Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Справочник по малотоннажному судостроению>>> Мотолодки. Мотолодки для туризма выходного дня

Мотолодки. Мотолодки для туризма выходного дня

1.1. Мотолодки.
Мотолодки для туризма выходного дня

Мотолодки для туризма выходного дня (табл. 1.2). Суда этого типа рассчитаны на плавание продолжительностью не более 2-3 дн. Однако в целях расширения области их применения во многих проектах допущены отклонения от характеристик, регламентированных «Типажом». Путем запалубливания корпуса в носу и корме образованы объемы для хранения минимально необходимого багажа и одновременно уменьшена заливаемость кокпита. Обводы с высоким гидродинамическим качеством дают возможность эксплуатировать лодки на волне до 0,5 м с моторами мощностью 18,4 кВт (25 л. с.) и более. При этом они имеют небольшую массу.

Лодки данной группы кроме основного назначения применяют в дальних скоростных спортивных плаваниях, гонках, для буксировок воднолыжников. Основным материалом при серийном производстве их корпусов служат листы легкого сплава. Корпуса сложной формы с двойной погибью выклеиваются из стеклопластика.

Таблица 1.2. Характеристики мотолодок для туризма выходного дня

Характеристика Джонбот Мини-Бастер Неман-2 Афалина Радуга-39К Скат КСП-1 Морской дротик
Длина наибольшая, м 3,8 3,6 3,8 3,74 3,9 3,6 4 4
Ширина наибольшая, м 1,32 1,5 1,4 1,37 1,65 1,45 1,5 2,2
Высота борта, м 0,38 0,5 0,75 0,7 0,58 0,59 0,59 0,61
Масса, т 0,055 0,1 0,13 0,13 0,085 0,105 0,12 0,113
Пассажировме-
стимость, чел.
3 4 4 3 3 4 4 3
Допустимая мощность мотора, кВт (л. с.) 5,9(8) 11(15) 18,4(25) 18,4(25) 22(30) 18,4(25) 18,4(25) 29,4(40)

«Джонбот» (рис. 1.7) — лодка, получившая большое распространение за рубежом в качестве рыболовной. Прямоугольный в плане корпус обладает остойчивостью, достаточной при забрасывании удочки или спиннинга человеком, стоящим в лодке в полный рост.

Мотолодки. Мотолодки для туризма выходного дня

Скорость лодки с 8-сильным подвесным мотором при одном водителе составляет 35 км/ч, с 2 чел. — 25 км/ч. «Джонбот» пригоден для эксплуатации на волне высотой до 0,3 м. Плоское с продольными рейками днище позволяет подходить к отмелому берегу. В отличие от остроносой лодки «Джонбот», коснувшись грунта, не валится на борт, высадка людей через носовую оконечность не представляет обычных в таких случаях затруднений.

«Мини-Бастер» «Мини-Бастер» (рис. 1.8) — серийно выпускаемая финляндской фирмой «Фискарс» мотолодка. Корпус изготовлен из 2-миллиметрового листа легкого сплава, устойчивого против коррозии в морской воде. Конструкция исключительно проста и технологична. Шпангоутов нет. Их роль выполняют три банки и планшири-накладки по верхним кромкам носового и кормового транцев. Продольный набор заменяют гофры на днище и слом по бортам. Применены 2-скуловые «граненые» обводы. «Мини-Бастер» рассчитан на установку подвесного мотора мощностью от 3,7 до 11 кВт (от 5 до 15 л. с.). При собственной массе 100 кг лодка имеет грузоподъемность более 300 кг. Фирма выпускает также однотипную с «Мини-Бастер» 5-местную лодку «Бастер» массой 145 кг с мотором мощностью 11-14,7 кВт (15-20 л. с.) в вариантах прогулочно-рыболовном, патрульном и рабочей шлюпки. 5-6-местный «Ворк-Бастер» имеет усиленный корпус (масса 200 кг) и релинг по периметру палубы. На него устанавливается подвесной мотор мощностью 11-26 кВт (15-35 л. с.).

Лодки типа «Бастер» эксплуатируются и с водометными движителями, удобными для плавания на мелководных водоемах.

«Неман-2» (рис. 1.9) — серийная мотолодка, по вместительности, оборудованию и мореходности приближающаяся к уровню судов для дальнего туризма. Применение высоких бортовых комингсов позволило не только увеличить высоту борта с 530 до 750 мм, но и за счет отказа от бортовых потопчин сделать более просторным кокпит, его площадь (1,8х1,25) лишь немного меньше, чем на «Крыме», «Ладоге» и других лодках третьей группы.

Мотолодка «Неман-2» Для размещения багажа можно использовать рундук под кормовой банкой, пространства под носовой палубой и носовой банкой. Штампованные жесткие банки-сиденья свидетельствуют о том, что конструкторам пришлось жертвовать комфортом для уменьшения массы.

Корпус мотолодки имеет плоскокилеватые обводы с килеватостью на миделе 16, на транце 8°. Продольных реданов нет. Для предотвращения поперечного растекания потока за днище выпущена нижняя часть стрингера, на котором выполнен стык секций. Корпус штампованно-сварной конструкции выполнен из сплава АМг5; толщина об¬шивки днища 2 мм, бортов и палубы — 1,5 мм. Днище подкреплено продольными стрингерами, опирающимися на навесные флоры. Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными в носу под палубой и в корме в районе подмоторной ниши.

Значительная килеватость днища позволяет преодолевать волну до 0,5 м без существенного снижения скорости при умеренных ударных перегрузках. С 14-сильным подвесным мотором «Нептун-23» при полной нагрузке лодка развивает скорость до 40 км/ч. С неполной нагрузкой (2 чел.) ее можно эксплуатировать и с 12-сильным мотором, при этом достигается скорость 20-25 км/ч.

Мотолодка «Афалина» «Афалина» (рис. 1.10) — мотолодка повышенной мореходности, пригодная для дальних скоростных спортивных плаваний. Выпущена небольшой серией. Корпус имеет постоянный от миделя до транца угол килеватости (17°) и продольные реданы. Носовая палуба, продолженная бортовыми комингсами до кормы, уменьшает заливание и забрызгивание кокпита при ходе на волне. Предусмотрен тент.

Пластмассовый корпус состоит из двух секций, которые соединены по линии привального бруса болтами через отверстия во фланце. Снаружи соединение закрыто полиэтиленовым П-образным профилем. Жесткость безнаборного корпуса обеспечивается формой обводов, наличием палубы и вклеенного на уровне второго редана фанерного пайола. Секция корпуса выклеена из пяти слоев стеклоткани и слоя стеклосетки; толщина обшивки 3,5 мм. Палуба выполнена из трех слоев ткани и слоя сетки; ее толщина 2,5 мм.

В кокпите размерами 1,76х1,2 м установлены три жестких кресла из стеклопластика, однако оптимальный состав экипажа — 2 чел.

Непотопляемость обеспечена блоками пенопласта, закрепленными в носу под палубой, в районе подмоторной ниши и в комингсах кокпита. При высоте волны 0,5 м, до которой разрешена эксплуатация мотолодки, кокпит остается сухим, однако на полной скорости корпус испытывает значительные динамические нагрузки.

Максимальная скорость, которую «Афалина» развивает с мотором «Нептун», имея на борту 3 чел., составляет около 50 км/ч, и при уменьшенном до 280 мм шаге ГВ — 42 км/ч.

Недостаток «Афалины», как и всех лодок с повышенной килеватостыо днища, — валкость на стоянке. На ходу лодка достаточно остойчива. Даже при резкой перекладке руля она входит в поворот с незначительным внутренним креном.

«Радуга-39К» (рис. 1.11) — быстроходный 4-местный катамаран, спроектированный Ю. А. Зиминым. В конструкции отражены идеи, сформировавшиеся при проектировании и постройке гоночных судов этого типа. За рубежом гоночные катамараны получили признание в классах судов, у которых обводы не лимитируются, а мощность применяемых двигателей позволяет развивать скорость до 150 км/ч. Катамаран имеет высокую поперечную остойчивость, в то же время его корпус по сравнению даже с мотолодкой с V образными обводами создает гораздо меньшие перегрузки при ходе на волне.

Катамаран «Радуга-39К» На гоночных катамаранах культивируемого в нашей стране класса С с рабочим объемом двигателя до 500 см³ преимущества 2-корпусной схемы проявляются в меньшей мере, однако достигнутые на них результаты в соревнованиях позволяют сделать вывод, что суда этого типа и при ограниченной мощности можно использовать не только в качестве гоночных, но и для дальних спортивных плаваний.

Мотолодка строится в единичных экземплярах. Детали набора изготовляются из сосновых реек, обшивка из фанеры толщиной 4-6 мм. Прочность и жесткость корпуса обеспечиваются транцем и шестью шпангоутами, из которых первый и последний зашиты 2-миллиметровой фанерой и образуют глухие переборки. Настил палубы подкреплен продольными ребрами. Днище корпусов оклеивается до верхнего продольного редана стеклотканью.

Катамаран с подвесным мотором мощностью 22 кВт (30 л. с.) и стандартным 3-лопастным винтом с шагом 300 мм и полной нагрузкой может развивать скорость 40-50 км/ч. Для достижения более высоких скоростей при уменьшенной нагрузке требуется винт большего шага (300-380 мм).

Спроектированный как скоростное судно катамаран можно использовать и для выездов на рыбную ловлю (отсутствие валкости делает его вполне пригодным для этой цели) в тех случаях, когда за короткое время (выходные дни) необходимо пройти значительное расстояние.

Рис. 1.12. Тримаран «Скат» «Скат» (рис. 1.12) — тримаран, способный преодолевать значительное волнение (до 0,7 м) и обладающий достаточной статической остойчивостью. Проект, разработанный Д. А. Курбатовым, отвечает требованиям к лодкам для прогулок и рыбной ловли. Обводы днища выполнены по аналогии с получившими широкую известность судами типа «Бостонский китобой». На стоянке в лодку можно входить через борт, не опасаясь опрокинуть ее или залить водой. Тримаран обладает хорошей приемистостью и способен сохранять ходовые качества при увеличении нагрузки.

При серийной постройке лодка собирается из двух секций — корпуса и палубы, отформованных из стеклопластика. При индивидуальной постройке криволинейные поверхности задаются уложенными между шпангоутами блоками пенопласта. Пенопластовые блоки (при серийной постройке они также укладываются по днищу, в корме и в носу) обеспечивают тримарану непотопляемость — в аварийном состоянии он будет поддерживать на плаву всех четырех пассажиров. Для защиты от заливания на большой волне, особенно на тихом ходу, когда лодка не имеет обычного дифферента на корму, кокпит прикрыт волнорезом из оргстекла, окантованного трубчатым релингом. В корме корпус имеет самоотливную подмоторную нишу и закрыт палубой. Для оптимальной центровки при неполной нагрузке (1-2 чел.) сиденье рулевого смещено к миделю.

Спасательная лодка КСП-1 Спасательная лодка КСП-1 (рис. 1.13) — предназначена в основном для проведения спасательных операций и патрулирования. При относительно небольших размерениях и массе она обладает мореходными качествами и грузоподъемностью на уровне более крупных судов. Тримаранные обводы позволили получить начальную остойчивость, достаточную для подъема спасаемых людей через борт, и просторный кокпит, необходимый для оказания им первой помощи.

Корпус изготовлен из стеклопластика. Вдоль бортов с внутренней стороны приформованы листы пенопласта, благодаря чему залитая водой лодка может поддерживать на плаву весь экипаж и сохранять положение на ровный киль. Максимальная скорость с 25-сильным мотором и специально подобранным отполированным ГВ составляет: с одним водителем — 52 км/ч, с 2 чел. — 48 км/ч, при полной нагрузке — 44 км/ч.

Мотолодка «Морской дротик» «Морской дротик» (рис. 1.14) — мотолодка, выпускаемая английской фирмой «Нува». Основное назначение — прогулки, рыбная ловля, буксировка воднолыжников и обеспечение работы аквалангистов. Имеет высокие ходовые качества и остойчивость, некомфортабельна. Кокпит заменен сплошной палубой, огражденной комингсом, увеличивающим высоту борта до 0,9 м на миделе. Все оборудование, включая бензобак, размещено под палубой, где установлены также емкости плавучести, заполненные пенополиуретаном. На палубе предусмотрено только штатное место для водителя, пассажиры размещаются прямо на ее настиле. Корпус отформован из стеклопластика, палуба — фанерная.

Днище имеет сложную конфигурацию. По килевой линии проходит полого поднимающаяся к носу лыжа. По бортам от нее находятся реданы, два из которых идут до транца, а два других обрываются у миделя. На расстоянии 0,4 длины корпуса от носа начинаются продолженные до транца спонсоны. Своды туннелей за короткими реданами образуют у транца отгиб днища вниз. Такие обводы предотвращают стартовый дифферент на корму, благодаря чему обеспечивается быстрый выход на глиссирование. С увеличением скорости лодка идет на центральной гидролыже, что позволяет значительно снизить сопротивление воды. С 15-сильным мотором лодка буксирует воднолыжника со скоростью 45 км/ч (еще о «Морском дротике» см. здесь).

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте