Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Проектирование яхт для любительской постройки

Проектирование яхт для любительской постройки

Д. А. Курбатов.

Если вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов, дрейфующих в плотном тумане, и напряженно искать зарницу долгожданного маяка, — вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть, как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле. После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом. Но если поблизости нет яхт-клуба и даже не окажется простой шлюпки, пригодной для плавания под парусами, и если вы как настоящий яхтсмен не только знакомы с началами корабельной архитектуры, но и умеете держать в руках рубанок, зубило и парусную иглу, — вас наверняка станет преследовать мысль о самостоятельной постройке небольшой яхты.

Долгими зимними вечерами вы будете искать в журналах и книгах чертежи такой яхты, которая отвечала бы всем вашим требованиям. Когда же вы убедитесь в том, что ни одна из существующих яхт не оказалась тем идеальным судном, которое вы уже создали в своих мечтах, вам придется приколоть лист ватмана на доску и, вооружившись карандашом, стать конструктором.

Для того, чтобы, помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед конструктором малых крейсерских яхт любительской постройки, ниже приведены необходимые для создания таких проектов материалы, основанные на личном опыте автора и систематизации данных отечественной и зарубежной литературы.

Прежде всего необходимо решить вопрос о назначении, типе и архитектуре будущей яхты.

Правильное определение назначения яхты позволит избежать неоправданного завышения или, наоборот, занижения размерений и построить судно с минимальными затратами материалов и труда. Назначение яхты определяется характером ее использования и районом плавания.

По характеру использования условно различают яхты однодневного плавания, яхты выходного дня и яхты для крейсерских и туристских походов. Яхты однодневного плавания используются в основном после окончания рабочего дня. На них не предусматривают спальных мест, камбуза и гальюна. Основное требование к ним — достаточно вместительный и удобный кокпит. Чаще всего это открытые или полупалубные яхты типа швертботов «М», яхт «Дракон» и т. п. Такие яхты пригодны для походов по рекам, озерам и для небольших прибрежных переходов, когда имеется возможность разбить ночлег на берегу.

Яхты выходного дня должны быть оборудованы для ночлега на воде с субботы на воскресенье, должны иметь простейший камбуз и вместительный кокпит. На такой яхте можно ходить в непродолжительные озерные и прибрежные морские походы даже в тех случаях, когда нет возможности переночевать на берегу. Яхта должна иметь небольшую рубку, козырек или складной тент.

Яхты для крейсерских походов, осуществляемых во время отпусков, требуют обеспечения обитаемости на судне с определенной степенью удобств для команды.

Для плавания по реке или озеру с отмелыми берегами лучше всего построить швертбот. Малая осадка швертбота сделает доступными многие мелкие притоки и тростниковые отмели, позволит сделать интересным плавание даже на небольшом озере. Не потребуется затрата больших усилий для погрузки его в кузов грузовика или на специальную тележку — трейлер, прицепленную к легковому автомобилю (разумеется, если швертбот достаточно мал), на которых можно перевезти швертбот по суше. Но малая осадка швертбота, открывающая широкие возможности при плавании по внутренним водным путям, является причиной и существенных его недостатков: лавировочные качества полностью зависят от шверта, остойчивость — от ширины корпуса, а удобство внутреннего расположения — от высоты надводного борта и рубки.

Для плавания на крупном озере или в морской бухте, где бывает сильное волнение, надо строить компромисс или килевую яхту.

Компромисс окажется весьма удобным и при смешанном плавании, например при переходе от моря к морю по рекам; обладая балластным килем, такая яхта имеет большую осадку, чем швертбот, но зато более остойчива и безопасна на волнении. Компромисс, как и швертбот, имеет свои недостатки, вызванные наличием опускного киля. При посадке на мель шверт может погнуться; конструкция швертового колодца сложна в изготовлении, создает неудобство в каюте и часто протекает. Что касается ходовых качеств, то компромиссы зарекомендовали себя как достойные соперники килевых яхт.

Килевая яхта лишена недостатков яхт с опускным килем, но имеет большую осадку. Как килевая яхта, так и компромисс практически неопрокидываемы и могут эксплуатироваться в любом водном бассейне с достаточными глубинами.

Парусные двухкорпусные суда-катамараны нашими любителями строятся сравнительно недавно. Остойчивость катамаранов обеспечивается широко расставленными корпусами, что позволяет отказаться от тяжелого балластного киля. Малые водоизмещение и волновое сопротивление узких корпусов делают возможным достижение скоростей 15-20 узлов при длине судна 7-10 м, тогда как обычные яхты развивают 5-7 узлов; в этом и состоит основное преимущество катамаранов. Что же касается общего расположения, то оно получается удобным при расположении жилых помещений на палубе мостика, соединяющего корпуса, а это возможно только при значительных размерениях катамарана. Следует отметить, что высокую скорость катамарана также можно получить только при больших размерениях, когда вес команды, оборудования и снабжения занимает небольшую долю в весовой нагрузке.

При постройке катамарана вес корпуса и затраты материала больше, чем при постройке однокорпусных судов.

Можно рекомендовать постройку катамаранов до 7 м длиной для дневного и воскресного плавания и свыше 7 м — для дальних плаваний.

Большое влияние на тип проектируемой яхты оказывает установка на ней двигателя той или иной мощности. Многие любители стремятся поставить на свою парусную яхту двигатель возможно большей мощности, не задумываясь над тем, каким окажется результат. Впоследствии им придется или мириться с очень большим расходом топлива, или строить для своего двигателя катер. Корпус яхты во многом ограничивает любителей высоких скоростей. Для обеспечения остойчивости яхты под парусами корпус балластируют фальшкилем, вес которого достигает 35-40% водоизмещения. Для придания яхте способности лавировать приходится увеличивать смоченную поверхность корпуса постановкой килей, плавников и швертов. Обводы яхты вообще мало похожи на обводы глиссирующего и даже водоизмещающего катера. Наконец, при плавании под мотором яхта несет и такую в данном случае «бесполезную» нагрузку, как вес рангоута и парусов.

Проектирование яхт для любительской постройки
Рис. 1. Удельная мощность Nуст/D вспомогательных двигателей, устанавливаемых на малых крейсерских яхтах (по статистическим данным):
1 — предел экономически целесообразной мощности; 2 — верхний предел мощности для килевых яхт и компромиссов обычных обводов.

На рис. 1 приведена диаграмма зависимости установочной мощности двигателя от скорости и длины яхты по ватерлинии. Из этой диаграммы ясно, что увеличение мощности двигателя выше известного предела не дает значительного увеличения скорости. Например, для движения яхты длиной 6 м со скоростью 5 узлов требуется удельная мощность 1,8 л. с. на 1 т водоизмещения, а для движения со скоростью 7 узлов эту мощность необходимо увеличить уже в 3,1 раза. Для такого незначительного повышения скорости (всего лишь на 40%) нам придется увеличить водоизмещение на 15%, чтобы компенсировать увеличение веса машины и запасов топлива (при той же дальности плавания).

Из диаграммы видно, что для яхт длиной по КВЛ 5-7 м наиболее экономична скорость 5-6 узлов, для чего необходима удельная мощность двигателя 1,5-3,5 л. с./т. Диаграмма пригодна и для грубой прикидки мощности двигателя килевых яхт.

Для компромиссов возможно увеличение мощности до 8-10 л. с./т, а для легких швертботов, способных плавать на переходном к глиссированию режиме, до 15 л. с./т. Тому же, кто хочет ходить под мотором со скоростью выше 15 км/час и при случае иметь возможность поднять паруса, стоит подумать о постройке специального типа катера со вспомогательными парусами — туристского моторно-парусного судна.

Ниже рассматриваются основные вопросы проектирования малых крейсерских яхт со вспомогательным двигателем, т. е. парусно-моторных судов... дальше>>>

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное