Главная>>> Лодочные моторы>>> Дистанционное управление лодочным мотором — схема и конструкция

Дистанционное управление лодочным мотором «Привет» — схема и конструкция самодельного ДУ

Дистанционное управление лодочным мотором «Привет» — схема и конструкция самодельного ДУ
Дистанционное управление, установленное на мотор «Привет-22».

От редакции: органы управления лодочного мотора «Привет», особенно переключение реверса, отличаются от всех других подвесных моторов средней мощности, к которым выпускается серийное дистанционное управление, да и любительских конструкций разработано много. Учитывая это, публикуем чертежи ДУ для мотора «Привет», разработанное казанцем В. А. Смирновым, достаточно простое и надежное. На наш взгляд, конструкцию этого ДУ можно несколько улучшить, облегчив тем самым и подбор тросов необходимой длины и упростив регулировку натяжения оболочек. Для этого в отверстиях корпуса лучше не припаивать оболочки, а установить винтовые трубчатые упоры, через них пропустить трос и закрепить на поводке реверса по тому же принципу, как и на поводке газа. Тогда тросики управления можно будет подобрать готовые, например, от мотоциклов. В конструкции автора в системе управления газом усилие передается от оболочки на поддон мотора, который крепится к плите через эластичные резиновые амортизаторы и подвижен относительно блока двигателя. Поэтому упор оболочки целесообразнее перенести, например, на основание крепления румпеля. Тем самым будут исключены непредвиденные увеличение или уменьшение оборотов двигателя.

Самодельное дистанционное управление для лодочного мотора

Устанавливая на свою лодку мотор «Привет-22», я убедился, что ни одно из серийных дистанционных управлений не подходит к нему. Пришлось заняться конструированием, и вот уже более двух навигаций я плаваю с самодельным ДУ собственной конструкции, достаточно простым в изготовлении и надежным.

Ручки управления могут быть любой конструкции, а можно применить и серийные от ДУ моторов «Москва» или «Вихрь».

Рис. 1. Детали дистанционного управления

Самодельное дистанционное управление для лодочного мотора
увеличить, 1796х2220, 391 КБ
а — корпус; 1 — пластина корпуса; сталь δ=2; 2 — ребро жесткости, сталь δ=2; б — поводок управления газом, сталь δ=2; в — поводок переключения реверса; г — насадка рычага переключения реверса; 1 — вилка, сталь δ=2; 2 — палец, сталь Ø6; д — развертка корпуса ДУ.
Пунктиром показаны места сгиба; е — кронштейн: 1 — пластина кронштейна, сталь δ=2; 2 — палец, сталь.

Основной деталью управления является корпус ДУ а (рис. 1), изготовленный из листовой стали и подкрепленный после гибки приварными ребрами жесткости. На рис. д дана развертка корпуса дистанционного управления. Все отверстия в корпусе лучше сверлить после гибки и приварки ребер. Затем изготавливается кронштейн е и к нему крепится палец Ø10 мм с резьбой М8. Детали 1 и 2 (рис. 2) совмещаются так, чтобы два отверстия детали 2 совпали с продольными пазами детали 1, и подвижно соединяются винтами М5. Для обеспечения подвижности нужно применить или самоконтрящиеся гайки или контргайку.

Рис. 2. Сборочный чертеж самодельного ДУ

Сборочный чертеж самодельного ДУ
увеличить, 1380х1102, 153 КБ
а — управление поворотом и реверсом; б — управление газом. 1 — корпус ДУ; 2 — кронштейн; 3 — насадка рычага переключения реверса; 4 — поводок переключения реверса; 5 — винт M4х12 с контргайкой, 2 шт.; 6 — винт M4х10 с гайкой, 2 шт.; 7 — болт М6х12 с гайкой, 1 шт.; 8 — винт М5х10 с гайкой, 2 шт.; 9 — гайка-барашек М8; 10 — трос управления реверсом; 11 — передняя ручка мотора; 12 — рычаг переключения реверса; 13 — поводок; 14 — рычаг системы управления газом; 15 — возвратная пружина; 16 — трос управления газом; 17 — упор оболочки троса газа.

Собранный узел (детали 1 и 2) устанавливается на переднюю ручку мотора и закрепляется кронштейном, перемещающимся по продольным пазам корпуса, палец вводится в отверстие ручки и затягивается барашковой гайкой. После установки узла необходимо отмерить необходимую длину оболочек троса управления реверсом и концы их припаять припоем ПОС-40 (а еще лучше латунью) к корпусу 1. После этого пропустить через них и поводок 4 трос управления реверсом. Затем на рычаг переключения реверса надо установить насадку 3, совместив ее палец с отверстием поводка, разметить и просверлить два отверстия для крепежных винтов в рычаге и закрепить насадку винтами М4. Концы троса подсоединяются к ручке управления при нейтральном положении как ручки, так и рычага, затем выбирается слабина оболочек и поводок стопорится на тросе двумя винтами с контргайками. При использовании ручки управления для мотора «Вихрь» (например, на «Прогрессе») необходимо несколько увеличить ход троса «передний ход — нейтраль — задний ход», разнеся отверстия крепления концов троса от оси вращения барабана, или несколько укоротить насадку рычага переключения.

Для управления газом необходимо изготовить поводок, надеваемый на рычаг газа и контрящийся пружинным кольцом. К одному концу поводка крепится пружина, к другому — трос управления. Усилие пружины должно быть таково, чтобы она возвращала рычаг управления в положение «малый газ». Оболочка троса управления должна упираться в резиновую втулку отверстия для троса газа в поддоне. Для этого на конец оболочки припаивается шайба несколько большего диаметра, чем отверстие во втулке. На конце троса делается утолщение для фиксации в поводке. Трос с надетой оболочкой подсоединяется к ручке газа и слабина троса устраняется в положении ручки «малый газ».

Демонтаж всего ДУ с мотора производится очень быстро — нужно отвернуть барашковую гайку и сдвинуть кронштейн на себя, снять трос управления поворотом и вынуть трос газа из поводка.

На своем моторе я сделал и некоторое усовершенствование пускового механизма. Из-за «нижнего» запуска мотора очень резко перегибается пусковой шнур на лодках с рецессом. От этого шнур очень быстро перетирается о металлические края 10-миллиметрового отверстия в поддоне. Дополнительный перегиб шнура уже в поддоне создается еще и тем, что диаметр намотки его на барабан меняется, а размер отверстия в поддоне не компенсирует этого изменения.

Рис. 3. Установка роликов и кронштейна для пусковой ручки

ДУ для подвесного лодочного мотора
увеличить, 1152х1666, 224 КБ
а — установка роликов на поддоне мотора: 1 — существующее отверстие для пускового шнура; 2 — пусковой шнур; 3 — расширенное отверстие в поддоне для шнура; 4 — горизонтальный ролик, Д16Т, 2 шт.; 5 — ось горизонтального ролика, сталь, 2 шт.; 6 — кронштейн роликов, сталь δ=1,5, 2 шт.; 7 — вертикальный ролик, Д16Т, 1 шт.; 8 — ось вертикального ролика, сталь, 1 шт.; 9 — кронштейн вертикального ролика, сталь δ=2, 2 шт.; 10 — гайка М4, 6 шт.; 11 — винт М4х10 с гайкой, 4 шт.; б — установка кронштейна пусковой руки на капоте: 1 — ручка; 2 — капот мотора; 3 — кронштейн, сталь δ=1,5 мм; 4 — винт М4х10 с потайной головкой и гайкой, 2 шт.

Для устранения этого недостатка необходимо отверстие для шнура в поддоне увеличить до размера 40х14 мм (рис. 3, а) (в сторону рычага реверса) и установить снаружи два горизонтальных, а внутри один вертикальный ролик. Расстояние между горизонтальными роликами должно быть несколько меньше высоты проделанного отверстия (10-12 мм).

Вертикальный ролик устанавливается со стороны рычага реверса и также должен несколько перекрывать отверстие. При такой переделке трос не задевает за поддон и служит очень долго.

Ручку запуска очень удобно крепить на специальном кронштейне, привернутом двумя винтами к капоту мотора (рис. 3, б). Особенно это желательно сделать на моторе с дистанционным управлением и глубоким рецессом — запуску не будет мешать трос реверса.

В. А. Смирнов, «Катера и яхты», 1975 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное