Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Моторно-гребная лодка «Форель»

Моторно-гребная лодка «Форель»

Основные данные лодки «Форель»
Длина габаритная, м 3,79
Ширина габаритная, м 1,30
Высота габаритная, м 0,70
Высота надводного борта при полном водоизмещении, м 0,25
Высота транца в районе установки мотора, м 0,385
Толщина транца в районе установки мотора, мм 40
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. 8
Вес корпуса, кг 69
Пассажировместимость, чел. 3-4

Продольный разрез лодки «Форель» и вид сверху

Моторно-гребная лодка «Форель»

Моторно-гребная лодка «Форель» ТУ 5.16-289 — 72. Изготовители: Городецкая судоверфь (Горьковская область), Сосновский судостроительный завод.

Предназначена для прогулок, охоты и рыбной ловли на реках, в прибрежных зонах озер и водохранилищ при высоте волны до 0,5 м.

Непотопляемость обеспечивается материалом конструкции, и блоками плавучести из пенопласта.

Лодка оборудована банками, сланями, обухом-кольцом и укомплектована веслами с уключинами и черпаком.

Срок гарантии — 12 месяцев со дня продажи.

Теоретический чертеж лодки «Форель»

Теоретический чертеж лодки «Форель»
увеличить, 1848х653, 109 КБ


Достоинства и недостатки шпоновой лодки «Форель» при ее эксплуатации на прокатных станциях, удобство ее для рыболова, привлекательность и безопасность для человека, отдыхающего на воде — отчет об испытаниях лодки на озере Вуокса:

Лодка «Форель» под веслами и мотором

Моторно-гребная лодка «Форель» — Давно мечтал о такой легкой гребной лодочке, люблю пройтись под веслами!
— Заменю утренний бег греблей на «Форели».
— Не на чем стало выйти в озеро, посидеть с удочкой, — мой старый «фофан» совсем рассохся. А эта вроде бы не течет...
— Привезти молоко с дойки теперь можно будет на моторе.
— Да, просто понравилась: ладная, гладкая, и по цене подходящая...

Такие ответы мы получили от первых владельцев шпоновой лодки «Форель», когда прошлым летом просили их ответить на вопрос: почему они купили именно эту лодку! Как выяснилось тогда же, в нашем городе стать владельцем «Форели» было отнюдь не легко: нужным количеством этих лодок ленинградская база, как и большинство других торговых баз, не обеспечивалась.

Даже из беглого заочного знакомства с «Форелью» было ясно, что сама по себе идея выпуска подобной легкой и дешевой универсальной моторно-гребной лодки заслуживает всяческого одобрения. А вот насколько получившаяся лодка «Форель» удобна и практична! Ответить на этот вопрос предстояло участникам специальных испытаний, проведенных на редакционной «мерной миле» — на озере Вуокса под Приозерском.

«Форель» пришла на смену выпускавшейся сравнительно долго «Березке» («ШПШ-3М»). Авторы проекта — конструкторы ЦКБ «Нептун», стремясь сделать новую лодку более остойчивой и мореходной, чем ее предшественница, а заодно и приспособить ее для установки подвесного мотора, увеличили ее ширину и изменили обводы корпуса, в частности — сделали широким транец.

Сравнительные данные шпоновых лодок
  «Березка» «Форель»
Длина, м 3,98 3,75
Ширина, м 1,16 1,25
Ширина по транцу, м 0,85 1,10
Высота борта, м 0,49 0,47
Вес, кг 80 89
Пассажировместимость, чел. 3 3-4
Допустимая мощность, л. с. 8

Круглоскулые, как и на «Березке», обводы со значительной кривизной по линиям шпангоутов и батоксам в носовой части позволили сохранить безнаборной конструкцию корпуса. Материалом для формования обшивки-скорлупы служит березовый шпон: при серийном изготовлении лодки на болван укладываются четыре слоя такого шпона на водостойком клею ВИАМ-Б3. Поперечную жесткость обеспечивают носовая, средняя и кормовая банки и транец, продольную — киль, переходящий в ламинированный форштевень, скуловые накладки и планширь по периметру кромки борта.

Лодка «Форель» Знакомимся с «Форелью».

Высокобортная, с приполненной носовой оконечностью и широкой кормой, легко покачивающаяся на воде и блестящая крутым гладким бортом лодка «Форель» создает впечатление надежной и легкой лодки, приглашающей поскорее взяться за весла.

Как выяснилось при знакомстве с приозерскими владельцами «Форели», это первое впечатление побудило заинтересоваться ею не только рыболовов-любителей, но и многих пожилых жителей города, выходящих в плавания на веслах с единственной целью — сохранить здоровье и бодрость, спортивную форму. (Никто у нас уже не удивляется, встречая в парке, а то и на лесной дороге бегущих трусцой людей; гребля, по мнению знатоков, не только вносит желанную перемену в это увлечение, но и делает более эффективной тренировку больших мышц спины и рук, брюшного пресса.) Конечно, совершать такие оздоровительные выходы можно и на старом «фофане», однако, как объяснил один из гребцов, «хочется, чтобы было приятно!»

Любому человеку, садящемуся за весла ради здоровья и отдыха на свежем воздухе, прежде всего надо, чтобы гребля доставляла не только нагрузку мышцам, но и удовольствие, и, естественно, чтобы плавание было безопасным. Именно с этих позиций и следовало исходить прежде всего, начиная «весельную» часть испытаний.

Чтобы отправиться в плавание, достаточно было принести весла и откачать воду. Забегая вперед, скажем сразу, что никакой другой воды, кроме дождевой или попавшей через борт, вычерпывать из «Форели» не приходилось: лодка, что называется, сухая. Вычерпывать же воду из нее, как и мыть, одно удовольствие, особенно по сравнению с дощатыми лодками, имеющими частый набор. Однако сразу же отмечаешь и такой минус, как валкость лодки. На ней чувствуешь себя не так уверенно, как на привычном «фофане», с которым поневоле все время сравниваешь новую лодку. Это очевидное следствие того, что при круглой скуле нет развала бортов...

Первое желание человека, который уже занес весла для первого гребка — найти под ногами надежный упор. Три небольшие выборки — вырезы в кромках поперечных планок пайола — сделать это, увы, не позволяют. Босыми ногами упираться в острые края планок больно, а в обуви — втиснутый в вырез край каблука необходимой опоры для сильного гребка не дает. Диапазон расположения планок с вырезами по длине лодки мал — гребцу ростом выше 175 см приходится грести с согнутыми ногами, использовать в полную меру мышцы ног не удается. Со временем, когда пайолы намокают, крепление поперечных планок, едва прихваченных короткими шурупами, ослабевает и даже при незначительном упоре ногами планки начинают отскакивать...

При первом осмотре лодки вызывало недоумение то, что банка гребца поднята выше концевых сидений. Теперь понимаешь, что это сделано, чтобы улучшить посадку гребцов в относительно высокобортной лодке.

Весла для гребной лодки — то же, что парус для яхты или двигатель для катера. Скажем прямо, весла, входящие в комплект снабжения «Форели», подобраны для нее не очень-то тщательно. Вальковые части не сходятся на середине лодки больше, чем на «два кулака». Явно стоило бы сделать длиннее рычаг от рукоятки до уключины. Тогда при том же усилии гребка можно было бы увеличить длину весла, увеличился бы проходимый во время гребка рабочий путь попасти, снизился бы угол погружения лопасти, пропала бы необходимость ворочать веслами под самыми бортами, задирая вверх рукоятки.

Лопасти штатных весел сделаны из полиэтилена. Они не обкалываются при ударе о камни, как деревянные; при поломках материал можно «заварить», несложно и заменить лопасть новой. То, что со временем термопластовые лопасти выцветают причудливым узором — это не беда. Хуже, что лопастям придана излишняя «загребистость» — отгиб конца. Когда, завершая гребок, как обычно, делаешь небольшой рывок, чтобы лодка не теряла хода, на сильно загнутой попасти в конце ее пути упор заметно падает.

Словом, посадка гребца и его работа с веслами требуют, на наш взгляд, более тщательного эргономического исследования.

«Форель» отличается хорошей «приемистостью» — разгоняется с первого гребка. Однако из-за малой инерции, крутых ватерлиний в носу и широкой кормы, сделанной без подъема килевой линии к транцу, обычного для всех чисто гребных лодок, скорость гаснет быстро, приходится делать частые гребки. Не старайтесь разогнать «Форель» хотя бы до скорости обычного «фофана»-однопарки: как бы вы не нажимали, кроме заклокотавшей за кормой воды, никакого эффекта это не даст. «Форели» больше по нраву не слишком усердная, экономичная гребля; ее крейсерская скорость под веслами — 4-5 км/ч.

Круглые скулы, плоская корма и отсутствие плавника обусловливают невысокую устойчивость лодки на курсе: более сильный гребок одним из весел, неожиданный порыв ветра или ударившая в скулу волна сразу сбивают ее, изменяя направление движения.

В плохую погоду, при сильном ветре и волнении, на любой гребной лодке идти — удовольствие небольшое! Легкая и высокобортная «Форель» — не исключение, она сильно парусит и дрейфует. Из-за приполненных обводов носовой части и малого развала бортов встреча с волной — довольно жесткая, на встречных курсах часть брызг неизбежно попадает внутрь лодки, однако всходит на волну «Форель» хорошо, хотя и отличается довольно резкой качкой. Идти задним ходом на волнении, как и подставлять волне корму, дело очень опасное: через подмоторный вырез в транце вода сразу же захлестывает в лодку.

При плавании с полной нагрузкой грести на «Форели» тяжело, лодка тянет воду глубоко погрузившимся транцем.

Как мы убедились, лодка довольно надежна. Остойчивость ее вполне достаточна; можно влезать в лодку из воды прямо через борт. «Форель» непотопляема: под всеми тремя ее банками закреплены пенопластовые блоки плавучести, так что и перевернутая лодка может поддерживать плавающих рядом людей (заметим, что практически, когда «Форель» плавает вверх килем, за скользкую обшивку держаться нельзя).

Теперь посмотрим, чем может заинтересовать и порадовать «Форель» рыболовов-любителей! Подчеркнем ее неоспоримые достоинства: легка и бесшумна; не нагревается на солнце и не морозит в холод; удобно поддерживать чистоту; легко преодолевать мелководье и идти по камышу. «Форель» неприхотлива в хранении — не рассыхается, как «фофан», при весеннем ремонте объем работ гораздо меньше. Наконец, то, что можно возвращаться домой под мотором, тоже неплохо!

Однако рыболовы высказывают и кое-какие претензии. Прилечь отдохнуть на пайоле не удается, так как ни одну из банок снять нельзя. В дождливую погоду в лодке не найти ни единого сухого уголка. (Многие рыболовы сразу же «запалубливают» нос, выгораживая маленький багажник). Нет ни шкафчиков для хранения рыболовных принадлежностей, ни якорных уточек, ни каких-либо ручек. Пиллерсы и блоки плавучести под банками делают эти пространства «мертвыми» — ни бачок с бензином, ни ведерко с живцами туда не становятся. С банок при волне все слетает (здесь нет книц, имеющихся на средней банке «фофана»). Кормовая банка почему-то не доходит до транца — в имеющийся просвет слетают вниз, на дно лодки, положенные на сиденье «мелочи».

Очень неудобен для рыболова-любителя пайол: сквозь щели решетки проваливаются оброненные крючки и прочие мелкие предметы. При вываживании рыбы рыболов, естественно, старается подойти ближе к борту; если при этом он неосторожно наступит на свободные концы поперечных планок пайола — падение неминуемо (в этом мы имели случай убедиться дважды!). Недостаточна и ширина пайола; часть полезного внутреннего объема пропадает. Ставить же прямо на обшивку якоря, бачок с бензином, ведро с мальками опасно: во-первых, все скользит, а во-вторых, мала прочность самой обшивки.

Лодки «Форель» на приозерской лодочной станции проката
Лодки «Форель» на приозерской лодочной станции проката.

Это, пожалуй, один из главных недостатков «Форели». Обшивка пробивается при ударе о камни, истирается при вытаскивании на галечный берег. Вот доказательства. Из 17 «Форелей», закупленных приозерской лодочной станцией целлюлозно-бумажного комбината, три лодки так и не дотянули до конца своей первой навигации из-за пробоин в подводной части, а две даже не были спущены на воду — их пробили еще при транспортировке. Многие из оставшихся в строю лодок требовали серьезного ремонта. «Придется на будущий год все лодки до скуловых накладок оклеить стеклотканью», — сетовал при разговоре с нами начальник станции Г. М. Семенов.

А ведь на прокатных станциях зачастую пользуются лодками люди, никогда не державшие весел в руках, не знающие элементарных правил обращения с малым судном. Первым требованием к судну для турбаз, на маршрутах которых нередки волоки, и прокатных станций является надежность. Исходя из этого, на наш взгляд, проектантам и изготовителям «Форели» необходимо усилить обшивку дополнительным споем шпона либо оклейкой стеклотканью. Конечно, такая мера повлечет за собой увеличение веса и стоимости, но эти затраты окупятся повышением долговечности и практичностью лодки.

Теперь о «Форели» как о моторной лодке. Ведь большинство упомянутых ее минусов — следствие того, что она задумана как компромисс: конструкторам пришлось сознательно поступиться некоторыми достоинствами гребной лодки, сделав широкую корму и полный нос, низкий погруженный транец с вырезом под мотор, установив скуловые накладки.

Опять-таки сама идея легкой моторной лодки под 8-сильный «Ветерок», оставшийся у нас без «своей» лодки, заслуживает одобрения. Ведь огромная армия рыболовов и охотников, начинавшая когда-то свои походы под 10-сильной «Москвой» и «Стрелой», осталась верна мотору малой мощности и легкой лодке.

Первый наш выход под мотором по традиции делаем налегке — иду в одиночку. Из-за поднявшегося дыбом носа по курсу ничего не видно! Пытаюсь регулировкой угла наклона «Ветерка» хоть как-то уменьшить дифферент и увеличить скорость. Последовательно замеряю скорость при каждом изменении угла: первое отверстие снизу — 9,8 км/ч; второе — 10,5; третье — 9,7; четвертое — 9,6.

Вытянув руку, максимально смещаюсь к средней банке, сдвигаю бачок за эту банку в нос: мотор при этом остается в самом выгодном положении (втором). «Ветерок» запел, дифферент уменьшился, «петух» на 2-3 м отстал от кормы: 14,8 км/ч — лучший результат, которого удалось нам достичь.

Конечно, можно допустить, что на наших «неофициальных»: испытаниях случайный мотор несколько не добирал мощности, да и лодка нам попалась не из лучших: когда мы сообщили порядковый ее номер ЦКБ «Нептун», там уточнили, что эта первая партия «Форелей» была изготовлена с нарушениями технологии сушки, что привело к искажению обводов и ухудшению ходовых качеств (после первых же сигналов меры были приняты). Однако факт есть факт, и при всех допущениях столь большая разница в скоростях должна, думается, навести конструкторов на соответствующие размышления и проведение периодических испытаний серийной продукции.

Два пассажира и легкий бачок — оптимальная нагрузка для «Форели»
Два пассажира и легкий бачок — оптимальная нагрузка для «Форели».

Обещанной в проспекте скорости 25 км/ч получить так и не удалось. Очевидно, даже имеющейся широкой кормы все же недостаточно для оптимальной дифферентовки при сидящем в корме водителе. Любопытно, что с пассажиром, который устроился на носовой банке (кстати сказать, если не заливает, то очень удобной — сидишь глубоко, руки на бортах, как на поручнях), центровка становится более носовой, скорость заметно увеличивается, по сравнению с вариантом — один водитель на кормовой банке, и доходит до 13 км/ч. Многие владельцы «Форели» управляют мотором с помощью удлинителя румпеля, приделывают транцевые плиты. Показательно, что устройство носового багажника и перемещение туда всего снаряжения обеспечивает такое изменение центровки к лучшему, что позволяет даже с 5-сильным «Прибоем» развивать вполне приемлемые 9-11 км/ч. Заметим попутно, что для «Форели» вполне хватает и 5 л. с. (как не пожалеть, что «Прибой» снят с производства!).

Вернемся к нашим походам по Вуоксе. С тремя пассажирами на борту скорость уменьшилась до 8-9 км/ч, т. е. тоже оказалась заметно ниже, чем указано в каталоге. При ходе на волнении лодку сильно забрызгивает, появляется заметная валкость. Скуловая накладка-брызгоотражатель помогает плохо; думается, было бы полезно увеличить ее ширину. При резком повороте «Форель» сильно кренится внутрь циркуляции, при этом на волне через внутренний борт нередко захлестывает вода.

Важным качеством любой легкой лодки является возможность ее буксировки за более солидным моторным судном. Наилучших результатов при опытах с буксировкой «Форели» удалось добиться при длине буксирного конца 8-10 м. Лодка в этом случае рыскает не сильно, выходит на чистое глиссирование (без пассажиров); скорость буксировки за «Обью» с «Нептуном-23» составила 27-29 км/ч. При более коротком тросе лодка сильно зарыскивает, ее заливает водой. Для буксировки лодки в форштевне предусмотрено обух-кольцо, а вот для транспортировки и швартовки ручек и уток нет. Не удалось, к сожалению, пройтись с подвесным парусом. Ведь наверняка многие из владельцев «Форели» хотели бы видеть ее и в роли парусника! (Кстати сказать, на Ладожском озере в районе Коккорева нам довелось видеть под парусами вооруженный шлюпом тримаран: к «Форели» пристроены два острых 3-метровых поплавка!) Думается, что, попытавшись оценить достоинства и недостатки «Форели» как весельной лодки для прогулок и занятий греблей, как моторно-гребной лодки для любительского рыболовства и коротких путешествий, как возможного средства для прокатных станций и турбаз, мы коснулись наиболее общих и распространенных вариантов ее использования.

Подводя итог нашему разговору, можно сказать, что мы приветствуем самый факт появления легкой и недорогой, простой по конструкции универсальной моторно-гребной лодки, остойчивой и непотопляемой, неприхотливой в эксплуатации, имеющей неплохую проходимость, «бесшумной», не накаляющейся на солнце. Однако мы считаем, что создателям лодки необходимо обратить внимание на такие ее минусы, как недостаточная прочность обшивки, валкость, рыскливость, забрызгиваемость на волне, неудачные пайолы и весла, отсутствие хотя бы небольшого сухого багажника.

«Форель», бесспорно, нашла своего покупателя, завоевала доверие и признательность рыболовов и охотников, пользуется спросом в магазинах. Надеемся, что проведенные испытания помогут проектантам и изготовителям сделать «Форель» еще лучше, позволят тем любителям, которые еще не сумели сделать окончательный выбор, подойти к нему с учетом всех плюсов и минусов лодки.

К. С. Константинов.

Комментирует конструктор «Форели» В. М. Ефимов:

Создавая проект «Форели», мы отдавали себе отчет в сложности задачи и понимали, что удовлетворить одновременно все требовании и вкусы многих тысяч владельцев лодки невозможно.

Общая положительная ее оценка не может нас не радовать.

В статье справедливо отмечено, что большинство минусов «Форели» — результат компромиссного решения моторно-гребной лодки. Ожидалось, что владельцы будут эксплуатировать ее в основном с подвесным мотором; трудно было предположить, что в нынешний век «механизации» у индивидуальных владельцев найдет спрос чисто гребная лодка. Исходя из этого мы и разрабатывали проект. Лодка выполнялась при этом предельно легкой, простой по конструкции и технологичной — приспособленной для крупносерийного выпуска, а, следовательно, и недорогой.

Надеемся, что опубликованная статья поможет правильно понять особенности и возможности «Форели». Конечно, не стоит требовать от нее, скажем, такой же легкости хода под веслами, как у «Фофана», на котором нельзя ставить мотор. А вот на скорость «Форели» под «Ветерком-8» владелец лодки рассчитывать вправе. Образец лодки «Форель» на межведомственных испытаниях показал скорость с одним человеком — 24,7 км/ч, с двумя — 20 км/ч, с тремя — 16,3 км/ч. Ходовой дифферент при этом не превышал 5°.

В настоящее время заводы переходят на производство шпоновой лодки «Кефаль», при отработке которой мы постараемся учесть замечания владельцев «Форелей» и содержание напечатанной выше статьи.

«Катера и яхты», 1978 г.

Об усовершенствовании лодки «Форель» смотрите здесь.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное