Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Оборудование катера «Сивуч»

Оборудование катера «Сивуч»

продолжение (начало здесь)

Оборудование катера «Сивуч»

При проработке установки двигателя на фундамент нужно учесть также расположение сливной пробки картера и возможность размещения под двигателем поддона для сбора масла при его замене.

Несмотря на большие размеры «Сивуча», его корпус можно собирать хорошо известным судостроителям-любителям способом — в положении вверх килем с обшивкой по выставленным на стапеле шпангоутным рамам. Полезно уже при предварительной сборке шпангоутных рам устанавливать на них детали, которые в дальнейшем потребуются для крепления коек, шкафчиков, пайолов и т. п. Для этого строителю необходимо заранее тщательно проработать чертежи общего расположения и размещения оборудования. Переборки предусмотрено изготовлять из двух листов фанеры толщиной 4 мм с расположением набора между ними. В местах крепления к переборкам различного оборудования необходимо заранее заложить между фанерными стенками сухари — заполнители из реек, прикрепленных к стойкам и обвязке.

При сборке всех конструкций рекомендуется применять только соединения на водостойких клеях — эпоксидном, ВИАМ-Б3, резорциновом и т. п.

Если строить катер будет коллектив при каком-либо предприятии, не исключается применение стали. При толщине листа наружной обшивки 2,5-3,0 мм все соединения могут быть выполнены сварными; рекомендуется применить конструкцию, аналогичную конструкции корпуса катера «Кальмар» (чертежи его стального варианта опубликованы в книге «15 проектов»).

Прежде чем можно будет снять обшитый корпус со стапеля, необходимо изготовить прочное основание, на котором катер будет стоять довольно продолжительное время и набирать вес, постепенно насыщаясь оборудованием. Это же основание — сани окажется в дальнейшем полезным и для хранения катера на берегу в межнавигационный период, поэтому стоит затратить на него хороший материал и не пожалеть труда. Корпус катера должен опираться на три кильблока, расположенных точно под поперечными переборками на шп. 3, 7 и 9½ с тем, чтобы не нагружать обшивку и продольный набор днища. Кильблоки делают из брусьев толщиной 75-100 мм по шаблонам, снятым непосредственно с корпуса в соответствующих местах днища. Верхние кромки кильблоков обивают войлоком или парусиновыми рукавами, заполненными мягкой ветошью.

Обшитый корпус, но без палубы, рубки и внутренней обстройки, весит немногим более 500 кг, поэтому снять его со стапеля и раскантовать в нормальное положение можно усилиями 8-10 чел., если нет возможности воспользоваться автокраном или же мощными талями.

До установки палубы рекомендуется смонтировать внутри корпуса обрешетник для мебели, подогнать на место пайолы. Затем в бимсы и полубимсы врезают карленгсы 34 (см. конструктивный чертеж корпуса здесь: Туристский катер «Сивуч»), окаймляющие по бортам вырез в палубе для рубки и кокпита, мидельвейс и палубные стрингера; со всех кромок палубного набора снимается малка до плотного прилегания фанерного настила. Вырезаются по месту и крепятся на клею и шурупах листы палубного настила; сверху по краям выреза под рубки и кокпит устанавливаются накладки 60 с заранее скошенной под нужный угол наружной вертикальной гранью. Такие же бруски ставят на транец для крепления кормового комингса и на палубу между шп. З и 4 для лобового. Для правильного оформления рубки придется установить поперечный шаблон в районе шп. 4; по окончании монтажа крыши рубки шаблон можно будет убрать.

При монтаже рубки сначала ставят на место боковые и лобовой комингсы, тщательно подгоняют их друг к другу, размечают вырезы под иллюминаторы, заготавливают бруски и стойки, при помощи которых комингсы будут соединяться между собой. Убедившись в плотности подгонки всех кромок и деталей, устанавливают комингсы на место, по их верхним кромкам ставят шельфы 53 — опорные бруски, в которые врезают концы бимсов. Бимсы рекомендуется выполнить ламинированными — выклеенными из тонких реек, а наружную рейку, обращенную вниз, сделать из твердой древесины — дуба или ясеня. Такие бимсы при малом поперечном сечении легки и достаточно прочны, чтобы выдержать вес человека, оказавшегося на крыше — ситуация, кстати сказать, не такая уж редкая в процессе эксплуатации катера. Дополнительную прочность бимсам придают карленгсы 8, опирающиеся на торцевые комингсы рубки и поперечные переборки.

Общее расположение катера «Сивуч»

Общее расположение катера «Сивуч»
увеличить, 1181х1493, 226 КБ
1 — рулевое устройство; 2 — румпельный отсек: 3 — спальная каюта; 4 — сдвижной люк; 5 — выгородка койки в кокпите; 6 — кокпит; 7 — капот двигателя; 8 — главный салон; 9 — полка для посуды; 10 — сиденье (складное) водителя; 11 — рукоятка подачи топлива (или привода дроссельной заслонки); 12 — рукоятка реверса; 13 — дверца платяного шкафа; 14 — носовой кубрик; 15 — откидной люк; 16 — полка; 17 — форпик; 18 — рундук; 19 — пайол; доски 20 мм, сверху — линолеум; 20 — подножка водителя; 21 — провизионный шкаф; 22 — место для мусорного ведра; 23 — шкаф для провизии и посуды; 24 — двигатель; 25 — дейдвудная труба; 26 — сиденье; 27 — двухспальная койка; 28 — топливная цистерна; 29 — газовая плита в карданном подвесе; 30 — раковина; 31 — полка для пособий по навигации; 32 — стол для карты; 33 — сетка для личных вещей; 34 — койка; 35 — полка в форпике; 36 — унитаз с прокачкой забортной водой; 37 — диван, внизу рундук; 38 — стол; 39 — аккумуляторная батарея; 40 — комод; 41 — рундук; 42 — картина; 43 — дверь в спальную каюту: 44 — полочка для посуды; 45 — трап; 46 — ниша для швартовных концов и кранцев; 47 — дверь в салон; 48 — иллюминатор в переборке; 49 — откидное сиденье; 50 — съемный настил над цистерной; 51 — моторный отсек; 52 — открывающийся иллюминатор; 53 — дверца форпика; 54 — дверь; 55 — выгородка места водителя; 56 — штурвал; 57 — открывающийся иллюминатор; 58 — глухой иллюминатор; 59 — спинка дивана; 60 — ниша для посуды; 61 — полки для одежды; 62 — платяной шкаф; 63 — дверь в туалет; 64 — открывающийся иллюминатор; 65 — откидной умывальник; 66 — иллюминатор рубки; 67 — дополнительные иллюминаторы на правом борту.

Предлагаемый вариант оборудования — типовой для катеров длиной 8,5-9,5 м — обеспечивает достаточный комфорт на борту для группы из 6 чел. в дальнем путешествии по внутренним водным путям. Детали оборудования и качество их исполнения зависят от изобретательности и искусства строителя, а также от качества материалов, которыми он располагает. Важно только, чтобы вес каждого узла был по возможности минимальным. Конструкция мебели должна обеспечивать вентиляцию пространства у бортов и днища, не затруднять доступ к любой части наружной обшивки для ремонта. От вентиляции зависит продолжительность жизни катера, так как в плохо вентилируемых пространствах — «закутках» — быстро образуется гниль, древесина поражается грибковой плесенью, фанера начинает расслаиваться.

Следует предостеречь строителей от применения таких отделочных пород как бук и береза, которые в условиях повышенной влажности быстро чернеют, особенно у металлического крепежа.

Для циркуляции воздуха в закрытых мебелью или бортовой зашивкой пространствах нужно предусмотреть отверстия как в нижней, так и в верхней части зашивки, закрывая их при необходимости декоративными решетками. На верхних гранях бортовых и скуловых стрингеров нужно сделать стоки для собирающегося на бортах конденсата; водопротоки во флорах у киля должны отводить воду в самое глубокое место трюма — к водозаборнику осушительной помпы.

Если устанавливается бензиновый двигатель, необходимо тщательно проработать вопросы вентиляции моторного отсека и отсеков, где будут размещены топливные баки, — они должны быть отделены от двигателя негорючими переборками. Аккумуляторную батарею лучше установить в отдельном отсеке, изолированном от двигателя и топливных баков и хорошо вентилируемом. В крайнем случае, аккумулятор можно поместить в металлический ящик, снабженный герметичной крышкой и вентиляционным патрубком, выведенным в комингс кокпита.

Заправочные горловины и вентиляционные трубки баков обязательно надо вывести на палубу катера, чтобы случайно пролитое топливо не попадало в трюм. Газовый баллон для плитки может быть расположен в рундуке по правому борту кокпита.

Пост управления катера «Сивуч» желательно оборудовать складным креслом, чтобы водитель мог при желании управлять катером и стоя. Не повредит и сдвижной люк в крыше рубки над водителем; высунувшись в такой люк, он получает прекрасный обзор на 360° и вверх, что бывает необходимо, например при шлюзованиях, и в некоторых других сложных условиях плавания.

Катер «Сивуч» должен быть оборудован предписанными правилами плавания по внутренним водным путям (и МППСС-72, если катер будет выходить в море) сигнально-отличительными огнями; должно иметься якорно-швартовное устройство, спасательные средства и т. п.

Д. Антонов, «Катера и яхты» №113.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное