Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Проектирование яхт для любительской постройки

Проектирование яхт для любительской постройки. Конструктивные элементы малых крейсерских яхт

Продолжение. Предыдущая страница здесь.

Камбуз на яхте — такая же необходимая вещь, как и койки, независимо от того, предназначается ли яхта для походов в выходной день или для длительного крейсирования вдоль морского побережья. В первом случае достаточно будет иметь простейшую спиртовую плитку и принадлежности для приготовления кофе, а также хороший термос; во втором — желательна газовая или керосиновая плитка, на которой можно ежедневно готовить обед.

Лучшим топливом для яхтенного камбуза считается спирт, который обладает высокой калорийностью, не дает копоти и вредных выделений при горении.

Пропан-бутан также весьма калориен, но взрывоопасен, вреден для организма человека и потому требует специальной герметизации всей системы против возможных утечек. Удобны туристские газовые плитки с баллончиком, емкость которого при наличии еще одного запасного баллона достаточна почти на всю навигацию для 4 человек. Если использовать нормальную газовую двухконфорочную плиту (таган), баллон для него необходимо устанавливать на палубе в вертикальном или наклонном положении.

Керосин — неплохое топливо, но при горении дает много копоти. Для плитки или примуса в кардановом подвесе необходимо пространство 500х500 мм или несколько больше. На маленькой яхте можно установить примус в кокпите, чтобы рулевой мог присматривать за приготовлением пищи, но при этом необходимо исключить возможность опрокидывания кастрюли и ожогов (вообще ожоги при приготовлении пищи — наиболее частый вид травматизма на крейсерских яхтах).

Устройство камбуза на небольшой яхте ясно из рисунка «Чертежи общего расположения яхты». При наличии места хорошо рядом с плиткой иметь столик 400х400 мм или хотя бы выдвижную доску. Удобно иметь на яхте теплый ящик (подобие термоса), с двойными стенками и тепловой изоляцией между ними. В таком ящике можно сохранить горячую пищу, приготовленную на стоянке, что позволит избежать проделывания этой неприятной процедуры при крене и качке судна. Для посуды и хранения запасов продуктов необходимо выделить специальные ящики.

Стол в каюте яхты также является насущной необходимостью. Он может иметь различное конструктивное оформление: откидываться от мачты или от трапа, опираться на швертовый колодец — но во всех случаях предпочитают складные конструкции. Размеры стола зависят от площади каюты.

Шкаф для береговой одежды на 4 человека должен иметь ширину 250-400, глубину — до 500 и высоту 950-1100 мм.

Рис. 6. Устройство гальюна на небольшой яхте
Проектирование яхт для любительской постройки. Конструктивные элементы малых крейсерских яхт

Устройство гальюна (рис. 6) на яхте связано с выделением определенного места и изготовлением или приобретением специального прибора.

На маленькой яхте наиболее целесообразно иметь под форлюком специальное ведро с герметически закрывающейся крышкой. Ведро ставится в гнездо под койкой и выгораживается ящиком, стенки которого обшивают оцинкованным железом; ящик сверху закрывается крышкой на петлях. Если имеется возможность выгородить гальюн, то его площадь желательна не менее 600х600 мм.

Штурманский столик или планшет для карты кажется ненужной вещью на речном или озерном швертботе, но совершенно необходим для прибрежного крейсерка с удалением от берега на 8-10 миль. Его можно сделать откидным (от борта над койкой) так, чтобы он не занимал полезной площади каюты. Размер стола достаточен 500х650 мм. На нижней поверхности стола можно сделать гнезда для прокладочного инструмента.

Форпик служит вместительным рундуком для предметов снабжения и непромокаемой одежды.

Запас пресной воды практичнее всего хранить в алюминиевой или полиэтиленовой канистре.

Расположив все эти элементы в определенном порядке, получают эскиз планировки яхты. Не забудьте разместить вспомогательный двигатель. Стационарный двигатель обычно располагают под сходным трапом, устанавливая с наклоном 6-12° к горизонту. Подвесной двигатель можно навесить на кронштейн, укрепленный на транце, или непосредственно на сам транец (рис. 7). Иногда, при длинном кормовом свесе или вельботной корме, в кокпите устраивают колодец для подвесного мотора. Если на яхте будет подвесной мотор, следует позаботиться и о месте для его хранения на борту; для этой цели можно использовать один из «гробов» или пространство под кокпитом.

Рис. 7. Способы установки подвесного мотора на парусной яхте
Способы установки подвесного мотора на парусной яхте
а — установка мотора «ЗИФ-5» на яхте с кормовым свесом; б — установка мотора «Москва» в колодце за кокпитом.

Чтобы определить длину яхты, остается прибавить в корму от кокпита 600-900 мм для правильной дифферентовки яхты, а в нос от окончания коек — 20-25% полученной длины (рис. 4 и рис. 5).

На продольном разрезе нарисуйте профиль рубки, а на плане — очертания ее комингсов. Высота рубки определяется высотой каюты, которая для яхт 5-7 м длиной составляет 1,1-1,7 м (табл. 1). На малых яхтах целесообразно делать не рубку, а надстройку, т. е. на части длины яхты увеличить высоту борта. Этим достигается большая высота в каюте над койками, но зато необходима более прочная конструкция палубы надстройки. Если вы остановились на варианте с рубкой, по бортам от нее оставляют проходы по палубе шириной 120-250 мм.

Очень удобно иметь два выхода из каюты на палубу: сдвижной кап и форлюк; первый является основным, второй — облегчает работу с носовыми парусами и якорем. Размеры люков принимаются не менее 450х450 мм.

Определение главных размерений. Сделав предварительный набросок общего расположения, определяют минимальную длину яхты, необходимую для размещения намеченного оборудования. Затем определяют остальные главные размерения, подсчитывают водоизмещение и приступают к построению теоретического чертежа.

Для любителя, в наших условиях плавания, следует ограничиться максимальной длиной яхты 8,5 м. На яхте таких размеров возможно размещение всего необходимого оборудования для морского плавания четырех, а на компромиссе для внутренних вод даже шести человек. Выше уже были указаны минимальные размеры для яхт на два и четыре спальных места.

Рекомендуется строить яхту максимальной длины, какую только позволяет наличие материала, ибо по опыту известно, что любитель всегда стремится сменить свое судно на несколько большее.

В табл. 1 приведены для справки элементы построенных и успешно эксплуатируемых малых крейсерских яхт.

Таблица 1. Конструктивные элементы малых крейсерских яхт

Конструктивные элементы малых крейсерских яхт
увеличить, 1200х1106, 223 КБ

Швертбот класса «М» весьма популярен в нашей стране. Сотни швертботов, переделанных любителями из гоночных в крейсерские, стали неплохими судами для походов по внутренним водным путям. Используя старый корпус швертбота как кондуктор, а в качестве материала для нового швертбота стеклоцемент, пластмассу или шпон, можно построить яхту без затраты больших усилий. Высоту борта целесообразно увеличить на ~200 мм, что, помимо улучшения мореходных качеств, даст большую высоту каюты. Парусность должна быть несколько уменьшена до 15-18 м², так как рубка и дополнительное оборудование повышают центр тяжести и ухудшают остойчивость швертбота, а условия работы команды отличаются от ее работы на гонках.

В случае, если вы захотите построить швертбот с размерениями, отличными от класса «М», постарайтесь выдержать отношение длины к ширине Lmax/B=2,5-3,3, ширины по КВЛ к осадке В/Т=6-11, а коэффициент общей полноты взять в пределах δ=0,28-0,35. Водоизмещение будет зависеть от материала и конструкции корпуса. Для нормальной конструкции — обшивка из досок или реек — параметр относительной длины L/D1/3=5-6,2; для облегченной конструкции — из шпона, пластмассы или с диагональной обшивкой L/D1/3=6-8. Поскольку остойчивость швертбота зависит от его ширины, площадь парусности определяется по безразмерной характеристике √S/B равной 2-2,5. Высоту надводного борта каютного швертбота следует принимать не ниже 0,10L. Свесы швертботов не принято делать большими; форштевень и транец обычно почти вертикальны.

Компромиссы озерно-речного плавания по обводам корпуса не имеют принципиальных отличий от швертботов, за исключением несколько меньшей ширины и наличия фальшкиля. Соотношения главных размерений Lmax/B=2,7-3,2; B/T=2,5-4,0. Вес фальшкиля составляет 27-33% водоизмещения; относительная длина 4,5-6,0. Компромиссы морского плавания имеют обводы, напоминающие обводы килевых яхт. Длина свесов достигает 13-35% длины по палубе; коэффициент общей полноты равен 0,20-0,30, а относительная парусность √S/3√D находится в пределах 3,8-5,2.

Килевые яхты имеют еще более острые обводы; их остойчивость определяется весом и глубиной расположения фальшкиля. Осадка килевой яхты составляет 0,052-0,058L, а вес фальшкиля 32-40% водоизмещения D. При обычной конструкции L/D1/3=4,0-5,0, а при облегченной L/D1/3=5,0-5,2. В последнем случае вес балласта больше и может достигать 45% D. Длина по палубе Lmax=1,20-1,45 L; минимальный надводный борт принимается равным 8-10% L, Отношение длины к ширине Lmax/B=2,8-3,5; коэффициент полноты δ=0,18-0,26; параметр √S/3√D=4-5.

Приведенные зависимости и данные табл. 1 позволяют даже при отсутствии близкого прототипа правильно выбрать главные размерения. Естественно, что наличие прототипа существенно облегчит работу и позволит полнее учесть влияние тех или иных изменений, внесенных в проект.

При использовании приведенных данных не следует по всем элементам принимать крайние значения; необходимо оценивать влияние каждого параметра на обеспечение мореходных качеств и создание удобства внутреннего расположения... дальше>>>

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное