Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Справочник по малотоннажному судостроению>>> Парусные суда. Многокорпусные суда. Катамараны

Парусные суда. Многокорпусные суда. Катамараны

2. Парусные суда
2.3. Многокорпусные суда

Три типа парусников, объединенных в эту группу, различаются количеством корпусов, соотношением размерений и вытекающими из этих особенностей способами эксплуатации. Наибольшее распространение получили катамараны - суда с двумя соединенными поперечными связями, идентичными по размерениям и обводам корпусами, и тримараны, состоящие из главного корпуса и двух боковых поплавков — аутригеров. Менее известны проа — суда с аутригером, который постоянно располагается либо с наветренной стороны главного корпуса, либо с подветренной. Проа с наветренным поплавком называются тихоокеанскими или летучими проа. Аутригер у них играет роль противовеса, обеспечивающего откренивание судна в свежий ветер. При установке аутригера с подветренной стороны главного корпуса восстанавливающий момент создается за счет сил поддержания, возникающих при погружении поплавка в воду.

Проа этого типа получили название атлантических.

Многокорпусные парусники всех трех типов находят применение как в качестве спортивных судов, так и для прогулок и дальних плаваний, хотя для каждого из них имеются предпочтительные области использования.

Многокорпусные парусные суда малых и средних размеров нередко делают разборными, что облегчает их транспортировку. Любителями разработаны конструкции катамаранов и тримаранов на базе байдарок и с надувными корпусами. Подробнее об этих судах рассказано на с. 72.

Катамараны (табл. 2.8). Меньшая, чем у тримаранов масса, и лучшая по сравнению с проа маневренность обеспечили катамаранам неоспоримое преимущество на олимпийской гоночной дистанции. Как крейсерские суда они уступают тримаранам по уровню обитаемости.

Таблица 2.8. Основные характеристики катамаранов

Характеристика «Хевкэт» (Дания) «Гауя» «Лебедь» «Капитан Виллис»
Длина наибольшая/по КВЛ, м 5,4/5 8,5/— 15,2/12,5 11/9,05
Ширина общая, м 3,4 5,6 6,0 4,3
Ширина корпуса по КВЛ, м 0,58 0,7 0,78 0,56
Осадка корпусом/швертом, м 0,25/1 0,6 0,62 0,49
Водоизмещение, т 0,8 2,5 5,7 2,2
Площадь парусности, м² 22 36 106 54,4

Парусные суда. Многокорпусные суда. Катамараны Катамаран «Хевкэт-18» (рис. 2.10) — это судно в ряду однотипных катамаранов, спроектированных датчанином Л. Аудропом имеет наименьшие размерения, однако при длине корпусов 5,4 м на нем предусмотрено оборудование, необходимое для достаточно продолжительных плаваний экипажу из 2—3 чел. (в семейном варианте — двое взрослых и двое детей). Мореходные качества позволяют эксплуатировать катамаран на внутренних акваториях. На среднем мостике оборудованы спальное место шириной 1,62 и высотой 0,8 м, камбуз с газовой плиткой и мойкой, доступ к которым открыт из правого корпуса. В правом корпусе расположен обеденный уголок с откидным столиком и тремя сиденьями, однако ограниченные размеры помещения шириной всего 0,75 м дают основание считать, что используется оно только в ненастную погоду. В кормовой части левого корпуса находится полноразмерное спальное место. В нос от него размещен туалет с умывальником, а в форпике еще одно спальное место, пригодное по размерам для детей.

Обтекаемой формы надстройка не создает значительного аэродинамического сопротивления, однако малый вертикальный клиренс — просвет между днищем мостика и поверхностью воды — не уберегает от замывания и ударов волн в обшивку. Корпуса, отформованы из стеклопластика. Носовой балкой служит трубчатый обтекаемого сечения профиль, остальные поперечные связи изготовлены из фанеры и оклеены стеклопластиком.

На катамаране установлено эффективное парусное вооружение, аналогичное применяемому на катамаране олимпийского класса «Торнадо». Сила бокового сопротивления создается швертами, установленными в колодцах у наружных бортов обоих корпусов. При ветре 5 баллов и не слишком сильном волнении «Хевкэт-18» способен развивать скорость до 10 уз.

«Гауя» (рис. 2.11) — катамаран, строящийся небольшой серией на верфи рыболовецкого колхоза «Царникава» по проекту А. Эглайса.

Катамаран «Гауя» Впервые на судах подобного типа на нем для обеспечения поперечной связи корпусов использована расчалка из четырех штагов и вант. Впоследствии аналогичная конструкция была применена на катамаранах более крупных размерений — «Вента» и «Центаурус», построенных на той же верфи. Такое решение позволило разгрузить поперечный мост, оставив только две легкие балки в оконечностях и подмачтовую балку, выполненную в виде пространственной фермы из деревянного бруса и стальных прутков. Палуба моста полностью открыта, в ее кормовую часть выведены ходовые концы снастей и рулевое управление. Поперечная балка для крепления стаксель-шкотов и лебедки делит мостик на два кокпита. За пределами мостика натянута капроновая сетка.

Для жилых помещений использованы корпуса, в которых оборудованы четыре двухместные каюты (на модернизированной «Гауе-2» носовые каюты одноместные). Предусмотрены штурманское оборудование, необходимое для дальних морских плаваний, камбуз, туалет.

Для упрощения конструкции судна и уменьшения его массы не предусмотрена установка швертов. Поперечная сила создается погруженной частью корпусов и рулями большого удлинения. Клиновидным корпусам с этой целью придана асимметричная в плане форма.

Катамаран «Лебедь» «Лебедь» (рис. 2.12) — катамаран, проект которого разработан В. И. Лапиным. Реализован в уменьшенном варианте под названием «Капитан Виллис» с заменой конструкций из легких сплавов фанерно-деревянными. Судно имеет неограниченный район плавания при экипаже 6 чел. Конструкция выполнена по классической для судов этого типа схеме. Корпуса большого удлинения соединены силовыми поперечными связями, состоящими из коробчатых балок и переборок моста и балки обтекаемого профиля в носу. Основные помещения расположены в рубке на мосту. В носовой части оборудованы две двухместные каюты, в средней — салон с диванами, столом и двумя односпальными койками по бортам, в корме — по левому борту расположен штурманский стол, по правому — камбуз с доступом из правого корпуса. По одной одноместной каюте предусмотрено в средней части правого и левого корпусов; Остальное пространство в них использовано для размещения парусов, снаряжения, припасов.

Узкие, крыловидные в плане корпуса с плоским внешним и выпуклым внутренним бортами создают поперечную, силу, обеспечивающую без применения швертов лавировку под углом до 35° к ветру. Эффективное парусное вооружение типа бермудский шлюп дает возможность катамарану в свежий ветер достигать расчетной скорости 20 уз (на «Капитане Виллисе» была зарегистрирована скорость 17 уз).

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте