Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Справочник по малотоннажному судостроению>>> Плавучие дачи

1.3. Плавучие дачи

К судам этого типа (табл. 1.7) в основном относятся комфортабельные сооружения с помещениями высотой в полный рост человека, просторной палубой, с оборудованием, необходимым для длительного отдыха. Преимущественно это тихоходные суда, что обусловлено их значительной парусностью и сравнительно малой мощностью устанавливаемых двигателей. Район плавания плавучих дач обычно ограничивается внутренними водными путями с выходом на открытые акватории в тихую погоду. Плавучие дачи используются для плаваний на небольшие расстояния с длительными стоянками в укрытых от волн бухтах.

Таблица 1.7. Характеристики плавучих дач

Характеристика «Золушка» «Дон» Проект Д. Бича «Аленушка»
в сборе носовая секция
Длина наибольшая, м 4,07 5,06 3,02 6,05 5,05
Ширина наибольшая, м 2,04 1,8 1,75 2,43 2,4
Высота борта, м 0,75 0,54 0,5 0,98 0,6
Осадка, м 0,27 0,21 0,21 0,32 0,24
Водоизмещение, т 0,75 0,7 0,3 1,3 2,1
Пассажировместимость, чел. 3 5 3 4 4
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 5,9 (8) 22 (30) 22 (30) 11-103 (15-140) 14,7 (20)

Намечается расширение области использования плавучих дач за счет повышения их мореходности, создания облегченных конструкций, позволяющих при определенных условиях развивать скорости, соответствующие режиму глиссирования. За рубежом особый интерес к судам такого типа проявляется в странах, где водный туризм связан с выходом в прибрежные районы морей.

Для обеспечения необходимой по условиям эксплуатации остойчивости плавучие дачи имеют большую ширину, плоское или малой килеватости днище; нередко применяются катамаранные конструкции.

Плавучие дачи «Золушка» (рис. 1.37) — плавучая дача — катамаран, спроектированная В. Б. Осипчуком с расчетом на индивидуальную постройку (о самостоятельной постройке плавдачи «Золушка» см. здесь). Несмотря на минимальные для данного типа судов размерения, в полной мере соответствует своему назначению. В каюте, рассчитанной на экипаж из 2—3 чел. (семейный вариант), установлены два дивана. Третье спальное место — подвесная койка. Диван по левому борту преобразуется в обеденный уголок, состоящий из складного столика и двух мягких сидений. Высота каюты от настила до подволока 1,73 м. В носу по правому борту размещается рулевое управление. Место рулевого образуется путем переноса передней подушки дивана на среднюю. Над кормовой частью правого дивана подвешена газовая плита, в хорошую погоду она выносится в кокпит.

Малая площадь в оконечностях плавучей дачи компенсируется крышей, удлиненной носовым козырьком, которая на стоянке может использоваться в качестве солярия.

Плавучая дача разбирается, что облегчает перевозку ее железнодорожным транспортом. В собранном виде «Золушку» можно перевозить на грузовой машине.

В качестве основных материалов использована фанера, сосновые бруски и рейки.

По мореходным качествам плавучая дача пригодна для эксплуатации только на реках и малых озерах. Скорость с подвесным мотором мощностью 4—6 кВт (5—8 л. с.) составляет 10—12 км/ч.

«Дон» (рис. 1.38) — серийно строящаяся плавучая дача оригинальной конструкции. Транспортировка осуществляется на прицепе за автомобилем. Дачу можно использовать и в качестве домика, а также для буксировки воднолыжника. Для уменьшения массы жесткая надстройка заменена тентом, который устанавливается только на стоянке, ограничены размерения — особенно высота борта и безнаборной конструкции корпуса из легкого сплава Д16. Корпус состоит из двух легко расстыковываемых секций: кормовой, имеющей днище малой килеватости с продольными реданами, и носовой с катамаранными обводами. В месте перехода катамаранных обводов в плоскокилеватые в туннеле между корпусами установлен гидрощиток.

Плавучая дача «Дон»

В кормовой секции вдоль бортов размещены два дивана с рундуками под ними, перед транцем выделен моторный отсек, в котором достаточно места для хранения бензобака и канистр. Имеется мягкое сиденье для водителя, предусмотрен откидной столик. Носовая секция отделяется от кормовой пологом и представляет собой изолированное помещение, в котором могут быть оборудованы два спальных места. В ее кормовой части выделен моторный отсек, который используется при эксплуатации секции в качестве мотолодки. Предусмотрен, кроме того, средний багажник. При перевозке за автомобилем носовая секция укладывается вверх дном на кормовую и вместе они образуют компактный прицеп с одноосной, снабженной дышлом тележкой. Нормальная загрузка плавучей дачи 4 чел. Она может вместить и шестерых, но скорость при этом падает с 37 до 20 км/ч. Используемая в качестве мотолодки носовая секция вмещает до 3 чел. и с 30-сильным мотором легко выходит на глиссирование.

Дача проекта Д. Бича (рис. 139) развивает идеи, положенные в основу так называемых «палубных лодок», пользующихся большой популярностью в США. Их отличают прямоугольная в плане палуба, предоставляющая простор для любого рода планировки, и мореходные — тримаранные или килеватые — обводы днища. Близким аналогом палубной лодки может служить мотолодка «Шторм», описание которой приведено выше.

Плавучая дача Д. Бича Д. Бич разрабатывал свой проект с расчетом на индивидуальную постройку. Для обшивки предусмотрена водостойкая фанера — авиационная толщиной 8 мм или бакелизированная толщиной 6—7 мм. Натесные шпангоуты со шпацией 600 мм и стрингеры изготовляются из сосновых реек. Предусмотрена возможность использования моторов широкого мощностного ряда. Упрощенные плоскокилеватые обводы рассчитаны на экономичное плавание в водоизмещающем режиме, чему способствует подъем днища к транцу, с мотором мощностью 11—18,4 кВт (15—25 л. с.). Плоское в корме днище позволяет без значительного дифферента выходить на глиссирование при установке мотора мощностью более 44 кВт (60 л. с.). Развитый килевой плавник предохраняет гребной винт от поломок при посадках на мель и уменьшает дрейф при боковом ветре.

Основную часть площади палубы занимает самоотливной кокпит площадью 2,08х1,54 м, дно которого поднято над КВЛ на 200 мм. Здесь по мере необходимости либо устраиваются спальные места, либо устанавливаются раскладные стулья и обеденный стол. Пассажиры в кокпите надежно защищены от ветра, брызг с носа и кормы надстройками, а с бортов — фальшбортами. Тент с матерчатыми боковинами превращает кокпит в каюту с высотой подволока 1,9 м. На ночлег в ней могут расположиться 3—4 чел.

Надстройки выполняют роль подсобных помещений. В кормовой установлены раковина-умывальник, газовая плита, унитаз. Высота помещения 1,83 м, вход в него предусмотрен через сдвижные двери с палубы и из кокпита. В носовой надстройке оборудованы шкафы для одежды и походного снаряжения. Вместительной кладовой служит форпик. Такая же кладовая в ахтерпике используется под моторный отсек, где кроме двигателя размещаются цистерны с горючим.

«Аленушка» (рис. 1.40) — плавучая дача, выпускавшаяся небольшой серией Свирской судоверфью. Предназначена для продолжительного отдыха на реках, озерах и водохранилищах с удалением от берега до 1 км при волне до 0,5 м. Скорость на тихой воде при полной нагрузке с подвесным мотором мощностью 15 кВт (20 л. с.) составляет 10 км/ч.

Плавучая дача «Аленушка»

Плоскодонный с носовым подрезом корпус в виде понтона собран из стальных листов толщиной 2 мм. Надстройка деревянная с каркасом из брусков, обшитым фанерой снаружи и изнутри. Жилые помещения высотой в полный рост человека состоят из двух кают, разделенных шкафами для одежды и снаряжения. Мягкие диваны в обеих каютах раскладываются, образуя двухспальные места. Под ними предусмотрены рундуки. В носовой каюте выделен обеденный уголок с мягкими сиденьями и складным столом. На камбузе по правому боргу кормовой каюты размещены газовая плита, раковина-мойка с бачком, для пресной воды, разделочный стол с ящиками для продуктов и посуды. На кормовой площадке с левого борта находится место рулевого. Места для отдыха на открытом воздухе предусмотрены под тентом на носовой палубе, а также на просторной (7,6 м²) крыше надстройки.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте