Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Ремонт металлических корпусов с помощью термопласта
  

Ремонт металлических корпусов лодок с помощью термопласта

Ремонт металлических корпусов катеров и яхт всегда был делом непростым, особенно если они изготовлены из сплавов на основе алюминия, магния, меди. Заварить трещину (см. статью «Ремонт металлических корпусов сваркой») или пробоину в таком корпусе в домашних, а тем более в походных, условиях иногда просто невозможно.

Особенно сложно устранять пробоины при использовании сварки; из-за тепловых и усадочных явлений практически неизбежна деформация корпуса в месте сварки.

Простым и доступным способом может быть ремонт корпуса мотолодки или катера полимерной термопластичной композицией, которая состоит из стеклоткани и нанесенного на нее термопластического материала — поливинилбутираля. Вместо стеклоткани могут применяться пластины из металла нужной толщины.

Наиболее предпочтительными являются марки стеклоткани, имеющие высокие физико-механические свойства, например, марки АСТТ(б) — С2-0, Т-11-ГВС-9 и др.

Поливинилбутираль представляет собой продукт взаимодействия поливинилового спирта и масляного альдегида. Он выпускается промышленностью по ГОСТ 9439-85 различных марок: ПП, ПШ-1 (ПШ-2), НК и др., в виде порошка белого цвета. Обладает хорошими адгезионными свойствами как к стеклоткани, так и к металлам (стали и алюминию), морозостоек, имеет высокую механическую прочность, достаточно водостоек, нерастворим в бензине, керосине, жирах и т. д.

Поливинилбутираль может применяться любой марки, но как показала практика, наиболее предпочтительны для ремонта марки ПШ-1 (ПШ-2).

Полимерная термопластичная композиция изготавливается в виде пластырей различных размеров. Если площадь пробоины не более 500 мм², лучше применять композицию на основе стеклоткани, если более указанной величины — желательно применять металлические пластины.

Изготавливается пластырь в следующей последовательности. Вначале размечают и разрезают стеклоткань. Кромки заготовки обмазывают клеем № 88, «Момент» или др. и выдерживают до высыхания клея, это предотвращает расползание краев. Заготовку укладывают на поверхность нагревательной плиты (лучше электрической) и прижимают рамкой с крышкой. Вместо стеклоткани можно использовать металлические пластины необходимых размеров, предварительно их обезжирив.

Для равномерного и качественного расплавления поливинилбутираля, рабочую поверхность плиты предварительно нагревают до температуры 270-300 °С. Порошок поливинилбутираля ровным слоем толщиной 5-7 мм насыпают на заготовку из стеклоткани и продолжают нагрев до полного расплавления порошка. Работы по приготовлению пластыря необходимо вести под вытяжным шкафом, так как пары поливинилбутираля токсичны.

Пластыри необходимых размеров можно изготовить, используя и электропечь (термопечь). Для этого из листовой стали вырезается заготовка необходимых размеров. Затем она обезжиривается любым растворителем и после высыхания нагревается в термопечи до необходимой температуры. На стальной лист укладывают стеклоткань, на нее насыпают слой порошка поливинилбутираля и снова помещают в печь до полного его расплавления. Если пластырь изготавливают с использованием металла, то после нагревания его в термопечи металлическую заготовку вытаскивают и в нагретом состоянии кладут на слой порошка поливинилбутираля толщиной около 7 мм. Через 3-5 с заготовка снова помещается в печь и выдерживается там около 1 мин, пока полностью не оплавится прилипший к ней порошок. Остывший пластырь режется на нужные размеры. Его можно хранить длительное время в полиэтиленовой упаковке при любой температуре окружающего воздуха.

Технологический процесс ремонта пробоин в корпусе катера или яхты заключается в следующем: дефектные места очищают от грязи и масла, промывают растворителем (ацетоном, уайт-спиритом, авиационным бензином и др.) и насухо протирают ветошью. Краску вокруг пробоины желательно удалить на расстоянии до 200 мм от ее края. Кромки пробоины необходимо выровнять. Правку начинают с ближайшего к вмятине края, по которому наносят ряд ударов молотком в пределах выпуклого участка. Тонкие листы корпуса правят легкими деревянными молотками (киянками) или молотками с медными или латунными наконечниками.

Под ударами молотка материал вокруг выпуклого места постепенно выравнивается. Заусенцы желательно срезать. Если в пробоине имеются трещины, то в их концах надо просверлить отверстия диаметром 3-5 мм, чтобы предотвратить их дальнейшее распространение.

Затем по периметру пробоины, отступив от ее края не менее 50-70 мм, поверхность зачищается металлической щеткой, повторно обезжиривается любым растворителем.

После подготовки дефектного места размечается и вырезается из пластыря накладка необходимой формы и размера. Ее изготовляют в соответствии с формой пробоины, причем перекрытие накладкой пробоины должно быть в пределах 20-40 мм; если есть отверстия, ограничивающие распространение трещины, они также должны быть перекрыты.

Подготовленное дефектное место и накладку нагревают паяльной лампой в течение 30-60 с, за это время поливинилбутираль успевает расплавиться. После этого накладку из пластыря прижимают клеевым слоем поливинилбутираля к поверхности пробоины, с учетом ее перекрытия. Через асбестовую ткань, чтобы не обжечься, накладку металлическим роликом прикатывают или равномерно прижимают ветошью. По периметру накладки должен выступить расплав поливинилбутираля.

Время отверждения заплаты соответствует времени остывания корпуса в месте пробоины до температуры 20-30 °С. На заделку пробоины, если пластырь приготовлен заранее, уходит не более 5 мин. При необходимости пластырь можно наложить с обеих сторон пробоины или в несколько слоев, повторно подогревая это место.

При ремонте необходимо помнить, что шероховатость любой поверхности металла улучшает адгезию. Поэтому перед заделкой пробоины зачистка поверхности металлической щеткой обязательна. Причем, толстый слой поливинилбутираля на поверхности пластыря приводит к появлению дополнительных дефектов: пор, несплошностей и др. Поэтому толщина слоя после отверждения не должна превышать 0,5-1,5 мм.

Н. Якубенко, кандидат технических наук, «Катера и яхты», 1989 г.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное