Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Яхтинг. Полное руководство>>> Знакомство с яхтой. Мачты, рангоут и такелаж

Знакомство с яхтой.
Мачты, рангоут и такелаж

Мачта, рангоут и такелаж поддерживают паруса и позволяют установить их соответственно ветру.
Мачта, рангоут и такелаж поддерживают паруса и позволяют установить их соответственно ветру.

Паруса получают энергию от ветра, а мачты, рангоут и такелаж передают ее корпусу для движения по воде. С одной стороны, очевидно, что мачты и такелаж должны быть достаточно прочными, чтобы они могли выдержать огромные напряжения; с другой стороны, столь же важно, чтобы они были как можно легче.

Особенно это касается гоночных яхт: сопротивление ветра или излишний вес верхней части такого судна могут заметно повлиять на его гоночные качества. На яхтах для путешествий безопасность важнее скорости, хотя излишний вес в верхней части судна всегда плохо сказывается на его остойчивости.

Мачты

Для большинства яхт и швертботов мачты из штампованных алюминиевых профилей являются лучшими (и недорогими) вариантами крепления парусов. Внутри они полые, у них есть аэродинамическая поверхность для снижения сопротивления ветра, они достаточно тонкие (но не слишком) и мало весят. На старых судах можно встретить деревянные мачты, а на гоночных яхтах в основном используют алюминиевые сплавы и углеродные волокна.

Мачту можно прикрепить к палубе, а можно пропустить сквозь палубу и прикрепить к килю. В наше время мачты больших судов чаще крепятся к палубе, на укрепленном участке крыши каюты. Крепление мачты к палубе имеет два преимущества. Во-первых, пространство в каюте под палубой остается свободным (мачта, проходящая через середину каюты, доставляет неудобства и затруднения). Во-вторых, при аварии мачта, прикрепленная к палубе, просто упадет за борт, маловероятно, что она разорвет крышу каюты. Крепление мачты к палубе также облегчает обслуживание: если мачту нужно снять, то ее можно опустить, свернув такелаж, а если она прикреплена к килю, то потребуется подъемный кран, чтобы вынуть ее из корпуса.

Мачты.
Мачта прикреплена к палубе, с нее свисают аккуратно свернутые тросы. Алюминий - легкий металл и весьма устойчивый к коррозии. Мачты из углеродных волокон в основном используются на гоночных яхтах.

Высота мачты определяется в зависимости от предполагаемого типа плавания. У гоночной яхты мачта всегда будет выше, чем у круизера, чтобы она могла нести паруса большей площади и показать лучшие гоночные качества.

По всей длине мачты находятся места креплений, или оковки, такелажа. На самой верхушке находятся многочисленные приспособления, от оковок до антенны, для хождения под парусом и навигационное оборудование.

Рангоут

В отличие от старинных судов с прямым вооружением, которые несли десятки рей с прямыми парусами, на современных судах оснастка имеет очень немногочисленные части рангоута — гик обычно бывает единственным. Его назначение — обеспечение крепления нижней шкаторины грота. Он крепится к мачте S-образным коленом, которое позволяет ему свободно вращаться, и к лодке — гика-шкотом, обычно рядом с кормовымконцом гика.

На всех гоночных яхтах находится по крайней мере один спинакер-гик, хотя он и не является постоянным рангоутом. Он хранится на палубе перед мачтой до тех пор, пока не понадобится.

Краспицы тоже можно рассматривать как часть рангоута, но они чаще бывают маленькими и крепятся к мачте в одной или нескольких точках над палубой. Краспицы могут быть расположены с любой стороны мачты, их назначение заключается в обеспечении большего угла между вантами и оковками, и, соответственно, поддержки мачты. Круизеры обычно оснащены только одним комплектом краспиц, а вот на гоночных яхтах, высота мачт которых требует большей поддержки, таких комлектов может быть несколько.

Такелаж

Веселка для подъема на мачту облегчает работу со стоячим такелажем.
Веселка для подъема на мачту облегчает работу со стоячим такелажем.

Различают два вида такелажа: стоячий — жесткие, постоянно закрепленные тросы, они удерживают мачту на месте, и бегучий — изготовленный из гибкой проволоки или синтетических канатов, он используется для поднятия парусов и управления ими.

Стоячий такелаж делается из проволочного троса, который, в свою очередь, изготовлен из переплетенных волокон из нержавеющей стали. Тросы из гибкой проволоки могут быть изготовлены таким же образом, но они состоят из гораздо большего числа волокон, что позволяет изгибать их без риска разрушения при использовании в блоках или талях.

Для бегучего такелажа обычно используются синтетические тросы, исключение составляют большие яхты.

Стоячий такелаж

Мачта удерживается на месте вантами, которые натягиваются между палубой и точками с обеих сторон мачты, обычно несколько ниже краспиц и на верхушке мачты. Ванты крепятся к корпусу с помощью очень крепких оковок, которые обеспечивают устойчивость мачты в поперечной плоскости (они называются вант-путепсами). В продольной плоскости она удерживается штагами, жесткими тросами, натянутыми от носа и кормы к верхушке мачты, иногда к более низкой точке.

Такое крепление позволяет устанавливать мачту в наиболее подходящее к конкретной ситуации положение, а также допускает любую настройку, нужную шкиперу, например, мачту можно наклонить, чтобы оптимизировать работу парусов.

Бегучий такелаж

Бегучий такелаж, кулачковые стопора и погон гика на гоночном швертботе.
Бегучий такелаж, кулачковые стопора и погон гика на гоночном швертботе.

Основными элементами бегучего такелажа являются фалы, которые поднимают и опускают паруса, и шкоты, которые управляют установленными парусами.

Фалы могут быть выполнены из гибких проволочных тросов, но на большинстве средних и маленьких яхт используются синтетические, которые изготавливаются в широком ассортименте.

Фалы обычно поднимаются вдоль мачты внутри нее, сквозь входное отверстие возле палубы и проходят через шкив или ролик на топе. На мачте или на крыше каюты устанавливается лебедка, она дает возможность тянуть фал при поднятии паруса, ведь правильное натяжение паруса является одним из секретов его установки. Любое провисание фала может повлиять на натяжение паруса (и его работу).

Шкоты крепятся к шкотовому углу переднего паруса, или спинакера, и к нижней стороне гика грота. Шкоты переднего паруса, или спинакера, состоят из троса, идущего из угла паруса вниз по обе стороны яхты через подвижный блок на палубе и далее к лебедке в кокпите. Гика-шкот управляет гиком посредством блока и тали, закрепленной в кокпите или рядом с ним. Как правило, шкипер управляет румпелем, а шкоты передает своей команде.

 

 

 

 

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте