 515

Набор корпуса спроектирован по смешанной системе. Днище выполнено из 3- и 4-миллиметровой авиационной фанеры с последующей обклейкой рабочей поверхности и пенопластовых спонсонов стеклотканью. В обеспечении общей продольной прочности корпуса, кроме продольного набора на обшивке, участвуют фанерные стенки центральной балки — стрингера, имеющие увеличенную до 8 мм толщину в районе установки двигателя (между шп. 5 и 7).

Конструкция корпуса гоночного глиссера

Конструкция корпуса гоночного глиссера
увеличить, 2573х1770, 634 КБ
1 — обшивка днища, δ=3-4; 2 — подкрепление спонсона, δ=10; 3 — днище спонсона, δ=3;
4 — рейка 15х15; 5 — зашивка спонсона с кормы, δ=3; 6 — зашивка шп. 1-3 и 7-9, δ=3;
7 — зашивка шп. 4-6, δ=2; 8 — транец, δ=5; 9 — обшивка обтекателя, δ=1,5; 10 — палуба, δ= 2-2,5;
11 — комингс (стенка центральной балки), δ=5-8; 12 — палубный, стрингер, 10х10; 13 — днищевой стрингер, 15х20; 14 — скуловой стрингер, 18х25; 15 — днищевые ветви шпангоутов, 8х20; 16 — бимсы, 9х20; 17 — стойки шпангоутов, 20х20; 18 — обшивка борта, δ=3; 19 — кница δ=5; 20 — носовой заполнитель, δ=60; 21 — стойка 10х20; 22 — заполнитель спонсона, пенопласт ПС-IV; 23 — бимсы обтекателя, 8х20; 24 — брусья фундамента под двигатель, 40х50х900; 25 — накладка δ=5;
26 — заполнитель транца, δ=20; 27 — подушка под кронштейн, 15х110х180; 28 — подушка под дейдвуд, 15х110х390; 29 — подушка 20х130х130; 30 — планка 18х25; 31 — обклейка (δ=0,5) стеклопластиком; 32 — плавник, δ=5; 33 — подушка 10х50х100; 34 — основа стабилизатора; δ=3 фанера; 35 — наклейка пенопласта; 36 — рейка 10х10; 37 — сиденье; 38 — переборка.

Обшивка по скулам, палуба и обтекатели изготовляются из 2-3-миллиметровой водостойкой фанеры. Такой же фанерой, наклеенной с обеих сторон, усилены узлы поперечного набора. Все соединения деталей и узлов корпуса выполнены на клее ВИАМ-Б3, а блоки спонсонов выклеены эпоксидной смолой ЭД-5 (нужно учитывать, что пенополистролы ПС растворяются полиэфирной смолой и потому применять ее нельзя).

Фундамент двигателя состоит из двух обклеенных фанерой ясеневых балок, которые крепятся к усиленным стенкам центральной балки — стрингерам красномедными заклепками. При монтаже на фундамент до установки двигателя ставятся угольники из легкого сплава АМг-5.

Корпус глиссера собирается на стапеле в положении вверх днищем: так удобнее выклеивать спонсоны и контролировать размеры. Особенно тщательно необходимо следить за симметричностью подводной части, так как даже незначительные ее нарушения приводят к ухудшению скоростных качеств глиссера. При серийной постройке установлены допуски на отклонения от плаза фактических размеров спонсонов и рабочей части днища — 0,5 мм, и на расстояние между спонсонами 1,0 мм.

Последовательность сборки корпуса на стапеле такова:

а) устанавливаются шпангоуты и носовой заполнитель, врезаются и крепятся днищевые стрингера и подушки;

б) днище обшивается фанерой;

в) набираются и выклеиваются блоки спонсонов, производятся обработка их по шаблонам и наклеивание фанеры на днища;

г) корпус переворачивается и устанавливается на лекальную постель;

д) врезаются и крепятся палубные стрингера и подушки;

е) перерезаются поперечины шпангоутных рамок и ставятся стрингера — стенки центральной балки;

з) крепятся фундаменты и приборная доска;

ж) устанавливаются палуба и носовая часть обтекателя.

При оклейке подводной части стеклотканью перекрой на палубу должен иметь ширину не менее 15 мм. Слой стеклоткани покрывается тонким слоем смолы ЭД-5 с отвердителем и пластификатором, после чего вся поверхность полируется. Внутренние поверхности корпуса покрываются лаком 6С; палуба и обтекатели окрашиваются нитроэмалями.

Окончательный вес корпуса без оковок 72—75 кг.

На глиссере установлен конвертированный автомобильный двигатель «МЗМА-412» номинальной мощностью 75 л. с. при 5800 об/мин, работающий на бензине «экстра».

Поскольку существующими правилами форсировка двигателя запрещена, на нем выполняются только следующие работы по увеличению мощности: полируются всасывающие и выхлопные каналы; меняется система газовыхлопа; проводится тщательная регулировка и полная обкатка.

Хотя замена карбюратора допускается, на серийных глиссерах устанавливаются двигатели со штатными карбюраторами.

Для уменьшения угла наклона гребного вала и получения числа оборотов гребного винта, близкого к оптимальному на скорости 120 км/час, использован изготовляемый верфью — строителем глиссера редуктор с цилиндрическими прямозубыми колесами, обеспечивающий повышение числа оборотов в 1,5 раза. Редуктор крепится к днищу глиссера и стенкам центральной балки на кронштейнах. В корпусе редуктора по периметру выполнен паз для воды, охлаждающей масло в редукторе.

Применено жесткое соединение гребного вала с редуктором через полумуфты. Вал редуктора соединен с маховиком двигателя через эластичную муфту. (В настоящее время прорабатывается вариант монтажа редуктора на картере маховика, позволяющий отказаться от применения эластичной муфты.)

Водонепроницаемость дейдвуда обеспечивается резиновой манжетой Ø20; чтобы она не разрушалась вибрацией вала, в корпусе дейдвуда установлен шарикоподшипник № 1204. Подшипник вала в кронштейне — текстолитовый с продольными пазами для смазки водой.

Охлаждение редуктора и двигателя осуществляется проточной водой, подаваемой от заборника в кронштейне гребного вала под воздействием скоростного напора. Отработавшая вода поступает в смеситель глушителя газовыхлопной системы.

Топливо принимается в две полиэтиленовые 10-литровые канистры, соединенные с топливным насосом двигателя бензопроводом (трубка из АМг-5 с внутренним диаметром 10 мм).

Выхлопная система смонтирована из четырех труб Ø38 мм из жаропрочного материала с помощью фланцев, присоединенных к головке двигателя и объединенных попарно. На их концы надета смесительная камера глушителя, жестко закрепленная на центральной балке. Такая конструкция предотвращает опасность поломки труб системы газовыхлопа от вибрации смесителя.

Гребной винт гоночного глиссера

Гребной винт гоночного глиссера
увеличить, 2021х1156, 235 КБ
Диаметр D=0,185; шаг Нср=0,210; число лопастей Z=2; материал — Ст. 5.

На серийных глиссерах устанавливается двухлопастной гребной винт правого вращения, имеющий диаметр 185 мм и средний (кромочный) шаг 210 мм на 0,6 R. Сечения лопастей винта — суперкавитирующие начиная с 0,4 R.

Для буксировки и швартовки глиссера используется носовая скоба; кроме того, можно закладывать швартовный конец за кронштейн пера руля.

В сентябре 1972 г. Л. Ф. Грацианов на глиссере описываемой конструкции установил всесоюзный рекорд скорости 125,06 км/час на дистанции 1 км.

В. В. Никольский, «Катера и яхты», 1973 г.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте