Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Справочник по малотоннажному судостроению>>> Мотолодки. Мотолодки для дальнего туризма

Мотолодки. Мотолодки для дальнего туризма

1.1. Мотолодки
Мотолодки для дальнего туризма

Мотолодки для дальнего туризма (табл. 1.3). Увеличенный объем корпуса этих мотолодок по сравнению с судами предыдущей группы используется главным образом для размещения оборудования и снабжения, необходимых при продолжительных плаваниях. При грузоподъемности 400 кг и собственной массе мотолодки 150 кг для движения в глиссирующем режиме требуется мотор мощностью не менее 22 кВт (30 л. с.). Только в тех случаях, когда плавание совершается ограниченным экипажем, на лодках данных размерений может быть установлен мотор мощностью 18,4 кВт (25 л. с.).

Таблица 1.3. Характеристики мотолодок для дальнего туризма

Характеристика «Гамма» «Крым-М» «Лещ» «Акваджип» «Дельта» «Шторм»
Длина наибольшая, м 4 4,2 4,3 4,27 4,63 5
Ширина наибольшая, м 1,6 1,55 1,7 1,93 1,84 1,8
Высота борта, м 0,65 0,65 0,59 0,9 0,68 0,875
Масса, т 0,16 0,19 0,12 0,31 0,22 0,3
Пассажировместимость, чел. 4 5 4 6 5 6
Допустимая мощность подвесного мотора, кВт (л. с.) 36,8(50) 22(30) 18,4(25) 58,8(80) 44(60) 110,3(150)

По мореходности лодки этой группы значительно превосходят суда предыдущей. Они рассчитаны на плавания по озерам и водохранилищам с удалением от берега до 3 км. Лодки этой группы оборудованы тентом. Кроме дальних плаваний, их можно использовать для рыбной ловли, буксировки воднолыжников и др.

Мотолодки. Мотолодки для дальнего туризма «Гамма» (рис. 1.15) — выпущенная небольшой серией мотолодка. Проектировалась как судно для обслуживания водноспортивных соревнований, прежде всего по гребле. В ее характеристиках в связи с этим нашел отражение ряд специфических требований: малое волнообразование в пределах скоростей от 15 до 45 км/ч, хорошие приемистость и управляемость, позволяющие маневрировать на ограниченных акваториях. Вместе с тем по оборудованию, наличию мест для багажа она в полной мере подходит для туризма.

Корпус мотолодки имеет в носовой части тримаранные обводы, переходящие в килеватые с отгибом типа «крыла чайки» в корме. При движении в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами. Тримаранные обводы обеспечивают вместе с развалом бортов требуемую остойчивость на ходу и на стоянке.

Конструктивно лодка состоит из двух секций, отформованных из стеклопластика и склеенных между собой по бортовому фланцу. Толщина оболочки секции корпуса 3-4 мм, палубы 2-3 мм. Днищевой набор выполнен в виде стеклопластиковых коробчатых стрингеров, приформованных с помощью «мокрых» угольников.

Четыре кресла, состыкованные по два, установлены с расчетом на носовую центровку, предпочтительную для выбранных обводов. Между двумя парами кресел оставлен свободный проход вдоль всего кокпита. В разложенном виде кресла образуют два дивана. В основании кресел устроены рундуки общим объемом 0,32 м³. В подмоторной нише размещен стационарный топливный бак на 50 л, горловина которого выведена на палубу.

С 30-сильным мотором и одним водителем лодка развивает скорость 52,5 км/ч, с 2 чел. — 48 км/ч, с 3 чел. — 42 км/ч. Разгон до полной скорости занимает в зависимости от нагрузки от 4 до 10 с. Радиус циркуляции на малом ходу 3-4 м. На волне высотой 0,5 м кокпит остается сухим.

«Крым-M» (рис. 1.16) — модернизированная модель популярной серийной мотолодки (подробное описание см. здесь). Она отличается от прототипа повышенной прочностью корпуса. Оборудование в большей мере отвечает требованиям, предъявляемым к оборудованию судов для дальнего туризма. Смешанная система набора со стрингерами и шпангоутами заменена штампованными шпангоутами П-образного профиля. Материал — легкий сплав АМг5 повышенной коррозийной стойкости позволяет эксплуатировать лодку в морской воде. Толщина обшивки днища 2 мм, бортов и палубы 1,5 мм.

Мотолодка «Крым-М» Выпуклокилеватые обводы днища с умеренной килеватостью и скуловыми брызгоотбойниками обеспечивают высокое гидродинамическое качество. Скорость с мотором мощностью 22 кВт (30 л. с.) при полном водоизмещении составляет 38 км/ч.

В кокпите размерами 2,05х1,3 м установлены мягкие съемные сиденья с откидными спинками. Уложенные на пайолы сиденья образуют спальное место на 3 чел. За спинкой кормового сиденья оборудован багажник. Водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, не допускает проникновение в кокпит воды, загрязненной горючим. В моторном отсеке может храниться подвесной мотор «Вихрь», уложенный поперек лодки, и бензобак. В форпике оборудован багажник для походного снаряжения, а над ним — небольшой рундук с крышкой.

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными за кормовым сиденьем и в форпике. Полностью залитая водой лодка остается на плаву и в положении на ровный киль.

Ветровое стекло с бортовыми щитками защищает кокпит от забрызгивания. Предусмотрен тент, устанавливаемый наглухо или с открытыми боковинами.

Мотолодка «Лещ» «Лещ» (рис. 1.17) — мотолодка, проект которой разработан Д. А. Курбатовым.

Предусмотрена ее постройка в двух вариантах: рыболовно-туристском и чисто рыболовном. В обоих случаях она пригодна для эксплуатации на озерах и водохранилищах, хотя ее обводы и не рассчитаны на длительное плавание на волнении более 0,25 м, так как малокилеватое днище (12° на миделе, 7° на транце) будет испытывать сильные удары. Основное внимание обращено на обеспечение остойчивости, что достигается благодаря большой площади ватерлинии. Подъем линии борта в носу и большой развал бортов у форштевня предотвращают заливание лодки волной на якорной стоянке. При неполной нагрузке лодка глиссирует на участке днища шириной 1,1 м — между продольными реданами, выполненными как излом обшивки, что позволяет в этом случае форсировать скорость. Непотопляемость «Леща» обеспечивается пенопластом, закрепленным по бортам под планширем. В аварийных случаях он будет не только поддерживать лодку на плаву, но и позволит сохранить остойчивость. Пассажиры при этом могут оставаться в кокпите и подгребать к берегу.

В смешанном рыболовно-туристском варианте предусмотрены две продольные банки-рундуки в носовой части кокпита, которые могут использоваться в качестве спальных мест. Над ними устанавливается тент. В чисто рыболовном варианте носовая часть оставлена свободной, здесь установлено одно кресло, пайол поднят немного выше ватерлинии, кокпит сделан самоотливным. Подвесной мотор размещен в колодце, что уменьшает опасность его заливания водой на якорной стоянке и исключает зацепление рыболовных снастей за его подводную часть. Предусмотрен кормовой рундук под банками.

С 12-сильным мотором «Лещ» развивает скорость 20 км/ч. Более мощные моторы устанавливают, если к месту рыбной ловли нужно идти против сильного течения. С 30-сильным мотором при шаге ГВ 320 мм лодка, имеющая на борту 2 чел., запас топлива и снаряжение, разовьет скорость 50 км/ч.

Проект рассчитан на индивидуальную постройку, изготовление набора из дерева, а обшивки из фанеры. Носовая оконечность имеет двойную диагональную обшивку из поставленных крест-накрест полос 2-3 миллиметровой фанеры. Снаружи корпус оклеивается стеклотканью. При серийном производстве корпус может быть выклеен из стеклопластика после незначительной с учетом технологии доводки обводов. Масса стеклопластикового варианта несколько больше.

«Акваджип» (рис. 1.18) — катамаран, серийно выпускаемый английской фирмой «Чартермарк». Многоцелевое судно применяется как для туризма, так и в качестве служебного. Лодка пригодна для эксплуатации с подвесными моторами мощностью от 5,5 до 58,8 кВт (от 7,5 до 80 л. с.). С моторами мощностью менее 22 кВт (30 л. с.) катамаран эксплуатируется в водоизмещающем и переходном режимах и используется для рыбной ловли или в качестве рабочей лодки. С 30-сильным мотором «Акваджип» глиссирует со скоростью 32 км/ч и наиболее подходит для многодневных походов. При максимальной мощности моторов лодка развивает скорость более 50 км/ч и используется в качестве спасательного или патрульного судна.

Мотолодка «Акваджип» Корпуса «Акваджипа» имеют характерную для моторных катамаранов асимметричную в поперечном сечении форму с плоскими внутренними и выпуклыми наружными бортами. Кроме двух пар продольных реданов, в носовой части каждого корпуса отформовано по два широких брызгоотбойника. В сочетании с килеватостью туннеля в носовой части это обеспечивает хорошую всхожесть на волну. Просторный (3,15 м²) кокпит спланирован так, что в нем могут разместиться до 8 чел., хотя обычно в лодку садятся не более шестерых. Подмоторная ниша отгорожена от кокпита внутренним транцем, доходящим по высоте до продольных комингсов кокпита. Под сиденьями размещены рундуки. В корме предусмотрено штатное место для двух вкладных топливных баков емкостью по 23 л.

Корпус выклеен из стеклопластика. Во флоры, транцы, настил палубы, кницы заформована для жесткости фанера. Кокпит и рундуки выполнены самоосушающимися. Непотопляемость обеспечена самовспенивающимся заполнителем, введенным между оболочками корпуса и палубы, под дно кокпита.

Мотолодка «Дельта» «Дельта» (рис. 1.19) — мотолодка, предназначавшаяся для обеспечения соревнований по водным видам спорта, но в полной мере отвечающая требованиям, предъявляемым к судам для дальнего туризма. Днище умеренно-килеватое (12° на транце). Горизонтальная площадка по скуле в носовой части работает как брызгоотбойник, а в корме, где ее ширина увеличена до 100 мм, обеспечивает повышение гидродинамического качества при разгоне и динамическую остойчивость при маневрировании. На днище по батоксам отформованы продольные реданы — по три на борт.

Конструктивно судно состоит из трех частей: корпуса, палубы и внутренней секции, которая заменяет набор и служит основой для монтажа оборудования. Все части отформованы из стеклопластика. Толщина обшивки на днище — 4-5 мм, на палубе и внутренней секции — 2-3 мм.

Для увеличения полезной площади кокпита палуба не имеет бортовых потопчин. Два носовых кресла и трехместный кормовой диван легко переоборудуются в спальные места благодаря большой длине кокпита (2,1 м). В основаниях кресел устроены рундуки, а под диваном размещен топливный бак на 100 л с выведенной на палубу горловиной.

Со спаренными моторами «Нептун-23» скорость составила с одним водителем 48,2 км/ч, с экипажем из 5 чел. — 43,2 км/ч (с двумя «Вихрями-30» соответственно 50,5 и 45,5 км/ч). Ударные нагрузки при полной скорости становятся ощутимыми при волне 0,6 м. Кокпит при этом не забрызгивается.

Лодка имеет высокую начальную остойчивость; при скоплении 5 чел. на одном борту привальный брус не погружается в воду.

«Шторм» (рис. 1.20) — тримаран, спроектированный В. Л. и А. Л. Богдановыми как многоцелевое судно. Благодаря высокой остойчивости, хорошей мореходности и просторному (6 м) кокпиту особенно удобен для спортивной рыбной ловли, работы с аквалангистами, обслуживания водноспортивных соревнований.

Тримаран «Шторм» Конструкция позволяет эксплуатировать ее с подвесными моторами в широком диапазоне мощностей — от 14,7 до 110,3 кВт (от 20 до 150 л. с.). Не исключена возможность установки стационарного двигателя. С 20-сильным мотором тримаран выходит на глиссирование с 3-4 чел. на борту, а при двух 20-сильных — с 6-7 пассажирами. Обводы с повышенной килеватостью позволяют поддерживать полную скорость на волне высотой до 1,25 м. На скорости 40-45 км/ч начинает проявляться эффект от уменьшения смоченной поверхности в результате возникновения воздушной каверны за поперечным реданом. Высокий борт, слом при переходе его в спонсон и сам спонсон надежно защищают кокпит от забрызгивания.

Отсутствие носовой палубы позволило выделить перед постом рулевого участок кокпита площадью 1,5 м². При непродолжительных прогулках здесь оборудуются дополнительные пассажирские места, а в туристском плавании размещается багаж. В основной части кокпита установлены четыре кресла, по два спинка к спинке, и кормовой диван. Сиденья легко переоборудуются в спальные места.

Конструкция лодки разработана для индивидуальной постройки с использованием в качестве основных материалов водостойкой фанеры и сосновых реек. Снаружи корпус оклеивается стеклотканью.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте