Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Постройка «шиворот-навыворот». Оригинальный метод постройки судна

Постройка «шиворот-навыворот». Оригинальный метод постройки корпуса малого судна

Постройка «шиворот-навыворот». Оригинальный метод постройки корпуса малого судна
Первая мини-яхта Питера Бурни, построенная описываемым методом.

Воспроизводим краткую заметку из английского журнала «Practical Boat Owner» (№ 379, VII 1998). Мы далеки от мысли рекомендовать нашим читателям немедленно переключаться на постройку корпусов исключительно методом австралийца Питера Бурни, но считаем самый подход его заслуживающим внимания и высокой оценки. Такой вариант композитной конструкции, когда формообразующим и одновременно армирующим элементом является стальная сетка, внутренним слоем ламината — декоративная зашивка помещений, заполнителем — пенополиуретан, а наружным слоем — стеклопластик, представляется удачным и оригинальным решением. В отличие от постройки корпуса судна из армоцемента или стеклоцемента, общая трудоемкость работ существенно ниже. Нет и огромного объема работ, неизбежного при постройке стального сварного корпуса. Не нужны болван или матрица, необходимые при формовании корпуса из стеклопластика. Открывается широкая возможность вводить в конструкцию корпуса любые необходимые проектанту силовые или технологические узлы, привариваемые к каркасу.

Разумеется не все так просто, как кажется на первый взгляд. Обо многом автор не говорит (что совершенно естественно). Да и очень мало у нас судостроителей-любителей, работающих с напыляемым пенополиуретаном. И тем не менее...

Странное название заметки, на наш взгляд, вполне объяснимо. Где вы видели, чтобы сначала выполнялись работы по внутреннему оборудованию и обстройке судна, затем «замоноличивалась» палуба и только после этого корпус кантовали и занимались его наружной обшивкой?

Австралиец Питер Бурни, мечтая выйти в море, разработал оригинальный метод постройки корпуса малого судна.

*******

В начале 70-х годов я работал в фирме, занимающейся изготовлением различных макетов и моделей. Для формообразования корпусов обычно использовалась стальная сетка с квадратными ячейками, которую затем опрыскивали полиуретаном. Мне показалось, что эту же технику можно использовать и для постройки корпуса настоящей яхты, и я начал экспериментировать, занимая обеденные перерывы, с разными формами и размерами. После нескольких попыток я понял, что смогу построить для себя яхту, используя знакомую мне технологию.

Начал я с того, что стал вырезать прямоугольники из бумаги и смотреть, какие формы можно из них согнуть. Я учел, что стальная сетка, в отличие от сплошного листа, может принимать форму более сложной огибающей поверхности. Затем я купил садовую сетку с ячейкой 1 дюйм и создал, изгибая ее, модель корпуса яхты в масштабе 1 дюйм = 1 футу. Модель мне очень понравилась, и я решил, что пора перейти к натурному эксперименту.

Для начала я приобрел три куска подходящей стальной сетки размерами 10х4 фута, которые соединил сваркой и получил прямоугольное полотнище размерами 30х8 футов. (Очевидная неточность. Из трех кусков 10х4 никак не получится полотнище 30х8 футов. — Прим. ред.). Затем я вырезал 3-футовое криволинейное «V» для образования носа и 2-футовое прямолинейное «V» для кормы.

Вскоре моя мечта была осуществлена. Десять лет я плавал на этой яхте, восемь раз пересек пролив Басса. Я был настолько очарован этой технологией, что когда ко мне в гости приехал приятель, я предложил ему на пару построить новую, 12-метровую яхту. Он согласился, и мы начали немедленно.

Остальное расскажут фотографии, но главные «вехи» следующие:

• Вырезаются куски нужного размера из стальной сетки, затем они связываются друг с другом и на стапеле их верхние края стягиваются; распорки (лекала, переборки, если нужно — шпангоуты) придают нужную форму, включая палубу, крышу рубки и кокпит. Края прутков сетки привариваются к килю, штевням, привальному брусу.

• В полученную таким образом скелетную конструкцию встраиваются узлы и детали интерьера, включая зашивку, задние стенки рундуков и т. п. На этой стадии, пока нет еще наружной обшивки корпуса, целесообразно провести все кабели и трубопроводы.

• Обшивка корпуса напыляется из пенополиуретана сквозь сетку, полностью заполняя пространство между внутренней зашивкой (деталями интерьера) и наружной поверхностью сетки. После застывания и заглаживания неровностей корпус снаружи покрывается стеклопластиком до нужной толщины, после чего грунтуется и окрашивается.

Вырезанные по примерным шаблонам развертки деталей обшивки
Вырезанные по примерным шаблонам развертки деталей обшивки полотнища из стальной сетки выгибаются до нужной формы, соответствующей форме корпуса и палубы.

Внутри корпуса устанавливаются основные узлы интерьера и обстройки
Затем внутри корпуса устанавливаются основные узлы интерьера и обстройки, включая путенс-планки, степс мачты, переборки, пиллерсы и т. п.

Носовая каюта
Это — носовая каюта. Видна стальная сетка, которая затем будет изнутри закрыта зашивкой и подволоком.

Навешиваются двери, производится укладка кабелей и трубопроводов
Навешиваются двери. Производится укладка кабелей и трубопроводов. Все окрашивается или лакируется.

Яхта переворачивается вверх килем
После того, как готова палуба (нанесены слой пенополиуретана, а затем стеклопластик), яхта переворачивается вверх килем.

Полиуретановая пена напыляется на корпус
Полиуретановая пена напыляется на корпус снаружи через металлическую сетку. Интерьерная структура и зашивка предотвращают заполнение корпуса пеной.

Излишки полиуретана счищаются
Излишки полиуретана счищаются до уровня сетки. После этого корпус покрывается слоем стеклопластика.

П. Бурни, Австралия.

Преимущества метода Питера Бурни постройки корпуса судна:

• Дешевизна и быстрота, малая трудоемкость постройки. Многие материалы можно купить в ближайшем хозяйственном магазине по обычным, а не заоблачным «морским» ценам.

• Не требуется специальных инструментов и сложной оснастки, но, разумеется, необходимо располагать оборудованием для сварки, ацетилено-кислородной резки и напыления пенополиуретана.

• Корпус судна получается легкий и прочный. Места концентрации напряжений, такие как заделка путенс-планок и крепления киля, могут быть легко усилены введением в скелетную конструкцию корпуса соответствующих приварных стальных деталей.

• Положительная плавучесть корпуса повышает уровень безопасности.

• Материал обшивки с пенополиуретановым слоем хорошо изолирует от источников шума и тепла. Никакой внутренней конденсации влаги.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное