Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  

Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Одноместная разборная байдарка «Таймень»

Байдарка своими руками - одноместная разборная байдарка «Таймень» - чертежи, изготовление

Байдарка своими руками - одноместная разборная байдарка «Таймень» - чертежи, изготовление Основной задачей, поставленной мною при разработке чертежей байдарки «Таймень», было создание простой в изготовлении, надежной, легкой и удобной в эксплуатации байдарки, имеющей в то же время и неплохие ходовые качества. Байдарка, изготовленная своими руками (москвичи могли видеть её на выставке туристских самоделок) уже прошла целый ряд простых и не очень простых маршрутов и успешно эксплуатируется третий сезон. Думаю, это дает право сказать, что она оправдала ожидания, и рекомендовать ее эскизы для постройки своими руками силами туристов.

Размерения «Тайменя» выбраны по опыту эксплуатации ряда самодельных одноместных байдарок различных конструкций. Грузоподъемность вполне достаточна даже для продолжительных туристских плаваний. Размеры кокпита сознательно сделаны больше обычных, чтобы упростить загрузку и разгрузку байдарки, чтобы легче и удобнее было садиться в неё и вылезать.

Основные данные одноместной разборной
байдарки «Таймень»
Длина, м 3,45
Ширина, м 0,75
Высота (до привального бруса), м 0,25
Вес (в упаковке), кг 10
Грузоподъемность, кг 135
Размеры кокпита, см 40х85
Габариты пакета, см 10х35х135 или
15х23х135

Габариты пакета позволяют перевозить байдарку любыми видами транспорта; длина пакета равна размеру багажника «Волги» по диагонали. Время сборки лодки зависит от сноровки, но в принципе не превышает 10—15 минут: чтобы собрать замкнутую ферму каркасу достаточно завинтить четыре гайки-барашка, закрыть четыре крючка и замкнуть шесть звеньев трубчатых стрингеров. Для упрощения дела соединения штевней со стрингерами и мидельвейсами сделаны неразборными — на шплинтах-шарнирах, а фальшборты приклеены к деке.

Схема конструкции одноместной разборной байдарки «Таймень»

Схема конструкции одноместной разборной байдарки «Таймень»
1 — мидельвейс, одним концом шарнирно закрепленный на штевне, а другим — накладываемый на штырь на шпангоуте; 2 шт.; 2 — среднее (замыкающее) звено стрингеров; 6 шт.; 3 — концевые (штевневые) звенья стрингеров, одним концом закрепленные на штевне, а другим — входящие в замыкающее звено; 12 шт.; 4 — штевневая часть килевой фермы; 2 шт.; 5 — кормовой фальшборт; 6 — кормовой шпангоут; 7 — фальшборт, 2 шт.; 8 — средняя часть килевой фермы; 9 — деревянная рейка (вкладыш) детали 8; 10 — винт М5х45 с гайкой-барашком, соединяющие части килевой фермы между собой и со шпангоутами, 4 шт.; 11 — дека; 12 — оболочка; 13 — протектор наружный, резина δ=1,5 мм; 14 — шплинт (ось шарнира) с шайбами, 6 шт.; 15 — петля буксирного шнура.

Изготовление байдарки своими руками в домашних условиях занимает всего 3—4 человеко-дня, так как в конструкции ее использованы «полуфабрикаты» — две хоккейные клюшки и две П-образные трубки от раскладушки. Потребуются, кроме того, планка деревянная (можно использовать рукоятку клюшки) 20х30х750; швеллер дюралевый 15х25х1,5 — 2,5 пог. м; швеллер дюралевый 20х25х2 — 1,35 пог. м; дюралевые трубки Ø12х1 — 18 пог. м, Ø14х1,5 — 4 пог. м; обрезки дюраля δ=1,5—3,0 мм; заклепки дюралевые Ø3—4; винты М5х45 с гайками-барашками — 4 шт; латунная проволока Ø2 для изготовления 6 шплинтов на штевнях; шайбы; твердая резина толщиной 6—8 мм. Все эти материалы я купил в «Юном технике». На оболочку пойдет 3,5 м² прорезиненной ткани (желательна газгольдерная трехслойная) и на деку 1,7 м² (любая привлекательная на вид и с водоотталкивающими свойствами).

Штевневая часть килевой фермы из хоккейной клюшки
Штевневая часть килевой фермы из хоккейной клюшки

Шпангоуты (их всего два) представляют собой замкнутые рамки. Согнуть их можно без помощи каких-либо особых приспособлений и подогрева, если использовать изгибы, имеющиеся на П-образных трубках каркаса раскладушки (на эскизе показаны пунктиром). Особая точность при этом не нужна, так как к шпангоутам приклепываются планки 5 для фиксации стрингеров, и обеспечить заданное табличкой положение точек 1, 2, 3 и 5 можно, несколько изменяя длину этих планок 5 (делайте это, уложив готовую рамку на плаз — лист бумаги с разбивкой положения точек). Резиновые гнезда, как и полоска микропористой резины на килевой ферме, будут в какой-то степени амортизировать ударные нагрузки, опасные для оболочки и каркаса байдарки, а кроме того, позволяют увеличить расстояние между оболочкой и деталями каркаса, что предохраняет резиновую ткань от истирания и повреждений.

Конструкция шпангоута одноместной разборной байдарки «Таймень»
Конструкция шпангоута одноместной разборной байдарки «Таймень»
Конструкция шпангоута (носовой шпангоут отличается от кормового только размерами-координатами точек 1—5, указанными в таблице); комплектность указана на один шпангоут.
1 — штырь для фиксация конца мидельвейса, дюраль; 2 — трубка, дюраль Ø22х1,5; 3 — скоба крепления фальшбортов, дюраль, δ=3; 2 шт.; 4 — гнездо фиксации положения стрингеров (в скобках размер для усиленных верхних стрингеров — привальных брусьев); изготовить 4 штуки из резины δ=8 и 2 шт. — для привальных брусьев — из дюраля δ=6; 5 — пластина для крепления гнезда, дюраль δ=1,5; 12 шт.; 6 — дюралевая муфта Ø18х1,5 (2 шт.) для разъемного варианта шпангоутов; 7 — пластина для крепления шпангоута к килевой ферме, дюраль δ=2.

Таблица координат точек 1—6 (на эскизе номера в кружочках)

Шпангоут Высоты точек от ОЛ, мм Полушироты точек от ДП, мм
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
Носовой 215 65 -17 340 330 0 335 275 145 0 90 15
Кормовой 215 65 -17 340 280 0 335 275 145 0 200 15

Мидельвейс (показан в плане)
Мидельвейс
1 — щека вилки для крепления шплинтом к штевню, дюраль δ=2; 2 шт.; 2 — трубка, дюраль Ø12х1 с расплющенным концом.

Если вы хотите, чтобы шпангоуты умещались в более узкий чехол, сделайте их разъемными; фиксаторы в местах разъема (между точками 1 и 2) не требуются, поскольку верхняя часть стыкуется с нижней — надевается на втулку 6 с использованием упругой деформации дюралевой трубки; могу добавить, что верхнюю половину шпангоута при этом «по совместительству» я использовал на стоянках как раму для пилы-ножовки.

Фальшборты: а — продольный левый (правый симметрично); б — задний
Фальшборты
1 — крючок, дюраль δ=2; всего 4 шт.; 2 — швеллер дюралевый 15х25 с вырезами в верхней полке для откидывания крючка; нижняя полка приклеивается к краю деки (см. А—А на схеме конструкции байдарки); 3 — скоба угловая для соединений с продольным фальшбортом, дюраль δ=1,5 мм; 2 шт.;
4 — планка для соединения в ДП половинок заднего фальшборта, дюраль δ=1,5 мм.

Взаимозаменяемые средние — замыкающие — звенья стрингеров, надевающиеся на концы звеньев, висящих на штевнях, можно нарезать и из дюралевой трубки Ø16х1,5 (например, из старых лыжных палок). В этом случае они будут храниться (в упаковке) надетыми на концевые стрингера; для фиксации их положения советую применить самый простой, но достаточно надежный вариант — на концевые стрингера в соответствующих местах наматывается изолента.

Стрингера одноместной разборной байдарки
Стрингера одноместной разборной байдарки
а — концевые звенья (длины указаны для верхнего — привального бруса, среднего и нижнего), дюраль Ø12х1; б — средние, замыкающие звенья, дюраль Ø14х1,5 с проточкой на концах.

Не забудьте всюду, где можно, в дюралевые трубки поставить деревянные пробки на клею: это нужно, чтобы в конечном итоге обеспечить непотопляемость байдарки.

Длина деревянной планки (750 мм), приклепываемой к швеллеру киля, уточняется по месту при пробной сборке байдарки: поскольку в ее торцы упираются края штевневых частей килевой фермы, от этого размера зависит натяжение оболочки. Сразу же отмечу, что все деревянные детали килевой фермы надо пропитать несколько раз горячей олифой и покрасить или, еще лучше, оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле для повышения долговечности и прочности каркаса. При этом винты на концах штевневых частей должны быть надежно запрессованы в соответствующих гнездах.

Килевая балка разборной байдарки (показан один конец)

Килевая балка разборной байдарки
1 — швеллер дюралевый 20х25х2; для уменьшения веса в спинке можно насверлить 45—50 отв. Ø10; 2 — деревянная планка (вкладыш), 20х30.

В случае участия в сложных походах для повышения маневренности стоит, пожалуй, рекомендовать некоторый изгиб килевой фермы, например, подъем оконечностей на 2°, как это сделано на байдарке «Сирена» (см. Одноместная байдарка «Сирена»); при этом байдарка с полной нагрузкой останется достаточно устойчивой на курсе без руля. Чтобы получить нужный изгиб, придется распарить рукоятки клюшек в горячей воде и зафиксировать в изогнутом состоянии на 2—3 суток. Кстати говоря, в качестве концевых деталей килевой фермы можно использовать не только деревянные, но и дюралевые клюшки (московского производства).

Прочность одноместной разборной байдарки «Таймень» уже проверена практически, в том числе и участием в сложных походах, но если вы рассчитываете на тяжелые условия плавания, лучше наложить на килевую ферму дополнительный швеллер большего размера, как показано на схеме байдарки (сеч. В—Б), и сделать более мощным верхний пояс стрингеров, образующий привальный брус.

Изготовление своими руками оболочки байдарки уже подробно описывалось (см. Одноместная байдарка «Сирена»). Отличие в данном случае состоит в том, что фальшборты, нарезанные из дюралевого швеллера, наглухо приклеиваются клеем 88Н к внутренним кромкам выреза деки (см. сеч. А—А на схеме). Протекторы на штевни вырезаны из медицинской грелки, на киль и стрингера — из велотрубки. Можно применить и другой вариант — полоски микропористой резины шириной 20 мм, приклеиваемые изнутри к оболочке снизу — к деталям килевой фермы.

К оконечностям деки пришиваются ременные петли для крепления буксировочного шнура.

Сборка байдарки производится в такой последовательности. Штевневые части килевой фермы с висящими на них стрингерами и мидельвейсами вставляются в оболочку. Средняя часть килевой фермы (на схеме 8) соединяется с носовой частью двумя гайками-барашками, причем одновременно одной из них неплотно привинчивается установленный на свое место носовой шпангоут, развернутый временно в ДП байдарки. Теперь соединяемые концы кормовой штевневой и средней частей приподнимаются, конец штевневой части вводится под коробку швеллера до упора в торец деревянной планки 9 (см. схему); плавным нажимом сверху оба конца одновременно опускаются, распирая каркас и обеспечивая натяжение оболочки в продольном направлении. Кормовая часть килевой фермы вместе с кормовым шпангоутом, также еще развернутым в ДП байдарки, закрепляется двумя гайками-барашками.

С помощью соединительных (замыкающих) звеньев стыкуются стрингера, концы мидельвейсов надеваются на соответствующие штыри в ДП на обоих шпангоутах. Шпангоуты поочередно разворачиваются в рабочее положение, т. е. под 90° к ДП, причем стрингера вставляются в соответствующие гнезда, а после этого окончательно затягиваются гайки-барашки, крепящие шпангоуты к килевой ферме. Разворотом шпангоутов обеспечивается поперечное натяжение оболочки на каркас. Остается надеть бортовые и кормовой фальшборты на крепежные скобы шпангоутов и застегнуть четыре крючка.

Чтобы ваша байдарка, сделанная своими руками обладала положительной плавучестью, в качестве сиденья и спинки используйте резиновые надувные подушки в чехлах. Надувное сиденье кладется на фанерный щиток, привинченный к килевой ферме (крепится гайкой-барашком вместе со шпангоутом). Упором для ног служит носовой шпангоут. Спинка пристегивается к кормовому шпангоуту.

Фартук, совершенно необходимый в сложных походах, выкраивается по месту — по размерам кокпита. По внешнему периметру фартука вшивается шнур с двумя элементами упругости — отрезками резиновой трубки, обеспечивающими плотное прилегание ткани к фальшборту. По краю круглого внутреннего отверстия фартука вшит легкий обруч из дюраля или пластика (можно использовать детский хула-хуп), на который и натягивается «юбка» гребца или нижняя кромка «эскимосской» куртки, снабженная резинкой.

Эскиз и описание простого и удобного весла приведены на этой странице. Следует только добавить, что для сложных походов фанерные лопасти обязательно следует окантовать полоской из латуни или вообще заменить дюралевыми толщиной 1,5 мм с дополнительной накладкой по краю — полоской толщиной 1,0 мм.

Чехол рекомендуется пошить из палаточного полотна с усилением нижней части брезентом. Можно придать ему вид рюкзака, в который умещается все походное снаряжение, или чехла-пенала с застежкой-молнией и одним заплечным ремнем.

В заключение несколько слов о вариантах «Тайменя». Конструкция байдарки позволяет путем небольшой доработки менять ее основные размеры. Используя полную длину клюшек (1,5 м) и укоротив соответственно замыкающие звенья стрингеров, можно изготовить простейший 3-метровый вариант грузоподъемностью 90 кг.

Увеличение ширины байдарки до 80 см и повышение грузоподъемности до 150 кг достигается перестановкой шпангоутов на 200 мм в нос и в корму с креплением на крайних винтах; при этом нужно будет удлинить фальшборты и поставить между ними спинку-бимс. Такую лодку на прогулках можно будет использовать и в качестве двухместной. Если вы захотите, чтобы при обоих вариантах можно было использовать одну и ту же оболочку, придется сделать деку с разрезом в ДП и шнуровкой, закрываемой клапаном, а продольные фальшборты — съемными.

В. А. Строгонов, «КиЯ», 1974 г.

вернуться в раздел

Порекомендуйте эту страницу друзьям:

в избранноедобавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки
 

Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте