Главная>>> Справочник по малотоннажному судостроению>>> Мотолодки. Микромотолодки

Мотолодки. Микромотолодки

1.1. Мотолодки

Мотолодки — наиболее распространенный тип малотоннажных судов, выпускаются большими сериями и находят разнообразное применение. По назначению, размерениям, способам транспортировки и хранения их можно разделить на четыре рассматриваемые ниже группы.

Микромотолодки

Микромотолодки (табл. 1.1). Большая часть микромотолодок проектируется так, чтобы их можно было перевозить на крыше автомобиля (лодки-картоп). В соответствии с этим устанавливаются основные предельные размерения, так как правилами дорожного движения не разрешается перевозить на крыше машины багаж, выходящий за ее габариты по длине не более чем на 0,5 м. Поставленная на крышевой багажник микромотолодка, кроме того, не должна нависать над лобовым стеклом, иначе она будет мешать водителю видеть сигналы светофора. Поэтому для перевозки вверх килем пригодны лодки длиной не более 2,5-2,6 м, при перевозке килем вниз, когда обзор водителю ухудшается в меньшей степени, — длиной до 3 м. В случае установки дополнительной поддерживающей стойки на заднем бампере автомобиля к перевозке допускаются лодки длиной 3,4 м. Длина байдарок ограничивается 4 м. Ширина лодок практически не лимитируется, так как она может быть заведомо большей, чем допускаемая по соотношению размерений корпуса. Высота борта, чтобы не слишком ухудшить аэродинамику автомобиля, как правило, ограничивается значениями, которые, согласно ГОСТ 19105-79, допускают эксплуатацию судна при высоте волны в пределах 0,5 м. Масса ограничивается 60 кг.

Таблица 1.1. Характеристики микромотолодок

Характеристика Трехточка «Онега» «Дункан» Морские сани «Вега» «Пчелка»
Длина наибольшая, м 2 2,63 2,7 2,8 2,75 2,9
Ширина наибольшая, м 1 1,3 1,55 1,25 1,28 1,25
Высота борта, м 0,325 0,4 0,5 0,52 0,52 0,4
Масса, кг 20 60 55 45 60 80
Пассажировместимость, чел. 2 3 3 2 2 2
Допустимая мощность мотора, кВт (л. с.) 1,5 (2) 3,7 (5) 18,4 (25) 8,8 (12) 18,4 (25) 8,8 (12)

Большинство микромотолодок рассчитываются для движения на веслах, некоторые из них приспособлены и для плавания под парусом. На судах этой группы устанавливается минимально необходимое оборудование. Большинство из них не имеют палубы.

Мотолодки. Микромотолодки Мотолодка-трехточка (рис 1.1) имеет обводы днища с туннелем в диаметральной плоскости (ДП) и поперечным реданом, близкие к применяемым на гоночных скутерах. На полном ходу лодка глиссирует на трех точках — бортовых спонсонах и подпорном клине, образованном отгибом днища туннеля в корме. Для облегчения выхода на режим глиссирования опорная площадь спонсонов увеличена благодаря установке бортовых пластин.

Проект лодки разработан Г. В. Махоткиным для любительской постройки. Благодаря высокому гидродинамическому качеству и малой массе она развивает с одним водителем скорость 22-25 км/ч. Выполнена из листов фанеры толщиной 4 мм и сосновых реек; бортовые гидродинамические пластины — из дюралюминия.

Экипаж размещается на двух низких банках, которые можно перемещать вдоль кокпита для обеспечения оптимального дифферента.

«Онега» (рис. 1.2) — серийная лодка, удовлетворяющая требованиям к судам, которые можно перевозить на крыше легкового автомобиля (подробнее о лодке см. здесь). Лодку с подвесным мотором используют для прогулок, рыбной ловли и охоты на реках и в прибрежных зонах озер при высоте волны до 0,25 м. Трехкилевые обводы и относительно большая ширина стеклопластикового корпуса, состоящего из наружной и внутренней оболочек толщиной 2,2 мм, склеенных между собой по фланцам, создают высокую поперечную остойчивость. Жесткость конструкции обеспечивается гофрами и уступами, а также пенопластовыми блоками, уложенными между оболочками и создающими необходимый запас плавучести. Полностью затопленная лодка остается на плаву, поддерживая при этом 3 чел., находящихся в воде.

Мотолодка «Онега» Лодка оборудована сланями и поперечной банкой, которую можно установить в одно из трех положений по длине корпуса для получения оптимального дифферента. Рекомендованный 2-сильный подвесной мотор не обеспечивает движения лодки с полным грузом против сильного течения или свежего ветра. С подвесным мотором мощностью 3,7 кВт (5 л. с.) и с полной нагрузкой «Онега» развивает скорость 8 км/ч, а с гребным винтом уменьшенного диаметра и 1 чел. на борту глиссирует со скоростью до 25 км/ч.

На штатных веслах-гребках при оптимальной дифферентовке лодка с полной нагрузкой идет со скоростью 3,5 км/ч. Складные весла позволяют добиться большей скорости.

На «Онеге» при слабом ветре на спокойной воде возможна установка подвесного паруса площадью 3,5 м². На волне 0,25 м при небольшом крене из-за отсутствия седловатости и подъема борта в носу наблюдается сильное забрызгивание кокпита. Обводы корпуса с погруженным транцем не позволяют лодке под парусом развивать скорость, доступную для швертботов.

Катамаран «Дункан» Катамаран «Дункан» (рис. 1.3), проект которого разработан Б. Е. Синильщиковым, по размерениям и массе полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к лодкам-картоп, и представляет собой судно универсального назначения, рассчитанное на использование подвесных моторов в широком диапазоне мощностей, установку парусного вооружения и плавания на веслах. Катамаранная форма корпуса обеспечивает высокую остойчивость, а размещение пассажиров на продольной банке, образованной соединяющим корпуса мостом, позволяет в зависимости от условии плавания в широких пределах менять продольную центровку.

Катамаран устойчив на курсе, способен преодолевать волну высотой до 0,5 м. Благодаря высокой остойчивости он удобен для ловли рыбы, а с подвесным мотором мощностью 14,7 кВт (20 л. с.) может быть использован для буксировки воднолыжника. Стеклопластиковый корпус лодки имеет толщину 1,5-2,5 мм. Жесткость днища обеспечивается заданной кривизной обводов, продольными реданами и самовспенивающимся пенопластом, заполняющим пространство под сланью, под носовой и кормовой палубами, что делает лодку непотопляемой.

«Сани Фокса» Картоп — «сани Фокса» (рис. 1.4) — лодка, основное назначение которой рыбная ловля в удалении до 50-100 км от места стоянки. Для компенсации недостаточной высоты надводного борта применены съемные комингсы высотой 0,14 м, установленные вдоль бортов и по носовой оконечности. Оборудование включает передвижное кресло и носовой багажник, который используется также как сиденье.

Высокое гидродинамическое качество корпуса позволяет лодке с 12-сильным подвесным мотором и 2 чел. на борту развивать скорость 30 км/ч. Для улучшения выхода на глиссирование и снижения ходового дифферента до 2-3° на лодке установлены транцевые плиты, являющиеся продолжением лыж. Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, укрепленными вдоль бортов.

Лодка спроектирована М. К. Качеевым в расчет на индивидуальную постройку, в качестве основных материалов рекомендованы фанера и сосновые рейки.

Тримаран «Вега» Тримаран «Вега» (рис. 1.5) — мотолодка с высокими мореходными качествами и уровнем комфорта. Корпус имеет тримаранные обводы с углом килеватости на транце 16° и продольным реданом, проходящим до 5-го шп. Спонсоны отделены по высоте от борта брызгоотбойниками. Острые ватерлинии спонсонов в носу не препятствуют плавному прохождению волны высотой 0,3-0,4 м, а плоские участки в кормовой части способствуют быстрому выходу на глиссирование. Лодка имеет незначительный крен на циркуляции и при ходе на косой волне. Благодаря тримаранным обводам удалось получить достаточно просторный для 2 чел. кокпит (1,6х1,1 м) и, кроме того, предусмотреть носовой багажник, объем которого увеличен за счет невысокой, вписывающейся в общий силуэт лодки, надстройки с ветровым стеклом.

Топливный бак между 3-м и 4-м шп. наполовину утапливается под пайол, опираясь на его обрешетник своей отбортовкой. В кокпите установлены два мягких сиденья.

С подвесным мотором мощностью 14,7 кВт (20 л. с.) и 2 чел. на борту лодка развивает скорость 45 км/ч, а с одним водителем — до 50 км/ч.

«Вега» спроектирована В. А. Мосоловым для индивидуальной постройки. Набор ее выполнен из сосновых реек, обшивка — из фанеры толщиной 4 мм.

Мотолодка «Пчелка» «Пчелка» (рис. 1.6) — лодка с подвесным мотором мощностью 8,8 кВт (12 л. с.) и плоскокилеватыми обводами, позволяющими ей развивать скорость с одним водителем до 39 км/ч, с двумя — до 34 км/ч. Отформованные из стеклопластика корпус и палуба склеиваются по фланцу, который затем закрывается алюминиевым профилем. Днище усилено коробчатым пенопластовым стрингером, одновременно выполняющим роль блока плавучести. Дополнительные пенопластовые блоки установлены под носовой палубой и в корме. Полностью затопленная лодка остается на плаву, поддерживая 3 чел., находящихся в воде.

В мотолодке установлены два мягких сиденья и откидывающийся столик, служащий также переборкой между кокпитом и моторным отсеком. «Пчелке» разрешён выход на воду при высоте волны до 0,5 м. Масса мотолодки, построенной на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения, превосходит установленные для картопов пределы, однако за счет отказа от некоторых элементов оборудования она может быть снижена до 55 кг.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное