Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> «Тумбаленс» - автоматическая помпа для откачки воды из лодки

«Тумбаленс» - автоматическая помпа
для откачки воды из лодки

«Тумбаленс» - автоматическая помпа для откачки воды из лодки.На многих стоянках лодок и катеров на западном побережье Норвегии обращают на себя внимание яркие поплавки, покачивающиеся у бортов судов. Это — «тумбаленсы»автоматические осушительные помпы, работающие за счет едва заметных колебаний водной поверхности в гавани или покачивания судна. Название устройству дано по имени его изобретателя Свена Тумбы.

«Тумбаленс» - автоматическая помпа для откачки воды из лодки.Тумбаленс подвешивается к борту судна или швартову за коромысло 1, снабженное направляющими 2, таким образом, чтобы круглый поплавок 3 свободно плавал на поверхности воды. Поплавок соединен со штоком 4, на другом конце которого закреплен поршень насоса. Цилиндр 7 зажимается в свинцовых отливках 6, которые удерживают устройство в вертикальном положении. К штуцеру 9, в котором вмонтирован шариковый клапан, подсоединяется гибкий шланг 8 из пластика с приемником 10 на конце. Длина шланга 4,5 м, он перебрасывается через планширь внутрь лодки и приемник помещается в трюме.

При колебаниях уровня воды или качке судна насос начинает откачивать воду из трюма, причем при благоприятных условиях производительность достигает 20—30 л/ч. Большего и не требуется — ведь помпа работает непрерывно днем и ночью, удаляя из лодки дождевую воду и то, что может скапливаться в трюме от конденсации или фильтрации сквозь обшивку. Поставив тумбаленс, владелец лодки найдет ее всегда сухой, какие бы дожди не лили всю неделю.

Трюмная вода выходит из верхнего отверстия 5 цилиндра, а чтобы предотвратить возможный сифонный эффект, когда вода может пойти в обратном направлении из-за борта в лодку, в приемнике 10 имеется невозвратный клапан с подпружиненным шариком. Третий шариковый клапан имеется, как и на любой всасывающей помпе, на поршне.

Как нам сообщил Гуннар Клингенберг из Осло, занимающийся продажей тумбаленсов, за последние годы в Норвегии реализовано свыше 10 тысяч автоматических помп. Особенную популярность они приобрели у рыбаков Северной Норвегии, использующих открытые беспалубные лодки.

А теперь о самостоятельном изготовлении автоматической помпы «Тумбаленс».

Насос прост по конструкции и доступен в изготовлении каждому любителю.

Состоит насос из цилиндра, в котором перемещается поршень на полом штоке. К этому поршню винтами прикреплены впускной и выпускной клапаны из маслобензостойкой резины; для надежности крепления под головками винтов установлены латунные планки. Цилиндр закрыт крышкой, устаиовлениой на резьбе М90X3. Для придания устойчивости цилиндру и предотвращения перекоса крышка имеет направляющую Ø 22,5 мм в верхней части.

Устройство и детали автоматической помпы

Устройство и детали автоматической помпы.
увеличить, 1000х629, 92,5 Кб
1 — поплавок, 3 шт.; пенопласт ПХВ; 2 — цилиндр, 1 шт.; чугун; 3 — крышка, 1 шт.; 4 — кронштейн, 1 шт.; Ст. 3; 5 — винт, 1 шт.; Ст. 45; 6, 8 — клапаны, по 1 шт.; резина МБА δ=3; 7 — поршень, 1 шт.; текстолит ПТ; 9, 10 — планки, по 1 шт.; латунь Л63; 11 — винт, 2 шт.; Ст. 45; 12 — винт М5Х10; 13 — шланг; 14 — шток, труба 22X1,5; 15 — водозаборник; 16 — фальшборт.

С наружной стороны эпоксидным клеем приклеен поплавок. На шток насоса надет шланг. Для предотвращения попадания мусора в цилиндр насоса на второй конец шланга надо установить водозаборник с сеткой любой конструкции.

К корпусу судна насос прикрепляется стальным кронштейном при помощи винта. При установке на деревянный корпус можно использовать винт с подпятником. В зависимости от высоты борта лодки шток в кронштейне можно передвигать вверх или вниз, закрепляя его винтами.

При изготовлении насоса длина штока и шланга подбирается в зависимости от высоты борта и расстояния между насосом н водозаборником. Текстолитовый поршень и шток соединяются на эпоксидном клее. При изготовлении острые кромки детален 2, 3, 4 притупляются фаской 1X45°. Не указанная на чертежах шероховатость обрабатываемых поверхностей Rz = 40. Для улучшения работы насоса и предотвращения коррозии внутреннюю поверхность чугунного цилиндра необходимо смазать консистентной смазкой (солидол, консталин и т. п.). Снаружи все детали покрываются грунтом и краской.

Насос устанавливается таким образом, чтобы поплавок лежал на воде; внутри лодки находится только шланг с водозаборником. Работает насос следующим образом. Под действием веса корпус насоса опускается вниз, в подпоршневой полости создается разрежение, открывается впускной клапан и вода из корпуса судна через шланг и шток попадает в подпоршневую полость; при набегании волны за счет плавучести поплавка корпус насоса поднимается вверх, в подпоршневой полости давление повышается, впускной клапан закрывается, а выпускной открывается — вода выталкивается в надпоршневую полость. При следующем опускании цилиндра вода из надпоршневой полости через отверстия в крышке вытекает наружу, а очередная порция воды всасывается в подпоршневую полость насоса из корпуса судна. Для обеспечения легкого хода цилиндра по поршню и достаточного напора цилиндр должен быть выполнен тяжелым. При необходимости получить более высокий уровень подъема воды вес подвижной части (цилиндр, крышка, поплавок) необходимо увеличить.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное