Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Справочник по малотоннажному судостроению>>> Парусные суда. Яхты. Однокилевые яхты

Парусные суда. Яхты. Однокилевые яхты

2. Парусные суда
2.1. Яхты

По расположению и способу крепления киля яхты делятся на три группы: с одним килем, закрепленным в ДП; с двумя скуловыми килями; компромиссы, у которых нижняя часть киля подъемная.

Однокилевые яхты (табл. 2.1—2.5). Эти яхты получили наибольшее распространение. К ним относятся все гоночные и крейсерско-гоночные суда.

Масса балластного киля однокилевой яхты составляет 25—45% водоизмещения судна. При длинной килевой линии для обеспечения эффективного противодействия дрейфу площадь погруженной части ДП составляет 1/5 площади парусности, при плавниковом киле — 1/12.

Таблица 2. 2. Характеристики яхт минитонного класса

Характеристика «Револьвер»
(Ленинградская верфь)
«Соната-7» (Англия) «Боут» (Англия)
Длина наибольшая/по КВЛ, м 6,43/5,23 6,9/5,5 6,74/5,5
Ширина наибольшая, м 2,47 2,5 2,78
Осадка, м 1,43 1,4 1,38
Водоизмещение, т 0,9 1,115 0,95
Масса балласта, т 0,4 0,44 0,318
Площадь парусности, м² 25 24,1 20,5

Парусные суда. Яхты. Однокилевые яхты Яхта-минитонник «Револьвер» (рис. 2.1) — спроектирована И. Сиденко в рамках требований минитонного класса (табл. 2.2). Помимо гоночного балла (5,03 м), этими требованиями оговариваются: максимальная ширина — 2,5 м, минимальная масса с оборудованием и парусами, но без подвесного мотора, запасов и снабжения — 800 кг; масса балластного киля — в пределах 30-40% водоизмещения; поправка на остойчивость CGF = 0,98; минимум комфорта — две постоянные койки длиной 1,9 м и шириной 0,55 м в голове и 0,35 м в ногах, высота от пайолов до бимсов 1,25 м при длине прохода 1,2 м и ширине 0,35 м, высота над диванами 0,9 м при длине сиденья 1,2 м и ширине 0,4 м, наличие камбуза — газовой плиты на карданном подвесе.

Корпус яхты формуется в матрице, сначала один борт, потом другой. Соединение по ДП усилено приформовкой полос стеклоткани. Секции борта и палубы и соответственно бимсы и шпангоуты соединены на винтах. Плавник прикреплен к днищу на шпильках. Чтобы выдержать массу корпуса в пределах 300—320 кг, толщина стеклопластиковой обшивки принята минимальной для судов таких размерений — 4 мм для бортов, днища и палубы и 3—3,5 мм для рубки.

Парусное вооружение сконструировано на базе гоночной яхты «Солинг». Для рангоута применен цельнотянутый алюминиевый профиль. Обводы яхты выбраны из расчета на участие в гонках прежде всего при слабом и умеренном ветрах. Лучшие ходовые качества она имеет при скорости ветра 7 м/с, однако и в более свежий (до 14 м/с) ветер яхта достаточно конкурентоспособна. Лавировочный угол около 70°.

На ночлег в рубке могут разместиться 3 чел. (третья койка образуется путем закладывания прохода между диванами).

Таблица 2. 3. Характеристики яхт четвертьтонного класса

Характеристика «Конрад-24» (ПНР) 1/4-тонник
(Таллинская верфь)
«Фест-22» (Франция)
Длина наибольшая/по КВЛ, м 7,26/5,5 7,5/6 6,58/5,8
Ширина наибольшая, м 2,64 2,5 2,5
Осадка, м 1,5 1,2 1,14
Водоизмещение, т 1,3 1,77 1,79
Масса балласта, т 0,57 0,88 0,43
Площадь парусности, м² 25,3 27 26,05

«Конрад-24» («Дюфур-24») — яхты (рис. 2.2), строящиеся по лицензии французской фирмы «Дюфур» на верфи им. Конрада-Коженевского в ПНР. По размерениям яхта соответствует судам 1/4-тонного класса (табл. 2.3).

Яхта 1/4-тонного класса «Конрад-24» («Дюфур-24») Все в ее конструкции подчинено главной цели — успешному выступлению в морских гонках. Пластмассовый корпус предельно облегчен. Для обеспечения прочности и жесткости корпуса использованы детали внутреннего оборудования — продольные стенки рундуков, выгородки шкафов и др. Обшивка подкреплена стрингерами, отформованными из стеклопластика на пенопластовом заполнителе. Чугунный фальшкиль крепится к стальным флорам, заформованным в обшивку днища. Палуба выполнена трехслойной с заполнителем из гофрированного пластика.

Яхта не рассчитана на длительные крейсерские плавания, поэтому оборудования на ней немного. Рубка образована небольшой выпуклостью палубы, позволяющей получить предписываемую правилами высоту в каюте — 1,32 м. Вентиляционные устройства и иллюминаторы не предусмотрены. Имеются четыре койки и портативный камбуз. Достаточно большой объем имеет ахтерпик, в котором хранятся запасные паруса и шкиперское имущество.

Обводы корпуса с укороченным носовым свесом и сравнительно плоским в корме днищем обеспечивают яхте хорошие ходовые качества в широком диапазоне силы ветра, чему способствует и оснащение высокоэффективным набором передних парусов. Благодаря установке киля большого удлинения яхта идет чрезвычайно круто к ветру.

Рангоут изготовлен из алюминиевого профиля. Все фалы проведены внутри мачты. Стоячий такелаж выполнен из нержавеющей стали. Работу со шкотами облегчают двух скоростные лебедки. Предусмотрены также лебедки для фалов грота и стакселя, снастей бегучего такелажа спинакера.

В свежий ветер и на попутной волне яхта легко выходит на режим серфинга, развивая под спинакером скорость более 10 уз. Полную парусность яхта способна нести при ветре до 6 баллов.

Таблица 2. 4. Характеристики яхт полутонного класса

Характеристика «Фест-30» (Франция) «Картер-30» (ПНР) СТ-31 (Ленинградская верфь)
Длина наибольшая/по КВЛ, м 9,26/7,62 9,07/— 8,88/—
Ширина наибольшая/по КВЛ, м 3,23/2,58 3,08/— 3,1/—
Осадка, м 1,79 1,52 1,7
Водоизмещение, т 3,86 3,32 2,55
Масса балласта, т 1,237
Площадь парусности, м² 37,52 34 51

Полутонник «Фест-30» «Фест-30» (рис. 2.3) — яхта-полутонник постройки французской верфи «Бенето». По ходовым качествам одно из лучших в мире судов этого класса (табл. 2.4). Для обводов корпуса характерны плоское днище в корме, позволяющее выходить на режим серфинга при попутных ветрах, большое заострение ватерлиний в носу и предельно большая для яхт подобных размерений ширина. Профилированный плавниковый киль и балансирный руль позволяют вести яхту очень круто к ветру (до 25°).

Мачта по бортам раскреплена всего одной парой вант, крепление которых сдвинуто к ДП — вант-путенсы прикреплены к комингсу рубки и далее к поперечной переборке. С некоторым ущербом для надежности такая проводка позволяет с помощью устройства для натяжения ахтерштага в широких пределах регулировать профиль грота и центровку яхты, а также нести генуэзский стаксель на самых крутых курсах.

В планировке «Фест-30» отражены современные требования к комфортабельности яхт, рассчитанных на длительные плавания. Это, прежде всего, нашло отражение в оборудовании двух изолированных кают — носовой и кормовой, в каждой из которых имеется по двуспальной койке. Просторная кают-компания в средней части корпуса используется в качестве обеденного салона и места кратковременного отдыха; при необходимости на ее диванах могут быть устроены еще два спальных места. В пространстве между кают-компанией и носовой каютой размещен туалет с умывальником. В кормовой каюте по правому борту оборудован камбуз.

Корпус яхты отформован из стеклопластика, как и отдельные блоки его насыщения. Применение предварительно изготовленных деталей оборудования является шагом вперед в организации серийно-поточной постройки яхт.

Таблица 2. 5. Характеристики яхт однотонного класса

Характеристика «Балтик-37» (Финляндия) Однотонник (Таллинская верфь) «Форвард» (Ленинградская верфь) «Жуэ-37» (Франция)
Длина наибольшая/по КВЛ, м 11,3/8,8 11/8 11,02/9,2 10,96/9,15
Ширина наибольшая/по КВЛ, м 3,66/3,12 3/2,6 3,68/2,8 3,85/3,06
Осадка, м 2,06 1,8 1,96 1,97
Водоизмещение, т 6,155 6,25 5,9 7,02
Масса балласта, т 2,775 2,8 1,7 3
Площадь парусности, м² 59,2 41,9 64,22 60,82

«Балтик-37» (рис. 2.4) — яхта-однотонник (табл. 2.5) постройки финляндской верфи «Балтик Ётс». По ходовым качествам, мореходности и оборудованию пригодна как для гонок, так и для крейсерских походов с неограниченным районом плавания.

Рис. 2.4. Однотонник «Балтик-37» Для обводов корпуса характерны глубоко опущенный острый форштевень, достаточно полные кормовые образования. Это обеспечивает судну хорошую устойчивость на курсе, мягкий без ударов ход на волне. Высокие с развалом борта позволяют держать палубу сухой при предельно допустимых углах крена. Увеличивающаяся при этом остойчивость формы в сочетании с большой массой балластного фальшкиля (45% водоизмещения) дают возможность нести полную парусность в свежий ветер. При попутном ветре силой 5 баллов и более яхта выходит на режим серфинга, развивая скорость до 16 уз. Наиболее высокие ходовые качества яхта проявляет, однако, в слабый ветер, когда волна плавно без завихрений обтекает корпуса. Киль-плавник большого удлинения и высокоэффективное парусное вооружение с системой регулировки профиля грота и положения центрального паруса позволяют устойчиво держать курс под углом 25—30° к ветру.

Рангоут выполнен из легкого сплава. Для основных вант использованы цельнотянутые струны из нержавеющей стали. Все фалы проведены внутри мачты. Основная часть бегучего такелажа выведена через блоки в кокпит, перед которым на крыше рубки установлена система стопоров. Низкая, незначительно выступающая над палубой рубка не создает помех в работе с парусами. Благодаря большой высоте бортов высота каюты позволяет стоять во весь рост.

В корме оборудована комфортабельная изолированная каюта с двуспальной койкой, креслом и шкафом. В центральной каюте размещены стол и четыре спальных места — два на диванах и два подвесных. Еще два спальных места предусмотрены в форпиковой каюте. В районе миделя по правому борту оборудовано место штурмана, куда выведены показания всех приборов (лага, эхолота, указателей курса, силы и направления ветра и др.). По левому борту напротив штурманского стола размещен камбуз. В пространстве между центральной и носовой каютами по правому борту выгорожен туалет с умывальником и душем, в ДП над двигателем — место для штормовой одежды, по левому борту - шкаф для одежды и продуктовая кладовая.

Корпус яхты имеет сандвичевую конструкцию из стеклопластиковых оболочек с заполнителем из поперечных срезов бальсового дерева.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте