Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Складная лодка - тримаран

Складная лодка - тримаран

Разрабатывая конструкцию этой легкой на ходу складной одноместной лодки, я исходил из того, что она должна быть простой и технологичной при изготовлении из самых доступных и дешевых материалов. Какой она получилась — судите сами, а я ею доволен.

Складная лодка - тримаран.

Лодка состоит из четырех одинаковых секций — складывающихся на плоскость отсеков, поэтому транспортировочный пакет имеет габариты одного отсека. Тримаран — название чисто условное. С таким же успехом можно называть ее трехкилевой четырехсекционной лодкой. Лодка симметрична относительно миделя.

Основные данные складной лодки-тримарана
Длина наибольшая, м 2,69
Ширина наибольшая, м 1,17
Высота борта на миделе, м 0,42
Вес в комплекте с веслами, кг 17,5
Грузоподъемность (при осадке 0,22 м), кг 100
Размеры пакета, м 1,50х0,55х0,14

Схема общего вида складной четырехсекционной лодки в сборе
Схема общего вида складной четырехсекционной лодки в сборе.
I-I – два концевых отсека; II-II – два бортовых отсека.
1 – центральная поперечина – банка; 2 – концевая распорка-поперечина; 3 – половинка весла, уложенная в скобы на распорке-поперечине; 4 – центральный болт М6х110, соединяющий уложенные в пакет четыре секции, банку 1 и две распорки-поперечины 2.

Принцип изготовления каждого отсека предельно прост. Две одинаковые боковины, вырезанные в чистый размер из трехслойной фанеры, складываются вместе и по трем сторонам периметра (нос, корма и низ) обклеиваются полоской брезента или прорезиненной ткани общей шириной 60 мм. Длинная верхняя сторона остается свободной. Это борта отсека.

Эскиз боковины (8 шт.) отсеков
Эскиз боковины (8 шт.) отсеков.
увеличить, 1800х665, 67,4 КБ
1 — оклейка соединения полосой прорезиненной ткани или брезента; 2 — проушина на конце боковины, дюраль 4 мм; с другой стороны фанеры — подкладка, дюраль 1,5 мм, крепить двумя винтами М5; 3 — пропилы толщиной 1,5-2 мм; 4 — накладка из прорезиненной ткани или брезента на клею; 5 — прошивка через тканевую накладку.

Разведенные в стороны и закрепленные распоркой борта в плане, если смотреть сверху, образуют ромб. Подводная же часть каждого ромбовидного отсека имеет плавные и обтекаемые — острые — обводы.

Четыре таких отсека, объединенные средней банкой и двумя поперечными распорками, образуют «тримаран» ромбовидной в плане формы.

В местах резкого «излома» борта сверху пропиливаются ножовкой на глубину 130 мм. Пропилы заклеиваются с внешней стороны борта на всю глубину, а с внутренней — на 40 мм тем же материалом, которым обклеивались угловые соединения боковин. Это — наиболее напряженная и деформируемая часть отсека, поэтому соединение ткани с фанерой должно быть особо надежным. Дополнительно тканевая накладка прошивается через наколотые шилом (или просверленные) отверстия толстыми синтетическими нитками.

Для соединения отсеков между собой на их оконечностях приворачиваются проушины — изогнутые под углом 24° дюралевые пластины с отверстием диаметром 9 мм под центральный болт. Проушины крепятся к одной боковине через дюралевые накладки винтами с потайной головкой.

Эскиз центрального узла крепления двух концевых (I) и двух средних (II) отсеков через проушины и тканевые накладки
Эскиз центрального узла крепления двух концевых (I) и двух средних (II) отсеков через проушины и тканевые накладки.
1 — центральный болт М6х110 с гайкой-барашком; 2 — шайба диаметром 32 мм (дюраль 2,5 мм).

Эскиз центральной поперечины-банки
Эскиз центральной поперечины-банки.
увеличить, 1323х299, 36,2 КБ
1 — банка из доски 20 мм с фигурными скосами на концах; 2 — верхняя накладка, фанера; крепить на клею и шурупами; 3 — наклонный фиксирующий штырь (шпилька М8х32), входящий в отверстие Ø9 мм на внешних бортах; 4 — скоба для подвески половинки весла, дюраль 2 мм.

Эскиз концевой распорки-поперечины (2 шт.)
Эскиз концевой распорки-поперечины (2 шт.).
1 — распорка, фанера 10 мм; 2 — упор, деревянный брусок со скосом; крепить на клею и шурупами; 3 — фиксирующий болт М6х55 с гайкой-барашком, входящий в отверстия Ø9 мм в накладках концевых отсеков и проушинах средних отсеков; 4 — скоба для подвески половинки весла, дюраль 2 мм.

Для изготовления лодки потребуются три стандартных листа 3-4-миллиметровой строительной фанеры. Листы размером 1500х1500 разрезаются на полосы 1500х500 наружными рубашками в продольном направлении. Восемь таких заготовок укладываются в пакет и по углам временно скрепляются гвоздями. На верхней заготовке делается разметка: наносятся контуры заготовки и сверлятся бортовые отверстия и отверстия для крепления проушин (последние сверлят только на четырех заготовках). Заготовки вырезаются все за один прием дисковой пилой.

Склеивание отсеков желательно выполнять под простейшим прессом, зажимая обе заготовки и соединительную полосу ткани между пластинами из ДСП, вырезанными по размеру заготовок. Между сторонками отсека и пластиной ДСП не забудьте проложить полиэтиленовую пленку. Пресс может быть и любой другой конструкции. Для склейки дерева применяется любой водостойкий клей и ткани. Тщательно выполненная склейка надежна и долговечна. Штевни отсеков с соединительной полосой можно дополнительно прошить через наколотые отверстия или поставить по паре форточных петель.

Пресс для склеивания отсеков
Пресс для склеивания отсеков.
1 — угольник 36х36х4; 2 — плита ДСП толщиной 18-20 мм; 3 — стяжной болт М10х70.

Для улучшения внешнего вида и защиты фанеры от расслоения желательно свободные верхние кромки бортов оклеить узкими полосками любой ткани.

Готовые отсеки ошкуриваются, пропитываются горячей олифой и окрашиваются снаружи и внутри эмалью ПФ-115 за два раза.

В оборудование лодки входит разборное двухлопастное весло байдарочного типа, изготовленное из дюралюминиевого листа толщиной 1,5 мм и старых лыжных палок (или дюралевой трубки 16 мм).

Эскиз половинки весла
Эскиз половинки весла.
1 — лопасть; 2 — веретено; 3 — соединительная пластина (2 шт.), дюраль.
Веретено фиксируется в «своей» пластине винтом М3. Конец полувесла вставляется в вырез d=16 в пластине встречного полувесла и фиксируется в нем винтом М3.

Порядок сборки таков. Ставятся рядом боковые отсеки проушинами внутрь.

Между ними помещаются кормовой и носовой отсеки так, чтобы бортовые отверстия боковых отсеков и отверстия проушин кормового и носового отсеков совпали. Через эти четыре отверстия продевается центральный болт М6 с шайбами и заворачивается барашковая гайка.

Затем, упираясь левой ногой в противоположный борт бокового отсека, ближний борт оттягиваем на себя и вставляем штыри банки в бортовые отверстия. Сначала крепим конец ближнего к себе борта, а не наоборот; в противном случае, сорвавшись с ноги, пружинящий борт свободным концом доски банки может ударить вас.

Затем разводим борта остальных отсеков (носового и кормового) и вставляем распорки. На их болты надеваем проушины боковых отсеков и завинчиваем гайки. Лодка собрана. Не следует туго завинчивать гайки, так как они лишь фиксируют положение отсеков, не допуская их расстыковки, и почти не несут никакой нагрузки.

Разбирается лодка в обратном порядке.

На скобы распорок навешиваются половинки байдарочного весла. Плоские отсеки укладываются один на другой в пакет. В середину пакета, между отсеками, вставляется банка. Снаружи, по бокам пакета, укладываются распорки. Совмещаются бортовые отверстия отсеков с отверстиями банки и распорок. Весь пакет скрепляется центральным болтом с шайбами и гайкой.

Лодка используется уже в течение шести лет для выездов на рыбалку и плаваний во время отдыха на островах Волгоградского водохранилища в пределах Саратова. В сильный ветер при большом волнении плавать не приходилось, но лодка свободно преодолевает волну высотой до 0,3 м и волны от проходящих катеров, устойчива на курсе. При гребле байдарочным веслом скорость ее выше, чем лодок с распашными веслами. Высокая посадка обеспечивает удобство гребли, когда ноги опираются на дно боковых отсеков, а руки с веслом находятся на уровне пояса.

Складная четырехсекционная лодка.

Упругие изгибы бортов и треугольная система построения придают всей конструкции жесткость и прочность, трудно достижимые для складных лодок традиционного типа. Это ощущение надежности еще более усиливается, когда лодка на плаву — нет и малейшей подвижки отсеков.

Лодку можно собрать из трех отсеков, оставив четвертый с распоркой на берегу. В этом случае увеличиваются ее осадка и остойчивость.

Лодка в уложенном для транспортировки виде.
Лодка в уложенном для транспортировки виде.

Аварийный запас плавучести можно предусмотреть из двух мотоциклетных или автомобильных камер: накачанные и уложенные под распорки в оконечностях лодки они не требуют дополнительного крепления, а расположенные горизонтально — не занимают большого объема.

Вес лодки из 4-миллиметровой фанеры вместе с веслами — 17,5 кг. Для ручной переноски на значительные расстояния это многовато. Поэтому я разработал разборную двухколесную тележку на базе использования деталей самой лодки, а «лишние» — только колеса и соединяющая их труба. Тележка также разбирается за считанные минуты.

П. Усов, г. Саратов.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте