Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»

Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»

Прогулочно-туристский швертбот «Лучина». Проект и чертежи швертбота «Лучина»

Основные данные швертбота «Лучина»
Длина наибольшая, м 5,70
Длина по КВЛ, м 5,10
Ширина наибольшая, м 2,30
Ширина наибольшая по скуле Ск2, м 2,10
Высота борта на миделе, м 0,93
Осадка по КВЛ корпусом/швертом, м 0,25/1,30
Водоизмещение по КВЛ, м³ 1,0
Вес корпуса, кг 450
Площадь парусности (грот-генуя), м² 21,5

Можно сказать, что наш город Цюрупинск (в Херсонской области) находится в местности, располагающей к отдыху на воде и путешествиям на лодках. Он расположен на реке Конке, в недавнем прошлом изобилующей рыбой, по реке 10 км до Днепра, по Днепру 40 км до Днепровско-Бугского лимана — почти моря; по суше 90 км до Черноморских пляжей Скадовска, Лазурного, Железного порта. По соседству — Крым.

Еще в школе я увлекся греблей, рыбачил с отцом, каждый год ездил отдыхать на море. С трепетом и завистью зачитывался книгами о морских путешествиях, географических открытиях, робинзонах, пиратах. Особенно восхищался мужеством яхтсменов-одиночек — таких, как Слокам, Фосс, Чичестер. Мечтал стать первым советским яхтсменом, в одиночку обогнувшим земной шар на самодельной яхте. Даже сделал эскиз этой яхты — довольно примитивный. Институтский товарищ Андрей Гропянов привел меня в 1977 году в яхт-клуб «Водник» Херсонского морского порта, где я впервые оказался в качестве матроса на борту забрызгиваемого днепровской волной катамарана класса «В». С тех пор я всей душой проникся любовью к парусу. Гонялся на катамаранах, а затем на «Финне». Но после окончания института мне на долгих два года пришлось разлучиться с водой — получил распределение в Луцк, затем служил в Закарпатье.

Вернувшись из армии в Цюрупинск, оснастил отцову «Южанку» гафельным парусом и на этой «яхте» катался с друзьями по Конке и Днепру, даже совершил недельный поход по Днепровско-Бугскому лиману. После этого похода решение строить яхту своими силами окончательно окрепло. Мой друг Владимир Аверин поддержал эту идею и согласился разделить со мной все трудности строительства. Владимир Оборин, живущий в частном доме, любезно выделил нам в огороде участок размером 4х7 м для сборки корпуса.

Материал для постройки — доски и фанеру — удалось достать с огромными трудностями и в количестве, которого хватало лишь на яхту минимальных размерений. Проект швертбота «Лучина» пришлось разрабатывать самому, чтобы удовлетворить специфическим условиям использования яхты:

  • возможность совершать небольшие плавания и прогулки с экипажем 4 человека;
  • малая осадка, возможность подходить к отмелому пляжу и становиться днищем на грунт при «уходе» воды;
  • хорошая ходкость под мотором «Ветерок-8».

Яхту нам предстояло содержать на стоянке у отмелого берега, а колебание уровня воды в Конке достигает 1 м из-за работы Каховской ГЭС и нагонного ветра снизу. Поэтому необходимо было предусмотреть возможность полной обсушки яхты. Мы избрали вариант швертбота с плоским участком на днище, чтобы яхта не получала крен при обсушке.

В корпусе длиной 5,7 м удалось разместить широкий, от борта до борта, носовой диван длиной 1700 мм (на нем могут поместиться две женщины или два ребенка), по левому борту — шкафчик для парадной одежды, по правому — камбузный столик с полочками шириной 300 мм, еще два дивана-койки, утопленных в «гробах» (ниши по бортам кокпита). Вокруг столика, расположенного на швертовом колодце, удобно размещаются 6 человек. Под столиком находится винтовой механизм подъема шверта.

Общее расположение швертбота

Общее расположение швертбота
увеличить, 1733х1184, 296 КБ
1 — кронштейн подвесного мотора; 2 — ахтерпик; 3 — кокпит; 4 — подмачтовый пиллерс; 5 — форлюк (смешен на правый борт от ДП); 6 — форпик; 7 — рундук для запасов и снаряжения; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — балласт, около 90кг; 10 — шверт 16Х500Х1500 мм, сталь; 11 — рундук для парусов; 12 — рундуки для шкиперского имущества; 13 — койка; 14 — складной столик 600Х800; 15 — камбузный столик; 16 — платяной шкаф.

Размеры кокпита предусмотрели побольше — солнечная сухая погода у нас не редкость, а в такую погоду никто не хочет сидеть в каюте. От транца до переборки каюты — 2 м, на палубе по бортам получаются удобные лежанки. Ахтерпик размерами 2х0,5 м используется для хранения подвесного мотора, запчастей, бензина, масла, керосиновой лампы. Этот отсек отделен глухой переборкой от остальных помещений яхты. По бортам кокпита в нос от переборки расположены рундуки для хранения шкиперского и другого имущества. Попасть в них можно через люки в палубе.

Размер самоотливного кокпита — 1500х800 мм, вода сливается в щель швертового колодца.

Вход в каюту закрывается съемным щитком и сдвижным капом; в носу по правому борту предусмотрен люк 400х450 для вентиляции и выхода на палубу.

Теоретический чертеж — бок и корпус

Теоретический чертеж — бок и корпус
увеличить, 1673х1620, 187 КБ

Таблица плазовых ординат корпуса швертбота «Лучина»

Линия теоретического чертежа № шпангоутов
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тр.
  Полушироты от ДП
Скула — Ск1 16 92 173 251 326 400 440 450 450 450 450
Скула — Ск2 0 250 510 697 836 940 1020 1050 1050 1030 985 930
Борт — ЛБ 245 470 720 895 1010 1080 1130 1150 1145 1120 1080 1000
Палуба рубки — ЛП 204 380 579 714 795 838 864 870
  Высоты от ОЛ
Скула — Ск1 230 122 82 80 86 100 125 153 190 246 325
Скула — Ск2 700 610 524 458 415 380 360 350 352 365 396 440
Борт — ЛБ 1260 1225 1175 1130 1090 1060 1030 1010 1005 1002 1000 1000
Палуба рубки — ЛП 1340 1375 1416 1443 1464 1481 1492 1500
Палуба в ДП 1358 1411 1467 1508 1536 1558 1576 1580

Конструкция корпуса швертбота — традиционная для такого типа судов. Поперечный набор состоит из 10 шпангоутов, включая фор- и ахтерпиковую переборки, и транца. Шпангоуты набраны из сосновых реек сечением 22х45, соединенных между собой кницами из фанеры толщиной 8 мм. Скуловые стрингеры изготовлены из реек 20х40, внутренний привальный брус — 22х60 мм. Корпус обшит фанерой марки ФСФ толщиной 8 (днище) и 6 мм; палуба — из 6-миллиметровой фанеры.

Поперечные сечения по шпангоутам
Поперечные сечения по шпангоутам
увеличить, 1200х2097, 298 КБ
1 — наружная обшивка, фанера δ=6; 2 — флор 22X60; 3 — переборка, фанера δ=4; 4 — флортимберс 22X45; 5 — стрингер 22X45; 6, 16, 23, 35, 42 — рейка 22X40; 7 — топтимберс 22X45; 8, 11 — буртик 20X40; 9 — внутренний привальный брус 22x60; 10 — стойка 22X60; 12 — палуба надстройки, фанера δ=6; 13 — бимс надстройки, 22X60; 14 — палубный стрингер 22x25; 15 — мидельвейс 22x60; 17 — комингс люка 20Х120; 18 — карленгс 22Х45; 19 — вант-путенс δ=5; сталь; 20 — настил койки, фанера δ=8; 21 — рейка 20Х20; 22 — бимс дивана 22Х60; 24 — пайол, фанера δ=10; 25 — угольник-коротыш, сталь; 26 — основание швертового колодца, дуб 35Х60; 27 — защитная полоса, нерж. сталь δ=2; 28 — резиновое уплотнение шверта, δ=3; 29 — стенки колодца, фанера δ=16; 30 — планширь колодца, 20X40; 31 — детали стола, дуб δ=20; 32 — планка, дуб δ=20; 33 — стрингер 22X40; 34 — полубимс кокпита, 22X60; 36 — штапик 10X40; 37 — стенка кокпита, фанера δ=6; 38 — штапик 20x20; 39 — стрингер кокпита 20x60; 40 — днище кокпита, фанера δ=10; 41 — бимс 20X60.

На постройку яхты (работали вдвоем) ушло полтора года. Работали в основном по вечерам, в некоторые выходные и праздничные дни, использовали часть отпуска. По грубым подсчетам, трудоемкость постройки составила около 1400 человеко-часов — с учетом времени, потраченного на поиски и доставку материала, инструмента, транспорта и т. д.

Собственно постройка корпуса началась с вычерчивания на миллиметровке в натуральную величину теоретических обводов всех шпангоутов. С этого чертежа переносили на отдельные листы бумаги контуры очередного шпангоута, затем вычерчивали на нем все основные детали. По этому чертежу делались выкройки и заготовки деталей, которые затем маркировались. На нем же и собирали шпангоуты, подложив под бумагу листы фанеры.

Все детали соединяли на эпоксидной смоле. Кницы, смазанные смолой, крепили сначала на гвоздях 2X20, затем просверливали отверстия под шурупы. Переборки из декоративного пластика крепили на смоле и гвоздях с таким расчетом, чтобы шляпки затем можно было закрыть окантовкой из деревянных уголочков и планок.

Для установки на стапель все шпангоутные рамки снабжались шергень-планками — шергень-линия была размечена на миллиметровке с проекцией корпус теоретического чертежа на высоте 1700 мм над основной пинией. Стапель изготовили из двух сосновых досок сечением 50X120 мм, прикрепив их к стойкам, вкопанным в землю. Верхние кромки стапеля выровняли по шланговому уровню в продольном и поперечном направлениях.

Сборка велась в положении «вверх килем». Поставив на стапель и раскрепив шпангоутные рамки, транец и форштевень (его сечение 70X140 мм), в них врезали рейки продольного набора, затем сняли со всех кромок, прилегающих к наружной обшивке, малку. Стенки швертового колодца изготовили из 16-миллиметровой фанеры, изнутри оклеили двумя слоями стеклоткани. Основанием колодца послужили 2 дубовых бруса сечением 35X60 мм, простирающиеся от шп. 4 до шп. 9.

Снаружи корпус оклеили стеклотканью: днище и транец — тремя слоями, скулу — двумя и борта одним слоем. Затем корпус был окрашен двумя слоями эпоксидной смолы с введенным в нее пигментом — двуокисью титана (10%). Изнутри все деревянные поверхности (в том числе и фанеру) тщательно пропитали олифой за 2 раза. Подволок и стенки каюты окрасили белой масляной краской.

Мачту и гик использовали от швертбота класса «М», соответственно подогнав до нужных размеров. Степс мачты установлен на палубе рубки, поэтому «срубить» мачту для прохода под мостами не составляет проблемы. Вдвоем это можно сделать за 20 минут. Весь стоячий такелаж вырублен из стального тросика диаметром 3 мм.

Парусное вооружение швертбота «Лучина»

Парусное вооружение швертбота «Лучина»
Центровка — опережение ЦП перед ЦБС — 340 мм (6,7% L).

Электрооборудование — двенадцативольтовое. Щиток с тумблерами находится на задней стенке шкафчика по левому борту. На щитке смонтирован выпрямитель для подзарядки аккумуляторной батареи от подвесного мотора. На яхте установлены сигнально-отличительные огни, два плафона в каюте, розетка в каюте и на комингсе кокпита для питания радиоприемника и переносной фары. Аккумуляторная батарея закреплена под носовым диваном, вместе с 90 кг твердого балласта, расположенного между шп. 4 и 4', она заметно повышает устойчивость лодки. Кстати, мы провели испытание устойчивости яхты: при крене 90° она сохраняет тенденцию к восстановлению в нормальное положение.

Пищу готовим на переносной газовой плитке с двумя литровыми баллончиками. Если позволяют условия — готовим на палубе, в других случаях располагаем плитку на носовом диване или (при большой качке) на полу каюты.

31 августа 1985 г. состоялся спуск швертбота «Лучина» на воду. Лодку свободно переносили 10 человек, пропустив под плоское днище 5 поперечных лаг. Вес яхты со снаряжением и без экипажа составил около 670 кг.

Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»Первые выходы и крейсерские плавания на «Лучине» нас не разочаровали. Скорость под мотором «Ветерок-8Э» составила около 10 км/ч, причем она почти не меняется при движении против ветра и волн. Под парусами яхта, бывает, идет быстрее. Однажды мы (4 человека) шли в бакштаг левого галса при ветре 10—15 м/с под генуей и зарифленным гротом со скоростью 15 км/ч в течение 4 часов. При нормальном управлении обходим «Ассоли» на любых курсах. По вместительности и удобству расположения наша яхта гораздо комфортабельнее — это отмечали все гости, побывавшие на борту. Благодаря просторной надстройке — баку — наша каюта кажется просторнее, чем на некоторых 8-метровых узких яхтах.

В 1989 г. наш экипаж, участвуя в гонках вместе с «Ассолями», занимал несколько раз первые места. Наиболее интересной и трудной из них была победа в «гонке капитанов» по Днепру и Днепровско-Бугскому лиману, когда каждой яхтой управлял только один человек. Для того чтобы иметь возможность менять носовые паруса без изменения курса, я провел румпель-тали на бак и постоянно держал яхту под контролем.

В том же году совершили морское плавание на «Лучине» по маршруту Херсон — Очаков — Скадовск — Херсон (около 300 миль). При подходе к Скадовску нас встретил ветер скоростью 9 м/с и крутая волна. В лавировку наша короткая и широкая яхта шла довольно тяжело, поэтому пришлось запустить «Ветерок». А в остальном швертбот выдержал и это испытание.

С. Черников, г. Цюрупинск, 1990 г.

От редакции: Чертежи компактных яхточек простой конструкции, снабженных каютами и пригодных для плавания по внутренним водным путям, всегда привлекают наших читателей. Полагаем, что и публикуемый проект швертбота «Лучина» заинтересует многих самодеятельных судостроителей. Заметим, что корпус этой лодки может быть построен с обшивкой не только из фанеры, но и из досок на пазовых рейках либо с реечной обшивкой (см. Постройка лодки с реечной обшивкой).

Автор проекта С. Черников выбрал рациональный тип яхты с надстройкой-баком, простирающимся от борта до борта. При ограниченных размерениях корпуса это позволило получить каюту большого объема и с высотой подволока, позволяющей спокойно сидеть на бортовых диванах. Кроме того, узел соединения комингсов надстройки с бортами проще в изготовлении и не протекает, как это нередко бывает в конструкциях рубок, комингсы которых опираются на палубу.

Архитектуру яхты следовало бы дополнить комингсами в районе кокпита, чтобы обеспечить плавный переход от надстройки к палубе. Это скрадывало бы впечатление громоздкости и незавершенности надстройки, обрывающейся у переборки. У переборки форпика можно оборудовать палубный ящик для якоря и швартовов — для этого достаточно поставить палубу на уровне линии борта, оставив здесь комингсы надстройки.

При столь малых размерениях и фанерной обшивке конструкция корпуса вполне может быть упрощена без опасений за прочность. Можно ограничиться минимальным числом шпангоутов, оставив в качестве деталей поперечного набора переборки и элементы оборудования каюты — стенки рундуков и шкафчиков, обстройку диванов. Соединение бортовой и днищевой обшивки в этом случае можно выполнить на проволочных скрепках с обклейкой лентами стеклоткани на эпоксидном связующем, как это рекомендуется, например, при постройке каютной мотолодки «Сом» (см. «Сом» — мотолодка, сшитая из фанеры). Это не только упростит постройку, но и снизит общий вес конструкции.

Если несколько пожертвовать комфортом, то можно улучшить ходовые качества яхты, особенно при лавировке на волнении. Для этого желательно сделать ватерлинию в носовой части более острой и уменьшить ширину по KBЛ, например, за счет более высокого расположения линии скулы Ск2.

Если у вас возникли вопросы по постройке швертбота, можете обратиться непосредственно к автору проекта швертбота «Лучина» Сергею Васильевичу Черникову: e-mail: chernikov.sv@mail.ru, моб. телефон +380957047435. Смотрите также еще немного фотографий швертбота «Лучина» на этой странице.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте