Главная>>> Справочник по малотоннажному судостроению>>> Парусные суда. Яхты. Яхты-компромиссы

Парусные суда. Яхты. Яхты-компромиссы и яхты со скуловыми килями

2. Парусные суда
2.1. Яхты

Яхты-компромиссы и яхты со скуловыми килями (табл. 2.6). Компромиссы, а также яхты со скуловыми килями представляют промежуточную группу между однокилевыми яхтами и швертботами и культивируются преимущественно в странах, расположенных у открытых морей и океанов. Переменные глубины в районах с приливно-отливными течениями, высокая балльность ветра и волнения предопределяют необходимость иметь здесь суда с ограниченной осадкой и достаточно высокими мореходными качествами. Кроме того, двухскуловые яхты можно поставить на грунт при отливах для проведения мелкого ремонта, очистки корпуса и т. п. Суда названных типов находят также применение в мелководных районах, когда требуется обеспечить более высокую, чем у швертботов, остойчивость.

Таблица 2. 6. Характеристики яхты-компромисс и яхт с двумя килями

Характеристика «Ассоль» (СССР) «Этап-23» (Бельгия) «Идиллия-83» (Франция)
компромисс с бульбокилем
Длина наибольшая/по КВЛ, м 5,53/4,49 5,53/4,9 6,85/6,22 8,42/7,1
Ширина наибольшая/по КВЛ, м 1,96/1,64 1,96/1,64 2,45/2,15 3/2,68
Осадка корпусом/швертом, м 0,6/1,2 0,85 0,8/1,55 1,12
Водоизмещение, т 0,63 0,63 1,925 2,935
Масса балласта, т 0,15 0,16 0,47 1,16
Площадь парусности, м² 13,66 13,66 22,2 32

Парусные суда. Яхты. Яхты-компромиссы и яхты со скуловыми килями «Ассоль» (рис. 2.5) — яхта-компромисс, предназначенная для туристических плаваний и прогулок. Серийно строится по проекту ЦКБ «Нептун». Судно имеет круглоскулые обводы, удлиненную надстройку — бак, самоотливной кокпит. Яхту собирают из отдельно сформованных секций корпуса (толщина обшивки 4,5 мм) и палубы с рубкой (толщина обшивки 3,2 мм). На бортах для повышения жесткости обшивки сделаны зиги. Сквозь стальной фальшкиль массой 150 кг проходит сектор металлического шверта. Руль с подъемным пером подвешен на транце. Для установки подвесного мотора на транце предусмотрен кронштейн, позволяющий поднимать мотор над водой при ходе под парусами. Водонепроницаемыми переборками выделены ахтерпик и форпик, используемые первый для хранения подвесного мотора, второй — имущества. Каюта отделена от кокпита переборкой. Поверх флоров укладывают щиты с матами, служащие спальными местами для 2 чел. Пиллерс, поддерживающий крышу рубки в месте установки мачты, служит одновременно опорой дли откидного стола. Под сиденьями в кокпите устроены рундуки.

Яхта вооружена бермудским шлюпом с небольшим стакселем и гротом, оборудованным патент-рифом. Мачта из легкого сплава установлена шарнирно в степсе на крыше рубки.

Непотопляемость яхты кроме двух герметичных отсеков обеспечивается за счет пенопласта, который заполняет носовую часть корпуса ниже ватерлинии, а также применен в качестве заполнителя элементов набора и палубы. Яхта остаётся на плаву и на ровном киле, сохраняя остойчивость, при полном затоплении каюты. Допускается плавание при ветре до 4-5 баллов. Скорость с 12-сильным подвесным мотором 12 км/ч.

Более высокие ходовые качества и остойчивость имеет килевой вариант «Ассоли».

Яхта с подъемным бульбокилем «Этап-23» «Этап-23» (рис. 2.6) — яхта бельгийской постройки. Имеет стеклопластиковый корпус, обводы, рассчитанные на достижение режима серфинга при попутных ветрах, — широкую плоскую корму и транец, опущенный ниже ватерлинии. В то же время благодаря значительной ширине и применению балластного подъемного бульбкиля, масса которого составляет около 25% водоизмещения, ее остойчивость позволяет с основными парусами в галфвинд выдерживать ветер до 6 баллов.

Яхта предназначена для не слишком продолжительных плаваний в прибрежных районах морей. Планировка — типичная для судов подобных размерений: спальные места — два в носовой каюте и два в кают-компании — имеют нормальную длину за счет частичного использования пространства под банками кокпита. Предусмотрены просторный камбуз, отделенный от основного помещения стенкой колодца выдвижного киля, прокачной гальюн. Вместе с тем яхта не располагает достаточными объемами для хранения запасов воды и продуктов для многодневного плавания. Значительные пространства в носу и в корме заполнены пенопластом, обеспечивающим судну непотопляемость.

Двухкилевая яхта «Идиллия-83» «Идиллия-83» (рис. 2.7) — двухкилевая яхта, построенная на французской верфи «Бенето», представляет собой типичное судно для отдыха, не слишком быстроходное, но надежное и комфортабельное. Обводы корпуса умеренной ширины с вертикальными бортами близки к классическим. Лучшие ходовые качества яхта имеет при ходе с креном, когда один из скуловых килей принимает положение, близкое к вертикальному. При посадке на ровный киль в слабый ветер из-за увеличенной смоченной поверхности «Идиллия-83» заметно уступает в скорости сопоставимым килевым яхтам и швертботам.

Большой протяженности и высоты рубка предоставляет хорошие возможности для удобной планировки. Спальные места в форпике, каюте и «гробу» рассчитаны на 5 чел. Просторная каюта с камбузом по правому борту оборудована газовой плитой, мойкой, холодильным шкафом и столиком с диваном — по левому. Кормовая часть рубки по правому борту занята туалетом с умывальником и платяным шкафом.

25-сильный дизель компенсирует слабый ход яхты в штилевую погоду и дает основание отнести ее к парусно-моторным судам.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное