Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Парусное вооружение швертбота «Морской еж»

Проект и чертежи для самостоятельной постройки крейсерского швертбота «Морской еж» — парусное вооружение швертбота

Заключительная третья часть статьи
с комплектом чертежей для самостоятельной постройки
крейсерского швертбота «Морской еж».

Предыдущие две части здесь и здесь.

Современные крейсерские и крейсерско-гоночные яхты и швертботы по сложности оборудования и оснащения уже не только приближаются к чисто гоночным судам, но даже в определенной степени превосходят их. Если гонщики целью механизации работ с парусами считают быстроту маневра и возможность тонкой настройки вооружения, то экипажи крейсерско-гоночных судов в плюс к этому имеют в виду еще и механизацию рифления и смены парусов во время плавания.

Естественно, и при постройке швертбота «Морской еж» надо стараться по возможности облегчить эти работы и сократить время их выполнения за счет применения различных вспомогательных устройств. Вооружение и оборудование, показанное на приводимых чертежах, разработано с учетом этих соображений, тем более, что по габаритам и парусности «Морской еж» соответствует классу крейсерско-гоночных швертботов национального класса Т2 и может быть допущен к участию в официальных гонках судов этого класса. Рекомендуемые конструкции рассчитаны на изготовление «кустарным» способом с минимальным объемом работ на станочном оборудовании.

Рангоут. На современных мини-парусниках с равным успехом применяют как деревянный (сплошной или пустотелый), так и металлический рангоут из легкосплавных труб. Для судов длиной около 7 м при правильном подборе материала особых различий в весовых и прочностных характеристиках рангоута не будет. Следует только учитывать, что в принципе алюминиевая мачта будет мягче деревянных, а сплошная деревянная — мягче пустотелой.

Мачта и оборудование рангоута

Проект и чертежи для самостоятельной постройки крейсерского швертбота «Морской еж» — парусное вооружение швертбота
увеличить, 3905х2513, 1,06 МБ

В чертеже даны сечения сплошной деревянной мачты, склеенной из четырех досок толщиной 25 мм. Если будут применены доски других толщин, то необходимо выполнять следующие требования: количество досок должно быть четным; доски должны соединяться сердцевинными или заболонными пластями — это будет нейтрализовать внутренние напряжения древесины каждой доски при высыхании и обеспечит прямолинейность мачты. Следует принять во внимание, что жесткость мачты зависит от количества досок и швов: чем больше клеевых швов, тем рангоут жестче.

Изготовление мачты из двух брусков не рекомендуется, так как подобрать равноценные бруски практически невозможно, в результате мачта окажется кривой.

Технология изготовления клееной мачты такова. Заготовленные доски стыкуются — соединяются по длине, чтобы длина каждой доски была не менее 8,2 м, и фугуются по пластям. Стыкование необходимо производить «на ус» (с длиной заусовки не менее 10 толщин доски) на клею.

Простейшим методом получения правильной заусовки при строжке является укладка всех стыкуемых досок на верстаке так, чтобы обрабатываемые торцы располагались уступами, т. е. торец каждой вышележащей доски был сдвинут по отношению к торцу нижней на 10-12 толщин (длину уса). Ребра торцов образуют необходимый уклон. Для контроля по боковым плоскостям досок будет нелишне провести линию, соединяющую нижние поперечные ребра торцов.

После обработки всех досок-заготовок из них склеиваются два равноценных пакета (в данном случае из двух досок каждый). После того как клей просохнет, в каждом из них выбирается половина ликпаза и оба пакета склеиваются между собой. У получившейся заготовки мачты фугуется ликпазная сторона, которая при дальнейшей обработке будет служить базовой поверхностью. Затем заготовка обрабатывается по всей длине мачты с проверкой формы сечений по контршаблонам, изготовленным согласно сечениям на чертеже. На обработанной мачте делается срез в районе шпора и скос в начале ликпаза, на который наклеивается затем дубовый (или ясеневый) брусок 35X60X500 с заранее выбранным ликпазом. После приклейки и обработки губок ликпаза прорезается щель по всей длине мачты и в топе делается прорезь для установки оковки со шкивами грота-фала и гика-топенанта. Если будет устанавливаться ахтерштаг, то одновременно с приклейкой ликпазного бруска необходимо к топу мачты приклеить бобышку, которая после обработки должна иметь размеры, указанные на чертеже «б» узла 1.

Гик изготавливается практически так же, как и мачта. Основное отличие в том, что он должен иметь круглое сечение для удобства наматывания паруса при рифлении и уборке.

Помимо подробного чертежа сплошной деревянной мачты приводим несколько характерных сечений пустотелой деревянной и алюминиевой мачт. Эти сечения по местоположению соответствуют сечению В-В, т. е. району установки краспиц — наиболее напряженному участку мачты.

Для деревянной пустотелой мачты остальные сечения несложно построить, принимая за основу приведенное. Габариты сечений А-А и Б-Б в этом случае соответственно будут 50х83 и 85х129. Необходимо учесть, что в районе установки краспиц, салинга (штаговой оковки) и оковки шкивов фала и топенанта у пустотелой мачты сечение должно оставаться сплошным на длине не менее 800 мм (по 400 мм в обе стороны от крепления); нижняя часть мачты должна быть сплошной на длине 1000 мм. Технология изготовления такой мачты отличается от описанной выше только тем, что одновременно с ликпазом выбирается полость по оси мачты; при этом обязателен контроль по шаблонам — толщина стенки мачты нигде не должна быть менее 15 мм.

Готовый деревянный рангоут должен быть тщательно прошкурен, пропитан натуральной олифой (лучше горячей) и покрыт масляным или пентафталевым лаком не менее чем за два раза с промежуточной зачисткой шкуркой. Можно применить вместо лакировки окраску масляными или пентафталевыми эмалями.

Сечения мачт, изготавливаемых из алюминиевых труб, отличаются методом образования ликпаза. Конструкция «а» проще всех остальных и, следовательно, будет менее трудоемкой. Некоторое увеличение аэродинамического сопротивления мачты и ухудшение, по сравнению с остальными конструкциями, внешнего вида окупаются возможностью обеспечения высокого качества сварного шва. Сечения «б» и «в» существенно различаются по конструкции. Если при приварке ликпазной трубки для получения высококачественного шва необходимо плотное поджатие ее к трубе мачты, то при установке полосы или угольника трудоемкость работ существенно увеличивается, так как необходимо сделать прорези 6х50 мм, расположенные с шагом 50-75 мм в шахматном порядке. Естественно, обеспечить нужное качество сварки будет сложнее, мачта окажется менее прочной, чем при вариантах «а» и «б», но в то же время будет иметь меньший вес. Можно вместо полосы или угольника вварить шпильки с шагом не более 25 мм (см. сечение «г»); такая мачта получится самой легкой, но и самой трудоемкой в изготовлении. Подобным же образом может быть изготовлен и гик.

Конструкция металлических мачт швертбота «Морской еж»

Конструкция металлических мачт
увеличить, 1337х809, 124 КБ
а — с накладным ликпазом; б — с вварным ликпазом-трубкой; в — с вварным ликпазом угольником; г — с вварными шпильками; д — половина профиля выреза для образования сужения мачты к топу; е — стыковка труб на внутренней подкладке; ж — то же с накладкой.

Длина мачты «Морского ежа» — 8 м; это потребует составления мачты, по меньшей мере, из двух отрезков трубы. Лучше всего стык подкрепить, вставив внутрь муфту — отрезок трубы длиной не менее 200 мм с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру мачты. Лучшим местом для стыка можно считать середину пролета между краспицами и оковкой штага. При этом муфта вставляется в одну из стыкуемых половин мачты, приваривается к ней, а после этого на муфту надевается и приваривается вторая половина. Если за основу принята конструкция ликпаза по типу «б» или «в», то в стыковой муфте необходимо предусмотреть прорезь для прохода профиля.

Можно, конечно, сборку мачты выполнить и с установкой стыковой муфты снаружи — поверх мачты; это несколько ухудшит внешний вид рангоута, однако само соединение получится более качественным.

В большинстве случаев металлические мачты делают цилиндрическими, т. е. имеющими постоянное поперечное сечение по всей длине. Это — наилучший вариант для судов с топовым вооружением. Для яхт с вооружением, при котором штаг крепится на 3/4 высоты мачты, лучше иметь сужающийся топ. Для получения такого профиля в трубе-заготовке на стороне, противоположной ликпазу, необходимо вырезать клин по размерам, указанным на чертеже, обжать трубу до соприкосновения кромок выреза и проварить шов.

Оснащение рангоута. Все устройства спроектированы для деревянного рангоута, но вполне могут быть установлены и на металлический рангоут с некоторой подгонкой.

Наиболее сложное из устройств — лебедка для наматывания паруса на гик, объединенная с фаловой лебедкой. Эта конструкция предложена конструктором Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС В. В. Чайкиным и в течение многих лет с успехом эксплуатировалась на швертботах Т2 «Дельфин». Принцип работы устройства основан на том, что вся система объединяется общей осью, к которой посредством стопоров подключаются или барабан грота-фала, или гик. Для ограничения движения гика и лебедки грота-фала в положении, когда паруса установлены или убраны, используются стопора, находящиеся на мачте.

Применена самая «ходовая» конструкция оковок краспиц и штага, но с успехом могут быть использованы и другие проверенные их варианты. Так, вместо оковки штага вполне может быть применена серьга, врезанная в тело мачты и надетая на один болт с серьгами верхних вант. Установка при этом поддерживающих серег, раскрепленных на мачте, необходима, иначе болт может прогнуться под действием вант и штага.

Между оковкой штага на мачте и носовой оковкой корпуса основывается закрутка стакселя. В проекте применена простейшая конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя в работе и в то же время несложная в изготовлении. Запроектированные упорные подшипники могут быть заменены насыпными шариками диаметром 3 мм при условии изготовления специальной обоймы.

Гик оснащен минимальным количеством хорошо известных яхтсменам оковок. При изготовлении оковки пятки гика необходимо иметь в виду, что винт крепления к сухарю патент-рифа должен быть соосен с гиком для обеспечения равномерного наматывания паруса.

На ноке гика находится устройство для набивки шкотового угла грота.

На «Морском еже» предусмотрено крепление гика-шкота к ноку гика, что обусловлено наворачиванием грота при рифлении; поэтому на ось, закрепленную на ноке, навешиваются три серьги, одна из которых предназначена для крепления топенанта.

На металлическом рангоуте в месте установки патент-рифа и на самом шпоре мачты необходимо поставить площадки из алюминиевых пластин толщиной 5-6 мм; для крепления краспиц достаточно приварить к мачте встык отрезки труб — втулки, а для крепления штага и вант приварить обухи, установленные соосно с такелажем. Оковки нока, пятки гика и оттяжки можно не делать, использовав концевые заглушки. Для крепления оттяжки в гике делается прорезь тех же размеров, что и в оковке.

Паруса. Применяется хлопчатобумажная (весом 220-300 г/м²) или синтетическая (170-250 г/м²) парусная ткань. При раскрое особых различий в зависимости от типа применяемой ткани нет. Необходимо только учесть, что шкаторины парусов из синтетических тканей рекомендуется не подгибать, как это делают на хлопчатобумажных парусах, а обшивать лентой из той же ткани.

По-различному производится и облицовка передней и нижней шкаторин грота. Если на хлопчатобумажных парусах ликтрос пришивается по всей длине шкаторин, то на синтетических он пропускается внутри обшивочной ленты и намертво закрепляется только в трех местах — в галсовом, фаловом и шкотовом углах.

На чертежах раскроя парусов указаны двойные значения величин серпов и закладок: меньшие размеры соответствуют парусам для средних ветров, большие — для слабых.

Раскрой и конструкция парусов

Раскрой и конструкция парусов
увеличить, 1878х1571, 280 КБ
1 — фаловая доска; дюраль δ=2 мм; 2 — латкарман; 3 — фальшшов; 4 — шов; 5 — закладка; 6 — прошивка; 7 — лента обшивочная; 8 — кренгельс; 9 — накладки, по две с каждой стороны паруса.
а — фальшшов; б — шов на хлопчатобумажном парусе; в — шов на синтетическом парусе; г — подгиб шкаторины на хлопчатобумажном парусе; д — обшивка шкаторины синтетического паруса; е — конструкция боута.
Примечания: 1 — в скобках указана длина ликтроса; 2 — в первой части проекта «Морской еж» ошибочно указана длина нижней шкаторины стакселя 3700.

Желающим более глубоко разобраться в тонкостях раскроя и шитья парусов рекомендуем статьи Д. Коровельского («КиЯ» вып. 3) и Р. Новодережкина (вып. 9).

Такелаж. Стоячий такелаж может быть вырублен из нержавеющей проволоки диаметром 3 мм (с заделкой концов в специальном роульсе — см. эскиз) или из стального оцинкованного троса. Для штага и основных вант наилучшим будет стальной трос 7х7 или 7х19 диаметром 4,0 мм, для верхних вант — 3,0-3,5 мм. Концы стального троса необходимо заплетать или запрессовывать втулками в огона обязательно с коушами.

Роульс для заделки концов проволочного такелажа
Роульс для заделки концов проволочного такелажа

При определении длины стоячего такелажа необходимо учитывать, что трос в процессе эксплуатации способен вытягиваться на величину до 1-2% первоначальной длины, поэтому при первичной установке рангоута талрепы вант и штаговый ползун закрутки стакселя должны находиться в верхней трети хода.

Ахтерштаг, если он будет устанавливаться, может иметь диаметр около 2 мм и быть изготовлен из любого троса.

Бегучий такелаж лучше всего нарезать из троса 6х19 с органическим сердечником диаметром 3,0 мм и заделывать концы так же, как у стоячего такелажа.

Д. И. Селезнев.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное