Швертбот «Оптимист»

Швертбот «Оптимист» Швертбот международного класса «Оптимист» спроектирован в 1947 г. Кларком Миллзом в расчете на самостоятельную постройку лодок силами юных яхтсменов из доступных материалов — водостойкой фанеры и сосновых реек. Благодаря простоте конструкции, а также исключительной надежности при управлении малоопытными яхтсменами лодка быстро завоевала популярность. В последние годы многие судоверфи мира начали серийный выпуск швертботов этого класса не только из фанеры, но и из стеклопластика. Всемирная ассоциации класса зарегистрировала на 1978 г. свыше 125 тыс. судов этого класса. В СССР «Оптимисты» строила Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения; большое число судов импортировалось из Польской Народной Республики.

Швертбот предназначен для обучения началам парусного спорта подростков в возрасте от 7 до 15 лет и рассчитан на эксплуатацию на внутренних водоемах (реки, oзepa) а также в закрытых от волнения прибрежных морских районах. Управляет лодкой один человек. Разумеется, «Оптимист» может быть использован и взрослыми спортсменами, например, в качестве тузика или рыболовной лодки.

Основные данные швертбота «Оптимист»
Длина наибольшая, м 2,30
Ширина наибольшая, м 1,13
Высота борта минимальная, м 0,36
Осадка корпусом/швертом, м 0,08/0,75
Масса с вооружением, кг 35
Площадь паруса, м² 3,5
Экипаж, чел. 1

Общий вид швертбота «Оптимист»

Общий вид швертбота «Оптимист»
1 — гафель; 2 — слаблинь для пришнуровки к мачте; 3 — мачта; 4 — латы; 5 — слаблинь; 6 — гик;
7 — гика-шкот; 8 — уключины; 9 — румпель; 10 — шкворень; 11 — петли руля; 12 — перо руля;
13 — блок; 14 — шверт; 15 — утка; 16 — парус.

Детский швертбот класса «Оптимист» Лодка широко используется для детских соревнований самого различного ранга, включая чемпионаты стран, континентов и мира. Поэтому корпус и паруса должны соответствовать довольно строгим правилам обмера и строиться из материалов, определяемых этими правилами. В частности, для обшивки применяется фанера толщиной 6 мм, втыкающийся шверт и руль вырезаются из 12 миллиметровой фанеры и т. п.

Плоскодонный корпус благодаря обводам, близким к ящику, очень остойчив; кроме того, яхтсмен на ходу сидит на днище. А в случае шквала нетрудно быстро уменьшить площадь шпринтового паруса наполовину, освободив реек-распорку от крепления у мачты. Непотопляемость обеспечивается с помощью надувных емкостей (одна в носу и две по бортам в средней части) или пенопластовых блоков общим объемом 50 дм³.

Мачта, реек (шпринтов) и гик имеют круглое сечение и могут быть изготовлены из цельного дерева. Прочность мачты рассчитана таким образом, чтобы при внезапном шквале при поломке мачты швертбот с рулевым на борту не переворачивался. Мачта устанавливается в степсе и пяртнерсе без стоячего такелажа и легко может быть снята вместе с парусом в экстренных обстоятельствах.

Гик упирается в мачту «усами», охватывающими ее полукольцом. Реек одним концом вставляется в петлю на парусе, вторым — в петлю на специальном штерте, который туго натягивается вдоль мачты, обеспечивая нужное растяжение паруса. Швертбот из стеклопластика снабжаются рангоутом из дюралевых труб и аварийным запасом плавучести в виде блоков пенопласта, приформованных к обшивке корпуса.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное