Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Пенопластовый «джонбот»

Джонбот из пенопласта.
Проект и чертежи джонбота из пенопласта

Продолжим разговор о постройке лодок из пенопласта (см. ранее опубликованные проекты Лодка из пенопласта и Секционная байдарка из пенопласта). На этот раз речь пойдет о постройке небольшой двухместной лодочки — ниже представлены вашему вниманию проект и чертежи «джонбота» из пенопласта.

Джонбот из пенопласта. Проект и чертежи джонбота из пенопласта

Весьма привлекательны для рыбалки, охоты и воскресного отдыха на воде лодки малых размеров. Бесспорно, у каждого человека окажутся свои требования к такому суденышку. Но не имеющим большого опыта любительского судостроения разумно выбрать из массы проектов тот, который и отвечает назначению, и более прост в изготовлении. Это позволит избежать разочарования итогами работы и непроизводительных затрат труда и средств.

Примером такой лодки может служить этот проект пенопластового «джонбота»

Перед началом постройки лодки предъявим к ней некоторые требования.

Итак, вам нужна двухместная лодка для плавания по рекам и озерам при высоте волны не более 0,5 м. Чтобы при близости водоема лодку малых размерений не трудно было доставить к воде на ручной тележке, а к удаленной акватории — на крыше или прицепе легкового автомобиля.

Такие лодки имеют длину от 2 до 3 м, ширину (наибольшую) от 1 до 1,5 м при высоте борта не менее 0,35 м. На любую из них возможна установка подвесного мотора малой мощности.

Самым сложным для малых лодок является вопрос обеспечения остойчивости. На рыбалке и охоте возникает необходимость подниматься на ноги во весь рост без боязни опрокинуть суденышко. Далеко не каждые обводы подводной части при малых размерениях корпуса могут это обеспечить.

За рубежом широкое распространение получила лодка «джонбот». Благодаря прямоугольному в плане очертанию днища эти лодки очень остойчивы и обладают большой грузоподъемностью. Развал бортов наружу обеспечивает остойчивость даже при больших кренах. Важен подъем линии днища в носу. Он улучшает поворотливость, облегчает подход к отмели, вытаскивание на берег судна и (совместно с относительно узким днищем), снижает сопротивление движению на веслах и под мотором. (О проекте и постройке «джонбота» из традиционных материалов можно посмотреть на этой странице: Постройка мотолодки «Джонбот»).

Благодаря простоте обводов эта лодка также проста в изготовлении. От первого шпангоута до транца сечения ее корпуса совершенно одинаковые. Она может быть изготовлена по любой технологии, но наименьшего труда потребует склейка лодки целиком из пенопласта. Пенопласт в виде плит повсеместно имеется в продаже в магазинах стройматериалов. Нам необходимы плиты толщиной около 40 мм. При работе с пенопластом помните, что он отлично режется ножом и раскаленной нихромовой проволокой, пилится ножовкой. Его можно клеить между собой, с деревом, с хлопчатобумажными и стеклотканями эпоксидными клеями, клеем ВИАМ Б-3, БФ-2 и ПВА. Детали, склеенные клеем ПВА, требуют защиты от влаги, что легко осуществляется оклейкой поверхности конструкции стеклотканью на эпоксидной смоле. Однако не пытайтесь пенопласт изгибать.

Основные проекции и размерения корпуса джонбота
Основные проекции и размерения корпуса «джонбота»
увеличить, 2260х1255, 287 КБ

Сечения корпуса и узла крепления подуключины
Сечения корпуса и узла крепления подуключины.

Постройка корпуса лодки начинается с выкройки пенопластовых заготовок по размерам, указанным на чертеже. Если имеющиеся плиты не позволяют изготовить деталь требуемой длины, то ее получают из двух частей склейкой «на ус», подкрепляя соединение деревянными нагелями. Важно следить за тем, чтобы эти склейки в отдельных заготовках были разнесены по длине и при сборке корпуса не совпадали. Стапелем для раскроя и сборки может служить ровная площадка 3x2 м. Если таковой не имеется, то используйте три широких доски, скрепленных между собой и уложенных на ровном основании.

Борта и днище лодки изготавливают в отдельности склейкой с нагелями как по пласти, так и в торцовых стыках.

Шпангоут «джонбота»
Шпангоут «джонбота»
(указанные размеры соответствуют толщине пенопласта 40 мм).

Заготовки и детали для склеивания должны быть соответствующим образом подготовлены. Склеиваемые поверхности необходимо тщательно подогнать, прострогать и очистить от загрязнения, стружек, опилок. Чем тоньше будет слой клея, тем прочнее соединение. Толщина клеевой пленки не должна превышать 0,3-0,5 мм.

Клей на эпоксидной основе готовят смешиванием компонентов в пропорции, указанной в инструкции. Перемешивание надо производить в течение 5-7 мин. Если клей слишком вязок, в него можно ввести немного растворителя — толуола, ацетона или спирта. Растворитель не должен активно воздействовать на склеиваемый материал. Не готовьте за один раз клея больше, чем необходимо. Он загустеет и будет непригоден к употреблению.

При хорошей подгонке склеиваемых деталей из пенопласта возможно применение поливинилацетатного клея ПВА. Его наносят на обе склеиваемые поверхности тонким слоем и дают выдержку в течение 5 мин. Затем детали соединяют вместе и еще через 10 мин выдержки сдавливают между собой. В нашем случае можно прижать пластины струбцинами через деревянные накладки или загрузить их мешками с сухим песком. При склейке полезно подстелить под детали полиэтиленовую пленку, кальку или просто газету. Подтеки клея надо удалять немедленно. После схватывания удалить их бывает трудно, поскольку клей очень прочен.

Основные свойства пенопласта, применяемого для постройки малых судов

Свойства Марка пенопласта
ПС-1 ПС-4 ПСБ ПСБ-С ПХВ-1
Плотность, кг/м³ 0,06-0,22 0,03-0,08 0,02-0,05 0,06-0,1 0,005-0,22
Нефтестойкость Не стоек Стоек
Горючесть Горюч Самозатухающий
Влияние ацетона и т. п. Растворяет Не влияет
Температура плавления, °С 80 80 120

При соединении деталей по длине «на ус» надо уложить пластины пенопласта друг на друга и закрепить струбциной так, чтобы край нижней пластины находился на краю верстака. Цветным карандашом разметьте длину заусовки. Оба «уса» обработайте одновременно любым режущим инструментом строго по разметке. Перед этой работой нелишне измерить толщину склеиваемых кромок, поскольку у пенопласта большие допуски по толщине.

Нагели диаметром 8 мм и длиной 60 мм делают из сухой сосны. Места их установки надо размечать непосредственно на деталях с шагом 15-20 см в 2 ряда в шахматном порядке. Отверстия для них высверливают острым сверлом диаметром 6 мм. Торчащие после запрессовки на клею концы нагелей обрезают в уровень с поверхностью.

Сборку корпуса следует начать после полного «схватывания» клея и тщательной подгонки сопрягаемых поверхностей деталей. Облегчит работу и повысит ее качество применение шаблона — двух досок по 2,5 м, приколоченных друг к другу под углом развала бортов (120°). Транец вклеивают сразу при соединении бортов с днищем. Шпангоуты ставят на место и приклеивают после того, как клеевые швы корпуса приобретут достаточную прочность.

Транец подкрепляют фанерой толщиной 10 мм снаружи по всей поверхности, а изнутри — накладкой с размерами по чертежу лодки. Накладку поставьте на клей и стяните четырьмя латунными шпильками диаметром 6 мм. При желании носовую часть можно закрыть палубой из фанеры толщиной 5 мм.

Прежде чем приступить к оклейке корпуса, его необходимо обработать до заданных чертежом обводов и скруглить острые ребра (радиус 10 мм).

Оклейте корпус снаружи и изнутри в один слой толщиной до 0,5 мм стеклотканью редкого переплетения. Стыки ткани надо укладывать внахлест. Слои ее, пропитанные эпоксидным клеем, следует укатать по поверхности до полного удаления из-под них воздушных пузырей и исчезновения складок.

После затвердевания смолы корпус обработайте крупной и мелкой шкуркой. Поверхности окрасьте слоем смолы с пигментом или нитрокраской.

Деревянные детали лодки
Деревянные детали лодки:
а — планширь; б — привальный брус; в — банка.

Для защиты боковой и верхней кромок борта вдоль него необходимо разложить и закрепить по всей длине привальный брус и планширь. Это крепление выполните основательно — на клею и шурупах, вворачиваемых в закладные сосновые пробки в борту лодки. Аналогично устанавливаются три продольных редана-полоза по днищу. Полозья оклеивают в два слоя стеклопластиковой лентой, пропитанной эпоксидным клеем. Средний полоз в корме переходит в киль-плавник высотой до 75 мм.

По левому и правому борту на планширь в 85 см от наружной кромки транца ставятся подуключины.

В этой лодке банка (сиденье для пассажиров) устроена необычным образом. Она представляет собой слани, уложенные на шпангоуты вдоль по центру кокпита. Гребец и пассажир усаживаются на слани «верхом». Сидя таким образом, ощущаешь себя комфортно и устойчиво. Место упора для ног гребца определяется его ростом.

Уключина и подуключина
Уключина и подуключина.

Устройство подуключины и уключины ясно из чертежа. В их изготовлении необходима помощь слесаря и электросварщика. Для изготовления весел предпочтительно использовать мелкослойные сосновые доски толщиной 50 мм. Чтобы весла не коробило, лучше доску-заготовку склеить из двух сложенных таким образом, чтобы годовые кольца сходились под углом, а не были параллельны. Из такого бруса по разметке, применяя лучковую пилу, топор, шерхебель, а на конечном этапе обработки — рубанок, шлифовальную шкурку и осколки стекла, делают заготовку весла. Его поверхность трижды покрывают горячей олифой. Конец лопасти стоит оковать узкой латунной полоской, закрепив ее мелкими латунными же (сапожными) гвоздями. Та часть весла, которая трется в уключине, защищается куском брезента, либо кожи шириной 120 мм.

Кольцо для упора в уключину представляет собой тугую обмотку в несколько слоев из полоски той же ткани или кожи, закрепленной по окружности гвоздями. Весла окрашивают, но ручки красить не следует. Их лучше отшлифовать мелкой шкуркой. При установке весел в уключины оптимальное расстояние между рукоятками должно быть слегка уже плеч гребца. Для малой лодки приходится брать весла короче оптимальной длины. Для нашей — достаточна длина в 1700 мм.

Весло «джонбота»
Весло «джонбота».

На транце и на планшире носовой оконечности следует установить по две скобы (можно обычные ручки от форточки) для переноски лодки и ее швартовки у берега.

При выборе подвесного мотора разумным будет ограничение его мощности двумя лошадиными силами. Из моторов отечественного производства — это «Салют».

Несмотря на то, что наш «джонбот» утопить невозможно, напоминаем вам, что выходить на воду без спасательного жилета запрещается. Не забывайте о собственной безопасности.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте