Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Разборный каютный мини-катер
  

Разборный каютный мини-катер

Разборный каютный мини-катер Жителям городов, удаленных от «большой» воды, очень важно иметь такое судно, которое можно было бы без особых сложностей перевозить различными видами транспорта и хранить в условиях обычной квартиры. Этим условиям наилучшим образом отвечают разборные байдарки с мягкой обшивкой, складные охотничьи челноки и секционная одиночка «Малютка», но все это — суда чисто гребные и малокомфортабельные, а мне хотелось иметь что-то вроде разборной моторной плавдачи.

Толчком к самостоятельному проектированию именно такого судна послужил эскиз плавдачи «Ладога-ДА», опубликованный в вып. 4 журнала «Катера и яхты» и в книге М. И. Якубовского «Любительская постройка портативных судов». После долгих поисков и раздумий я взялся за разработку чертежей и построил 3,8-метровый секционный катер с жесткой рубкой. Привожу эскизы и пояснения, необходимые тем, кто заинтересуется таким мини-катером.

Основные данные разборного катера
Длина, мм 3780
Ширина, мм 1600
Высота борта, мм 600
Вес без мотора, кг около 110
Грузоподъемность, кг около 600
Скорость с ПМ «Прибой», км/ч 12-13

Схематический вид катера в сборе
Схематический вид катера в сборе
1 — носовой узел с рым-уткой; за него заложены носовые концы всех четырех тросов; через него поперек корпуса соединены полуотсеки Iл и Iп в самом носу; 2 — трос с талрепом; 3 — соединительный угольник 40х40; крепить болтами М6.

Корпус имеет упрощенные («граненые») остроскулые обводы с незначительной килеватостью днища, развалом борта по всей длине и некоторым уменьшением ширины в кормовой части.

Схема обводов корпуса катера

Схема обводов корпуса катера

Таблица плазовых ординат

Линия № шпангоута
1 2 3 4 Тр.(5)
  Полушироты от ДП, мм
Скула — А 380 670 700 650 510
Палуба — Б 480 760 800 730 580
  Высоты от ОЛ, мм
Киль 100 0 0 0 140*
Скула — А 200 100 100 100 200
Шпации (длины отсеков): 0-1 — 600; 1-2 — 760; 2-3 — 900; 3-4 — 830; 4-Тр. (5) — 690.
* Размер в плоскости стенки В

Он неплохо идет (даже при полной нагрузке) с 5-сильным подвесным «Прибоем», а в принципе может эксплуатироваться и с более мощными моторами вплоть до 10-12 л. с. В то же время это более мореходное и вместительное суденышко, чем обычные складные лодки или, например, легкая разборная мотолодка с мягкой обшивкой конструкции В. И. Брызгалова (см. здесь: Разборный катер с мягкой обшивкой).

Корпус имеет плоскости разъема как в продольном направлении — по диаметральной плоскости, вдоль киля, так и в поперечном — по четырем шпангоутам. Таким образом, корпус состоит из 10 отдельных полуотсеков — секций, ограниченных водонепроницаемыми фанерными наружной обшивкой, поперечными и продольной переборками. Все эти переборки в отсеках II, III и IV по высоте доходят до уровня на 350 мм выше основной линии, так что никакой дополнительной герметизации соединений (даже установки резиновых прокладок) не нужно. Благодаря небольшим размерам полуотсеков их можно изготавливать по отдельности в домашних условиях, не торопясь. В предлагаемом варианте размеры их подобраны так, что все пять полуотсеков одного борта вставляются один в другой и образуют пакет с габаритами 900х800х700.

Схема укладки полуотсеков
(со снятыми крышками и стенками ящиков) один в другой

Схема укладки полуотсеков

В конечном итоге два таких пакета с корпусом (плюс один пакет со сложенной рубкой) занимают очень мало места, что упрощает проблему зимнего хранения. Например, одну зиму мой катер в разобранном виде хранился на балконе.

Сборка левой половины корпуса из пяти полуотсеков и собранный корпус катера

Сборка левой половины корпуса

При сборке катера сначала полуотсеки соединяются двумя болтами М6 попарно (правый с левым — в верхних углах через продольные переборки в ДП); затем отсеки соединяются один с другим такими же болтами через поперечные переборки, под палубой у борта, через бортовые накладки — дюралевыепланки (120х30х2) вдоль привального бруса, и стягиваются тросиком. Как и на лодках «Ладога» конструкции М. И. Якубовского, применен принцип стягивания корпуса по длине мягким 3-4-миллиметровым стальным тросиком. Необходимое при этом натяжение обеспечивается винтами — талрепами. Растягивающие усилия, возникающие в нижней части корпуса, воспринимают тросы, проходящие снаружи по днищу катера вдоль киля, а в верхней части — идущие снаружи вдоль привальных брусьев.

Сдвоенные поперечные и продольные переборки и стенки, выгораживающие бортовые ящики-рундуки, обеспечивают достаточную жесткость и прочность корпуса. Набора, кроме обвязки по переборкам, скулового стрингера и привального бруса, нет. На днище свободно укладываются рейки 25х25, образующие пайол; они фиксируются пазами — вырезами в продольной стенке.

Сиденья — откидные крышки ящиков-рундуков в отсеках II-IV расположены на 250 мм ниже палубы; это улучшает остойчивость и позволяет экипажу удобно разместиться в каюте. Под сиденьями можно уложить все необходимое снабжение и провиант даже для продолжительных путешествий; весла, удочки, багор ложатся вдоль бортов.

Носовые полуотсеки предназначены для хранения якоря, черпака, спасательных и швартовных тросов и т. п. Доступ в них — через отверстия в поперечной переборке на шп. 1. Два кормовых отсека вынесены за пределы жилого помещения: в одном находятся 20-литровая канистра, бак от мотора и банки с маслом, в другом — все хозяйственные принадлежности. Запаса топлива хватает примерно на 20 ходовых часов. При желании можно установить еще одну 20-литровую канистру во втором кормовом отсеке, что значительно увеличит автономность плавания.

Типовая конструкция полуотсека

Типовая конструкция полуотсека
1 — обшивка, фанера δ=4; 2 — рейки обвязки и продольного набора 12х30; 3 — кница, фанера δ=4 (со стороны торца отсека — фанерная зашивка всего шпангоута); 4 — болт М6 для стыкования отсеков; 5 — откидывающаяся на петле бортовая часть палубы; 6 — планка-накладка бортовая, дюраль 2х30х120 для стыкования секций; 7 — крышка ящика-рундука, койка; 8 — стенка ящика рундука, свободно вставляемая при сборке катера; крепится двумя болтами к угольничкам на обвязке; 9 — оковка углов, алюминиевая полоса 0,5х25.

Кормовые отсеки закрыты палубой, соединенной с транцем (шп. 5) на петлях. В шахте — пространстве между кормовыми отсеками — с помощью шести болтов М6 и дюралевых угольников крепится подмоторная доска.

Крепление подмоторной доски; план и вид с кормы

Крепление подмоторной доски
1 — вертикальные угольники; 2 — подмоторная доска, бакфанера δ=36; 3 — распорка в ДП, угольник; 4 — горизонтальный угольник. Все угольники — дюраль 35х35; крепления — болты М6.

Управлять катером удобнее всего, сидя на поперечных ящиках-рундуках отсека II. Здесь установлены штурвал и рукоятка газа, спинки обоих сидений сделаны откидными. Место водителя надежно закрыто от непогоды носовыми узлами 4 и 5 разборной рубки, представляющими собой высокое лобовое стекло. Эти узлы выполнены в виде откидывающихся к бортам дверок, что очень удобно (например, при подходе к берегу носом).

Основным жилым помещением является каюта (отсеки II, III и IV), имеющая площадь 4 м² при высоте до подволока около 1,3 м. Эти размеры обеспечивают вполне нормальные условия обитания при плавании вчетвером. Мы считаем свой катер четырехместным, но плавали на нем и вшестером, а на непродолжительные выходы иногда собиралось по восемь человек.

Днем в каюте ставится съемный столик; его крепления выполнены на винтах с гайками-барашками. При устройстве ночлега крышка столика и откидные спинки укладываются вровень с сиденьями; образуется одно общее спальное место. Могу добавить, что в холодные осенние ночи в каюте заметно теплее, чем в палатке.

Катер без рубки
Катер без рубки.

При проектировании своей плавдачи мы исходили из того, что каюта в основном нужна в ночное время и днем для отдыха в плохую погоду, поэтому жесткую рубку решено было сделать разборной.

Нижние края носовых ее дверей 4 и 5 ложатся снаружи на комингс — дюралевый угольник, закрепленный к палубе; на остальной части длины нижние, кромки фанерных стенок плотно входят в паз между двумя рейками на палубе (по периметру кокпита), после чего изнутри каюты закрываются крючки и прижимы-защелки. Сдвижная часть (дет. 6 и 7) продольных стенок служит дверью для входа-выхода. Средняя часть крыши (узел 1) выполнена на шарнирах и легкосъемной — поднимающейся вверх и складывающейся; это обеспечивает вентиляцию каюты и свободный выход в корму.

Вариант разборного катера с низким лобовым стеклом
Вариант разборного катера с низким лобовым стеклом и мягким тентом.

Вся конструкция рубки состоит из семи собранных на петлях и складывающихся в плоскостные элементы частей и двух бимсов. Бимсы 8 для уменьшения длины пакета также сделаны складывающимися, со сгибом в ДП. Бимсы вырезаны из бакфанеры и имеют высоту в средней части 50 мм и у продольных стенок — 80 мм. В описываемой конструкции бимсы к продольным стенкам рубки и секции крыши к бимсам пристегиваются с помощью «патефонных» защелок-прижимов. Естественно, могут быть применены и иные варианты соединения, например с использованием разборных петель, запираемых при сборке штырями (нагелями).

Схема конструкции рубки катера

Схема конструкции рубки катера
Узлы 1, 2, 3, 4, 5 собраны на петлях и складываются па плоскость. Бимсы 8 из бакфанеры δ=10 складные (одна из петель разборная). Узел А — крепление концов бимсов: шипы входят в гнездо (под планку 9) и положение фиксируется «патефонной» защелкой 10. Такими же защелками к бимсам (с обеих сторон) крепятся детали крыши. Узел В — установка комингса дверей на секцию 1, 6, 7 — сдвижные стенки («дверцы»).

Типовой узел крепления конструкций рубки к палубе
Типовой узел крепления конструкций рубки к палубе. 1 — продольная стенка узлов 2, 3, 4, 5; 2 — рейка 20х25; 3 — палуба; 4 — язычок (2х30) с прорезью на конце, проходящий через паз в палубе; 5 — крючок, запирающий узел.

Время сборки или разборки рубки не превышает трех минут. В случае сильного ветра во время хода под мотором рубка в разобранном виде укладывается в отсеке II; в этом случае управлять катером можно только из отсека IV. На стоянке каюта превращается в запираемый рундук, куда укладывается все снаряжение, включая мотор, весла, багор и т. д.

Для плавания на веслах на фальшбортах в районе отсека III закреплены уключины. На ходу под мотором весла разворачиваются вдоль лодки и укладываются на палубу; при необходимости можно грести ими из каюты, достаточно сдвинуть дверки в корму.

Немного о постройке катера. Лучше всего, если удастся достать обрезки хорошей авиационной фанеры (одна из выгод секционной конструкции — не нужны целые листы!). Мне пришлось использовать самую обычную строительную фанеру толщиной 4 мм. Для придания водостойкости я трижды прокрасил ее горячей олифой, а затем оклеил готовые секции тонкой тканью на сурике. Все секции собраны на рейках сечением 12х30 мм на водостойком клее с запрессовкой шурупами.

С конструкциями отдельных узлов (например, натяжного устройства) можно познакомиться по упомянутой в начале статьи книжке М. И. Якубовского; соединения конструкций рубки можно выполнить по типу примененных на лодках конструкции В. И. Брызгалова (см. Разборный катер с мягкой обшивкой).

Эксплуатация нашего катера-плавдачи в течение уже трех навигаций (на Вуоксе и Череменецком озере) показала, что это достаточно надежное и удобное судно, имеющее вполне приемлемые ходовые качества, маневренность и обитаемость. Могу добавить, что полная сборка и приведение катера в готовность к плаванию занимает у нас менее двух часов.

А. В. Фролов, «Катера и яхты», 1975 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное