Главная>>> Яхтинг. Полное руководство>>> Яхтинг. Полное руководство. Словарь

Яхтинг. Полное руководство. Словарь

Ахтерштаг — штаг, идущий от топа мачты к корме судна.
Бакштаг — курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.
Бегучий такелаж — подвижный: шкоты и фалы, контролирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.
Береговой — 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.
Ванты — тросы, поддерживающие мачту.
Вести прокладку — отмечать местоположение лодки на карте.
Взять паруса на гитовы за середину — идти при попутном ветре с парусами на гиках, направленных в разные стороны (передний парус в одну сторону, грот — в другую).
Водоизмещение — вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.
Вперед — в сторону носа судна.
Вымпелы — полоски ткани, пришитые к парусу с обеих сторон, указывают воздушные потоки; используются для точной настройки парусов.
Галсовый угол (паруса) — нижний передний угол паруса.
Галфвинд — курс судна относительно ветра, при котором угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.
Генуэзский парус — большой передний парус, простирающийся далеко за грот-мачту.
Гик — элемент рангоута. К нему обычно крепится нижняя шкаторина.
Гика-шкот — трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.
Грот — главный парус на судне, при продольной оснастке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.
Держащий грунт — грунт, за который может зацепиться якорь.
Дрейф корабля в подветренную сторону — происходящий под действием ветра.
Задняя шкаторина — задняя кромка косого паруса.
Истинный ветер — скорость и направление ветра, определяемые без учета движения судна.
Кокпит — площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.
Корма — задняя часть судна.
Кормовой релинг — перила в кормовой части лодки.
Корпус — основная часть лодки, то есть днище и борта.
Краспица — парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.
Крениться — наклоняться (о судне).
Крутой бейдевинд — курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.
Курс — направление по компасу, которое указывает нос лодки.
Курс яхты относительно ветра — термин (например, лавировка, движение галсами, движение при попутном ветре), означающий угол между направлением движения лодки и ветром.
Лавировка — движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.
Лаг — прибор для измерения скорости лодки и пройденного расстояния.
Лебедка — приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.
Левентик — зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.
Левый борт — левая часть судна, если стоять лицом к носу.
Левый галс — яхта идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.
Леерная стойка — опора для лееров и страховочного троса.
Лечь в дрейф — фактически остановить судно, обычно закрепляя передний парус с наветренной стороны.
Лоция — пособие по навигации.
Мачта — вертикальный элемент рангоута для установки парусов.
Меридиан — воображаемая окружность, проходящая через Северный и Южный полюса. Меридианами называются все линии долготы.
Местоположение — местонахождение судна, определенное с помощью точных пеленгов по компасу, секстанту или другим приборам.
Мидель — максимальная ширина судна.
Монотип — лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.
Морская миля — единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).
Наблюдаемое местоположение — координаты, полученные непосредственно по объектам на карте или по секстанту при наблюдении небесных тел.
Наветренная сторона — сторона, в которую дует ветер.
Нижняя шкаторина — нижняя кромка паруса.
Нирал — трос, оттягивающий парус вниз.
Нос — передняя часть судна.
Носовой релинг — перила в носовой части лодки.
Нуль глубин (на карте) — уровень воды при самом низком отливе, относительно которого измерены все глубины, указанные на карте.
Обстенивать (парус) — выпустить парус или закрепить шкоты так, чтобы он мог поймать ветер с другой стороны.
Оверштаг — поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.
Оснастка — мачта, рангоут и паруса.
Отливное течение — поток воды, понижающий ее уровень.
Относительный (вымпельный) ветер — направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направления и скорости судна.
Оттяжка — трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.
Оттяжка гика — препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.
Пеленг — местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.
Передний парус — треугольный парус, установленный впереди мачты.
Передняя шкаторина — основная (ведущая) кромка косого паруса.
Погон — направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.
Подветренная сторона — защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).
Правый борт — правая часть судна, если стоять лицом к носу.
Правый галс — лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.
Прибрежный — находящийся на небольшом расстоянии от берега.
Приводить к ветру — идти курсом, близким к направлению ветра.
Приливное течение — поток воды, поднимающий ее уровень от низкого до высокого.
Против ветра — нос судна направлен прямо навстречу ветру.
Рангоут — общее название мачт, гиков, реев и т. п.
Рифить — уменьшать размер (площадь) паруса.
Румпель — рычаг у руля для управления им.
Руль — подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.
Рыскать — сворачивать в сторону от курса (под воздействием внешних сил). Лодка резко поворачивает, может накрениться под опасным углом.
Свертывать — свернуть грот и закрепить его завязками на гике, или свернуть передний парус с помощью закрутки.
Сделать галс — повернуть парусную лодку так, чтобы она носом пересекла линию направления ветра, то есть сменить левый галс на правый или наоборот.
Спинакер — большой легкий передний парус, используется при попутном ветре.
Стаксель — треугольный парус, крепится к форштагу.
Стояние (уровня) прилива — короткий период во время прилива и отлива, когда приливного течения нет.
Стоячий такелаж — неподвижный: ванты и штаги, поддерживающие мачту.
Страховочный трос — трос, закрепленный вокруг палубы, носовой или кормовой части, для обеспечения безопасного движения по палубе.
Сходный трап — главный вход во внутренние помещения, обычно через люк, ведущий к лестнице.
Счисление пути — ведение записей о взятом курсе, ветровом дрейфе, скорости и т. д. во время движения. Записи делаются, начиная с известного местоположения.
Травить — постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.
Уваливать под ветер — изменять курс в сторону от ветра.
Узел — единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час.
Фал — трос для поднятия парусов.
Фордевинд — 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересекает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.
Шверт — доска, расположенная в щели, проходящей через середину швертбота; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.
Шкот — трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.
Шкотовый угол (паруса) — нижний задний угол косого паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.
Шпринг — швартовы, идущие от носа к корме или от кормы к носу для предотвращения перемещений в направлении вперед-назад во время стоянки.
Штаги — тросы, прикрепленные к мачте для ее поддержки.
Якорная цепь — цепь для крепления якоря.Якорный трос — используется для швартовки или крепления судна.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное