Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Мотолодки, катера, яхты>>> Проектирование яхт для любительской постройки

Проектирование яхт для любительской постройки.
Выбор архитектурного типа яхты. Общее расположение яхты

Продолжение. Начало здесь

Выбор архитектурного типа яхты

Архитектуру яхты определяют форма корпуса и надстроек, а также тип парусного вооружения. Хорошо спроектированная и построенная, удачно оформленная внешне яхта вызывает у настоящего яхтсмена чувство восхищения, будь то стройное судно минимального водоизмещения или тяжелая яхта шарпи с короткими свесами. Любители строят яхты самых разнообразных архитектурных типов, в той или иной степени удовлетворяющих их вкусу, требованиям и опыту.

По нашему мнению, оптимальными будут легкие яхты, имеющие минимальные водоизмещение, смоченную поверхность и умеренную парусность. Пример такой яхты см. на этой странице: Крейсерская яхта «Лоцман».

Яхта «Лоцман» — это мореходное, весьма удобное крейсерское судно с приятной стройностью линий. Ее килевая линия образуется изгибом доски, гнущейся на пласть; узкий плавниковый киль очень эффективен при лавировке, а плавник перед рулем придает дополнительную устойчивость на курсе. Высокий надводный борт увеличивает объем каюты и хорошо гармонирует с профилем рубки. Здесь нет излишнего материала, набираемого в дейдвудах киля, и, следовательно, нет лишнего водоизмещения и смоченной поверхности; отсутствие дейдвудов улучшает также поворотливость яхты. Понижение линии палубы в корме позволяет снизить центр тяжести команды, сидящей в кокпите; яхта лучше всходит на волну. Укороченные носовой и кормовой свесы удешевляют постройку и, в то же время, достаточны для обеспечения хорошего развала бортов.

Подобные же черты характерны и для архитектуры фанерного компромисса «Корсар» (рис. 2). В рубке этого маленького суденышка можно сидеть, не рискуя задеть головой за бимсы: достаточная высота каюты получена благодаря «обратной» седловатости палубы.

Рис. 2. Яхта-компромисс «Корсар» с обводами шарпи
Проектирование яхт для любительской постройки. Выбор архитектурного типа яхты. Общее расположение яхты

На рис. 11 представлен чертеж судна, резко отличающегося и от «Корсара» и от «Лоцмана». Его длинный киль набран из толстых брусьев, установленных на ребро, что позволяет увеличить кривизну килевой линии и глубину трюма. Перо руля навешено на транец, поэтому не нужен гельмпортовый сальник для прохода баллера. Фальшкиль имеет простую конфигурацию. Большое относительное водоизмещение и длинная килевая линия обеспечивают хорошую устойчивость на волне и плавную качку.

Наиболее распространены небольшие яхты с рубкой в средней части; реже встречаются яхты с полубаком или гладкопалубные. Полубак имеет известные преимущества, так как помещение яхты шире вверху и более удобно (из-за отсутствия продольных комингсов рубки), а кроме того, устраняется источник водотечности в соединении упомянутых комингсов с палубой. Тип яхты с полубаком можно рекомендовать при условии изготовления наружной обшивки из легких материалов.

Внешний облик яхты во многом зависит от художественного вкуса конструктора. Большое значение имеет выбор наиболее эффектных очертаний оконечностей, рубки, иллюминаторов. В качестве декоративных деталей следует использовать комингсы кокпита, поручни, иллюминаторы, буртики и т. п.

Общее расположение яхты

Чтобы определить главные размерения будущей яхты, прежде всего следует решить, что необходимо разместить в ней, и набросать предварительный эскиз общего расположения.

Разделите все оборудование на необходимое для навигационных целей и для создания бытовых условий команде. К первому относятся: кокпит, вспомогательный двигатель, столик для карты, место для хранения парусов, кранцев, концов и т. п. Ко второму — койки по числу членов команды, камбуз, полки для посуды, провизионный ящик, стол, гальюн, шкаф для береговой одежды и т. п.

На яхтах озерного плавания, швертботах и яхтах выходного дня обычно устраивают кокпит открытого типа, представляющий собой отсек корпуса, отделенный от жилых помещений переборкой. Самоотливной кокпит, получивший распространение на морских яхтах, представляет собой водонепроницаемый ящик, дно которого расположено выше ватерлинии, благодаря чему попавшая в кокпит вода выливается за борт. Нормальный кокпит на четырех человек должен иметь длину не менее 1200, ширину 600-650 и глубину 350-400 мм.

При открытом кокпите бортовые банки используются как рундуки для хранения предметов снабжения и провизии. «Гробы» — т. е. ниши, образующиеся вдоль бортов самоотливного кокпита, удобны для размещения коек.

Рис. 3. Минимальные размеры элементов планировки крейсерской яхты
Минимальные размеры элементов планировки крейсерской яхты

Устройству жилого помещения на яхте должно быть уделено большое внимание: ведь вы выходите в море для отдыха, а не для того, чтобы подвергать себя ненужным лишениям. Для каждого члена команды должны быть сухие и удобные койки, на которых можно спать в любое время. Длина нормальной койки должна быть не менее 1800, ширина — 550 мм. Лучше всего разместить койки для взрослых — длиной 1900 мм при ширине в голове 650 и в ногах 500 мм; для подростков — длиной 1750 и шириной 460 и 250 мм соответственно. Если койки используются для сидения, то верхняя кромка матраца должна отстоять от пайола не более чем на 480 и не менее чем на 300 мм (нормально на 350 мм). Над койкой должно быть не менее 900 мм свободного пространства; выступать за комингс рубки койка должна на 300 мм (рис. 3).

Расположение коек зависит от типа кокпита. Если кокпит самоотливной, кормовые койки могут на половину своей длины утапливаться в «гробах». В этом случае над койкой должно быть не менее 650 мм высоты. В нос от коек можно расположить камбуз и платяной шкаф (рис. 4).

Рис. 4. Планировка яхты с самоотливным кокпитом
Планировка яхты с самоотливным кокпитом

При открытом кокпите камбуз лучше расположить у кормовой переборки каюты, а койки — в нос от него. Минимальной длиной яхты для размещения двух коек (рис. 5) будет 5,2-5,4 м. Для размещения четырех коек более рационален вариант, показанный на рис. 4. В этом случае камбуз размещается на миделе и минимальная длина яхты по КВЛ будет 5,5 м. Две койки (по этому типу) можно разместить при длине по КВЛ 3,7-4,0 м.

Рис. 5. Планировка яхты с открытым кокпитом
Планировка яхты с открытым кокпитом

Обычно любитель ограничивается устройством четырех спальных мест; если же необходимо разместить шесть спальных мест, то придется строить полную и широкую яхту с длиной по КВЛ не менее 7 м... дальше>>>

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте