Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Моторно-парусная яхта «Дельфин»

Моторно-парусная яхта «Дельфин» — постройка, чертежи яхты

В опубликованной статье о малых судах, рассчитанных на плавание под мотором и парусом (см. здесь), наибольший интерес вызвали относительно мелкосидящие суда, обладающие достаточно большой скоростью под мотором и использующие парус в основном для плавания при попутных курсах (до галфвинда).

Внимание многих читателей привлекла моторно-парусная яхта «Дельфин».

Моторно-парусная яхта «Дельфин» — постройка, чертежи яхты

Английская 7,5-метровая яхта фирмы «Туллер-крафт»
Английская 7,5-метровая яхта фирмы «Туллер-крафт»

Ниже публикуются чертежи и описание моторно-парусной яхты «Дельфин». Суда такого типа получили большое распространение за рубежом. Общий вид 7,5-метровой яхты, построенной английской фирмой «Туллер-крафт», позволяет получить представление о конструкции яхты со стационарным двигателем. Как видим, она мало чем отличается от примененной на «Дельфине». Мощный набор с часто поставленными шпангоутами и дубовым килем, подкрепленный элементами внутреннего оборудования, обеспечивает прочность, достаточную для плавания судна в штормовых условиях. Ради уменьшения кренящего ветрового момента на «Туллер-крафте» установлены две мачты, по-видимому, «Дельфин» следует рассматривать предельной по размерам яхтой данного типа, на которой еще можно использовать одномачтовые варианты вооружения.

Яхта «Дельфин» предназначена для плавания по озерам и открытым морским заливам глубиной не менее 0,7 м. Конструкция яхты рассчитана на любительскую постройку.

Основные данные моторно-парусной яхты «Дельфин»
Длина наибольшая, м 6,51
Длина по КВЛ, м 5,87
Ширина наибольшая, м 2,39
Ширина по скуле, м 1,95
Осадка, м 0,64
Площадь парусности, м² 10
Скорость яхты под мотором «Москва», км/ч около 13

Теоретический чертеж построен лучевым методом и предусматривает для обшивки использование фанеры. Ширина яхты обеспечивает ей хорошую остойчивость, а высокий надводный борт — отличные мореходные качества на волнении.

Теоретический чертеж яхты «Дельфин»

Теоретический чертеж яхты «Дельфин»
увеличить, 1026х1593, 139КБ
При установке серийных моторов вырез в транце надо сделать на 100 мм ниже линии ВЛ2.

Таблица плазовых ординат

Сечения Шпангоуты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
  Высоты от ОЛ, мм
Киль 467 273 146 130 111 92 70 48 22 6
Линия шпунта 517 314 235 200 181 181 203 250 308 371 457 521
1-й батокс 838 514 381 311 276 263 283 321 371 431 514 578
2-й батокс 1500 852 552 444 390 362 368 409 458 508 581 644
Скула 812 717 635 578 537 508 502 511 540 587 644 605
Палуба при борте 1600 1543 1489 1451 1406 1375 1356 1346 1340 1356 1372 1382
Палуба в ДП 1638 1600 1539 1524 1495 1467 1451 1448 1441 1448 1454 1461
  Полушироты от ДП, мм
Наружная кромка киля 13 13 19 25 25 25 25 25 25 25
Линия шпунта 32 38 44 44 44 44 44 44 44 44 44 44
1-я ВЛ 143 451 749 911 1010 1070 1083 1064 1022 968 838 540
Скула 283 546 748 892 994 1045 1057 1045 1010 959 898 854
2-я ВЛ 410 673 873 1006 1092 1137 1143 1127 1092 1035 968 914
Палуба при борте 654 860 1010 1105 1159 1187 1194 1178 1143 1102 1041 978

Боковой вид и план парусности яхты «Дельфин»

Боковой вид и план парусности яхты «Дельфин»

Парусное вооружение яхты состоит из грота площадью 10 м². Им легко может управлять один человек, что представляет большое удобство в дальних крейсерских плаваниях, когда остальные члены команды отдыхают или заняты приготовлением пищи. В штиль, а также при плавании в узких проливах и бухтах яхта может двигаться с помощью подвесного мотора, установленного на транце. Скорость хода с подвесным мотором «Москва» мощностью 10 л. с. составляет 6-7 узл.

Яхта с убранной мачтой

Яхта с убранной мачтой

В носовой части рубки предусмотрены спальные места для двух взрослых и ребенка. При желании можно оборудовать еще одно спальное место по правому борту, если отказаться от установки в этом месте гальюна. В хорошую погоду можно использовать для ночлега кокпит, который закрывается откидным тентом.

Общее расположение яхты «Дельфин»

Общее расположение яхты «Дельфин»

Оборудование яхты «Дельфин» включает камбуз с газовой плитой, шкаф для одежды, ящик для хранения продуктов, бак для питьевой воды, установленный под спальными местами в носовой части яхты, и бензобак емкостью 200 л под кокпитом. Кокпит самоотливной конструкции имеет размеры 1330X660.

Конструктивные чертежи яхты «Дельфин»

Конструктивные чертежи яхты «Дельфин»
увеличить, 1500х2042, 368 КБ
1 — кница δ=24; 2 — штурвал Ø450 мм; 3 — топливная цистерна; 4 — дубовый киль (толщина в верхней части 30 мм, в нижней — 64 мм); 5 — кница, фанера δ=12; 6 — пиллерсы 38х20; 7 — наружная часть форштевня, склеенная из реек суммарной толщиной 30 мм; 8 — бимс, дуб δ=25 и кница, фанера δ=12, поддерживающие степс мачты; 9 — переборка, фанера δ=10; 10 — крыша рубки, фанера δ=6-8; 11 — стенки рубки, фанера δ=6-8; 12 — палуба бака, фанера δ=10; 13 — коробчатая подпалубная балка, 95х133, фанера δ=20; 14 — полка; 15 — настил для спального места, фанера δ=10, бимсы 20х44; 16 — скуловой стрингер 20х70; 17 — стенка капота над мотором, фанера δ=16; 18 — рамный бимс 32х77; 19 — резенкиль, 40х160; 20 — стенка кокпита, фанера δ=10; 21 — крышка люка, фанера δ=10; 22 — комингс люка, 12х115; 23 — бимс 20х50; 24 — бимс 20х40; 25 — комингс рубки δ=12; 26 — днищевые стрингеры, 16х45; 27 — флортимберс δ=28; 28 — обшивка, фанера δ=10.

Набор яхты состоит из 11 шпангоутов, транца, киля, форштевня и 12 стрингеров. Обшивка может быть изготовлена из бакелизированной фанеры или из древесно-слоистого пластика ДСП-К (ГОСТ 5704-51). На днище устанавливаются листы толщиной 10 мм, борта и палуба обшиваются 6-8 миллиметровой фанерой. Шпангоуты изготовляют из прямослойной сухой сосны. Монтаж шпангоутов рекомендуется вести на ровном полу или листе фанеры. Все детали перед сборкой следует пропитать горячей олифой и покрыть масляно-смоляным лаком.

Внутренний киль изготовляется из двух дубовых брусков сечением 20х160. С транцем киль соединен с помощью кницы, склеенной из двух слоев 12-миллиметровой фанеры. С форштевнем киль соединяется оцинкованными болтами.

Форштевень изготовляется из дубового бруска сечением 70х90; кроме того, поверх обшивки устанавливается накладка из нескольких тонких реек суммарной толщиной 30 мм. Наружная часть форштевня соединена на «ус» с вертикальным килем, который оцинкованными болтами крепится через обшивку к внутреннему килю.

Для бортовых и днищевых стрингеров используется прямослойная сосна. Скуловые стрингеры, на которых, как и на киле, стыкуются листы обшивки, желательно изготовить из дубовых реек сечением 22х70. Стрингеры могут быть составлены из нескольких брусков, состыкованных на «ус».

Палуба настлана на бимсы, полубимсы и палубные стрингеры. В районе установки мачты на 2, 3 и 4-м шпангоутах поставлены усиленные бимсы толщиной 25 мм, подкрепленные кницами из фанеры толщиной 12 мм. Каюта размещена между 1 и 8-м шпангоутами. В районе 4-8-го шпангоутов над ней возвышается рубка, подкрепленная легким набором и обшитая фанерой толщиной 6-8 мм, В крыше рубки сделан люк, закрываемый вращающейся крышкой и служащий для вентиляции помещения. Благодаря этому люку в рубке при закрытой двери можно пользоваться газовой плиткой.

Для обеспечения водонепроницаемости стекла в окнах рубки устанавливаются на резиновых уплотнениях из мягкой резиновой трубки, разрезанной вдоль и одетой на торец стекла.

Кокпит, расположенный между шпангоутами 8 и 10½ с бортов закрыт высокими комингсами, являющимися продолжением стенок рубки. Высота комингсов на 9-м шпангоуте 180 мм.

В районе между 3 и 8-м шпангоутами под полом рубки укладывается свинцовый или цементный с металлическим ломом балласт весом 520 кг.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное