Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Мотолодки, катера, яхты>>> Проектирование яхт для любительской постройки

Проектирование яхт для любительской постройки.
Материал и конструкция корпуса

Продолжение. Предыдущая страница здесь

Материал и конструкция корпуса яхты

Конструкцию корпуса в значительной мере определяет материал наружной обшивки. Для наружной обшивки всегда применяют наиболее доступный и технологичный для условий «самодеятельной верфи» материал. Им могут быть, в зависимости от реальных условий, доски, фанера, шпон, металл и даже пластмасса или стекло и армоцемент.

Наибольшей популярностью среди любителей-судостроителей пользуется водостойкая фанера. Корпуса яхт длиной свыше 5 м строят из бакелизированной фанеры по ГОСТ 1853-51 или из авиафанеры БС-1 по ГОСТ 102-49. Технологическое преимущество фанеры состоит в возможности использования больших по площади панелей для обшивки и палубы, что значительно сокращает трудоемкость постройки и повышает степень использования материала по сравнению с обшивкой из обычных досок. Кроме того, упрощается набор (с которого снимается функция связи отдельных поясьев обшивки между собой), а также сокращается число стыков и пазов, что способствует улучшению водонепроницаемости корпуса. Однако фанера накладывает ряд ограничений на выбор обводов яхты, которые были рассмотрены выше.

Качественные пиломатериалы в виде досок — дорогой и труднодоступный материал. Из-за наличия пороков — сучков, гнили, сердцевины и т. п.— очень большой процент материала уходит в отходы — до 70%. Более практична клееная обшивка из реек квадратного (или близкого к квадратному) сечения. В такой конструкции можно значительно повысить использование материала, так как удаление пороков из реек не нарушает общей прочности и водонепроницаемости обшивки.

Шпон, или формованная фанера, — очень легкий и прочный материал. Обшивка из него не нуждается в подкреплении сложным набором. Однако необходимость изготовления кондуктора для формования такого корпуса препятствует широкому распространению судов из шпона среди любителей. Подобным же недостатком страдают и корпуса пластмассовых и стеклоцементных судов, если нельзя использовать в качестве кондуктора построенное ранее судно.

Корпус из металла почти невозможно построить без помощи специальной мастерской, имеющей оборудование для обработки листов, их сварки или клепки. Предпочтение следует отдавать постройке металлических судов упрощенных обводов, подобных фанерным яхтам. Сталь — для малой яхты неподходящий материал из-за ее большого веса; рекомендуются более легкие и устойчивые против коррозии сплавы алюминия с магнием (АМг, АМг-5В и т. п.).

Общие положения по конструированию корпусов малых судов достаточно полно освещены в литературе, поэтому здесь уместно остановиться на конструкциях, специфичных для парусных яхт. В табл. 2 приведены рекомендуемые элементы конструкции яхт, плавающих вдоль морского побережья и на больших озерах.

Таблица 2. Рекомендуемые элементы конструкций корпуса малых яхт озерного и прибрежного морского плавания

Проектирование яхт для любительской постройки. Материал и конструкция корпуса
увеличить, 1500х871, 157 КБ

Обшивка вгладь требует тщательной подгонки поясьев. Расстояние между шпангоутами — шпация — принимается равным 5-10 толщинам обшивки. Обшивку вгладь любители применяют лишь при толщине обшивки более 13 мм, когда конопатка держится в пазах.

Яхты с округленными обводами можно строить с наборной обшивкой, называемой также «кромка на кромку», «внакрой» или «клинкер». Поясья такой обшивки, помимо шпангоутов, связываются между собой перекроем смежных досок. Благодаря этому можно уменьшить толщину обшивки на 12% (по сравнению с обшивкой вгладь) или увеличить шпацию на такую же величину; для легких судов возможно и то и другое. Величина перекроя поясьев обычно принимается равной 1,5-2 толщинам доски, а шпации — 6-12 толщинам обшивки. Конопатка пазов обычно не требуется.

Наибольшей популярностью (при использовании досок) пользуется обшивка на пазовых рейках. Пазовые рейки, подобно перекрою в обшивке внакрой, служат связями между смежными поясьями и придают обшивке дополнительную жесткость. Толщина обшивки принимается такой же, как и наборной; толщина реек одинакова с толщиной обшивки или тоньше ее на 15-20%. Шпация может быть увеличена до 25-35 толщин обшивки.

Обшивка из реек имеет толщину, одинаковую с обшивкой вгладь. Сборка ее осуществляется на смоляных клеях ВИАМ Б-3, КБ-3 и т. п. Запрессовка производится гвоздями, забиваемыми в грань пояса. При этом способе не требуется подгонка поясьев и обеспечивается монолитность обшивки. Качество обшивки может быть повышено оклеиванием ее снаружи слоем бязи.

Толщина фанерной обшивки принимается равной 40-50% толщины обшивки из досок вгладь. При дощатой обшивке поперечная система набора является необходимой для обеспечения связи между отдельными поясьями и расстояние между шпангоутами определяется жесткостью обшивки. При фанерном корпусе величина шпации может быть значительно увеличена (до 50-60 толщин обшивки) и может быть применена продольная система набора. Продольные ребра жесткости ставятся по днищу и бортам через 30-35 толщин обшивки и опираются на переборки, выгородки шкафов и жесткие шпангоутные рамки; между этими поперечными связями должно быть расстояние не более 0,7-1,0 м.

Заслуживает внимания опыт постройки яхт из армоцемента. Толщина армоцементной обшивки для шестиметровой яхты может быть принята 8-10 мм.

Вес армоцементного корпуса превышает вес деревянного, но при дальнейшем увеличении размерений отличается мало. Достоинство армоцемента состоит в доступности материала, простоте постройки и возможности осуществления любых обводов судна.

Закладка килевой яхты с брусковым фальшкилем или со скругленным гарбордом набирается из толстых брусьев, соединяемых на замках с помощью болтов. Качество закладки может быть повышено, если брусья и кницы изготовлять из клееных пакетов тонких досок. Более проста килевая балка яхты с плавниковым и бульбовым килем, которая представляет собой одну или две доски, изгибаемые на пласть.

В конструкции швертбота и компромисса довольно сложным в изготовлении узлом является швертовый колодец, который должен обладать водонепроницаемостью и жесткостью. Типовое сечение по колодцу компромисса показано на рис. 19. Колодец может быть изготовлен из стали или латуни.

Рис. 19. Сечение по швертовому колодцу компромисса
Сечение по швертовому колодцу компромисса
1 — фальшкиль; 2 — дейдвуд; 3 — киль; 4 — основание колодца; 5 — стенка колодца; 6 — планширь; 7 — килевой болт: 8 — шпангоут; 9 — шверт.

Детали деревянного колодца следует стягивать болтами, а пазы — промазывать смоляным клеем или суриковой мастикой.

Ширина колодца для деревянного шверта толщиной 15 мм должна быть 35 мм, для шверта 25 мм — 45 мм. Желательно, чтобы одна из торцевых стенок колодца имела твердую опору на палубный бимс, а боковые стенки раскреплялись кницами с флорами. Чтобы шверт не висел на шверт-талях, необходимо предусмотреть стопорное устройство.

Шверт может быть изготовлен из стали, легкого сплава, фанеры или досок. Металлический шверт придает дополнительную остойчивость легкому швертботу, но гнется при посадке на мель, что затрудняет выбирание и искажает его работу. Толщина стального шверта для яхт парусностью до 20 м² должна быть не менее 5 мм, для яхт 25-40 м² — не менее 7-8 мм.

Деревянный или фанерный шверт изготовить легче, однако первый подвержен раскалыванию, а второй расклеиванию.

При использовании деревянного шверта нужно учитывать его свойство разбухать в воде; поэтому щель в киле делают на 25-40% шире толщины шверта.

Для яхты с парусностью 20 м² шверт из дубовых досок должен быть не тоньше 15 мм, а из бакелизированной фанеры 12-16 мм. Профиль деревянного шверта можно сделать обтекаемым. Чтобы шверт не всплывал в колодце, его балластируют, прикрепляя на боковых гранях пластины свинца.

Наибольшее распространение получили вращающиеся шверты, подъем которых осуществляется вращением вокруг неподвижного болта. Наиболее практичны секторные и L-образные шверты. В опущенном состоянии такие шверты сидят в колодце по всей длине щели и оказываются наиболее прочными при посадке на мель. Длинные и узкие мечевидные шверты лучше делать с толстым обтекаемым поперечным сечением, из дерева или сварными пустотелыми из двух листов металла. К недостаткам вращающихся швертов следует отнести большую длину колодца, который занимает полезное пространство в каюте. Этот недостаток может быть устранен частично — устройством стола на планшире колодца или полностью — применением мечевидного шверта, колодец которого не выступает над пайолом. Шкентель талей прямоугольного и мечевидного швертов изготовляют из троса или цепочки и выводят по трубе на верхнюю палубу. Секторный и L-образный шверты имеют выступающий над колодцем «язык», за который и основывают шверт-тали.

При постройке компромисса или килевой яхты определенную сложность представляет изготовление балластного фальшкиля. На рис. 20 показаны наиболее простые способы изготовления фальшкиля силами коллектива любителей или в мастерской, имеющей простейшее газорезательное и сварочное оборудование.

Рис. 20. Конструкция фальшкилей любительских яхт
Конструкция фальшкилей любительских яхт
а — железобетонный бульбкиль; б — сварной бульбкиль из листов; в — железобетонный киль; г — фальшкиль из вертикальных листов; д — фальшкиль из горизонтальных листов.
1 — килевая стальная полоса; 2 — распределительная арматура; 3 — несущая арматура;
4 — проволочная сетка; 5 — килевой болт; 6 — разрезной лист.

Бульбкиль может быть изготовлен целиком из железобетона (тип «а»). Несущую проволочную арматуру приваривают к килевой полосе и перевязывают с продольной распределительной арматурой. Объем киля заполняют металлическим ломом и цементом, затем арматуру покрывают проволочной сеткой и киль окончательно штукатурят цементом. Фальшкиль по типу «в» также может быть изготовлен из железобетона, но лучше килевые полосы вместо сетки связывать по бокам листами железа толщиной 3 мм. Бульбкиль «б» делают из стального листа с наваренным или прикрепленным на болтах пакетом листов. При изготовлении балласта из пакета вертикально поставленных листов (тип «г») можно избежать сверления отверстий под килевые болты. В фальшкиле из горизонтальных листов отверстия под болты сверлят до сборки пакета. Гладкость поверхности таких килей можно обеспечить зашивкой неровностей тонким листом или цементированием.

В заключение приводятся чертежи небольшого крейсерка «Лоцман», который не раз упоминался в тексте. В этих чертежах могут быть найдены ответы на многие вопросы, которые возникнут у вас при проектировании яхты подобного типа.

Д. А. Курбатов.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте