Главная>>> Справочник по малотоннажному судостроению>>> Мотолодки. Каютные мотолодки

Мотолодки. Каютные мотолодки

1.1. Мотолодки
Каютные мотолодки

Каютные мотолодки (табл. 1.4). По условиям обитаемости в этой группе можно выделить лодки с изолированной каютой, позволяющей обеспечить наибольший уровень комфорта, и с рубкой-убежищем, в которой можно укрыться от непогоды, но полноценные условия для ночлега обеспечиваются только после установки тента. При ограниченных размерениях второй вариант имеет то преимущество, что допускает перепланировку всего внутреннего объема корпуса в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

По мореходности эта группа судов находится на уровне открытых мотолодок для дальнего туризма, однако благодаря большей высоте борта они могут эксплуатироваться в более тяжелых погодных условиях.

Получить возможность выхода на глиссирование при полном водоизмещении 1 т обычно удается только при установке моторов суммарной мощностью более 36,8 кВт (50 л. с), поэтому при выборе обводов судов этой группы обращается внимание на возможность эксплуатации их в переходном режиме.

Таблица 1.4. Характеристики каютных мотолодок

Характеристика «Арго» «Сарепта» «Ладога-2» «Москва-2» «Белуха»
Длина наибольшая, м 4,36 4,6 4,65 5,11 4,8
Ширина наибольшая, м 1,8 1,6 1,95 1,98 1,8
Высота борта, м 0,78 0,65 0,88 0,86 0,77
Масса, т 0,24 0,24 0,4 0,39 0,24
Грузоподъемность, кг 500 450 400 400 450
Пассажировместимость, чел. 4 6 5 4 6
Мощность подвесного мотора, кВт (л. с.) 18,4 (25) 36,8 (50) 44 (60) 44 (60) 18,4 (25)

Мотолодки. Каютные мотолодки «Арго» (рис. 1.21) — судно небольших размерений с повышенной обитаемостью. Проект разработан В. Б. Осипчуком (см. здесь). Основной объем корпуса занят носовой рубкой с двумя постоянными спальными местами и столиком, за которым размещается до 4 чел. В кокпите, несмотря на его небольшие размеры (длина 1,2 м), может одновременно находиться весь экипаж: двое на откидных креслах в носу (одно водительское) и двое на кормовом диване. На ночь здесь при необходимости оборудуются два спальных места под тентом.

Высокая удельная нагрузка (30 кг/л. с.) обусловила применение обводов с малой килеватостью днища и плавным подъемом килевой линии к транцу. Предусмотрена установка регулируемых транцевых плит, что дает возможность регулировать ходовой дифферент при различных вариантах нагрузки. С полным экипажем «Арго» развивает скорость около 20 км/ч, с уменьшенной до 250 кг нагрузкой — до 30 км/ч. На полном ходу при волне до 1 м лодка испытывает сильные удары в днище, как и всякое судно с малой килеватостью. Конструкция «Арго» рассчитана на индивидуальную постройку с использованием в качестве основных материалов сосновых реек и фанеры. Снаружи корпус оклеивается двумя слоями стеклоткани. Толщина обшивки при этом уменьшается с 5 до 4 мм.

«Сарепта» (рис. 1.22) — серийная мотолодка, оборудованная сдвижной съемной рубкой-убежищем, эксплуатируется в различных вариантах (подробное описание мотолодки см. здесь). В просторном, не разгороженном переборкой кокпите установлены шесть сидений, которые трансформируются в три спальных места. Открытая часть кокпита закрывается при этом тентом. В таком варианте с экипажем 3 чел. мотолодка по условиям обитаемости и количеству снабжения пригодна для длительных туристских плаваний. Сдвинув рубку в корму, при плохой видимости и на волнении можно управлять лодкой стоя, что бывает необходимо при шлюзовании. Со снятой рубкой лодка может использоваться для прогулок, буксировки воднолыжников.

Мотолодка «Сарепта» Пост управления расположен у лобового панорамного стекла. В корму от него и второго носового сиденья размещены бортовые диваны-рундуки. У переборки подмоторной ниши под поперечным диваном предусмотрен отсек для бензобака. Имеется и носовой багажник с люком на палубе. Для хранения инструментов и мелких предметов служат четыре шкафчика-ниши в планширях и приборной доске.

Тримаранные обводы обеспечивают повышенную остойчивость. Лодке разрешен выход в водохранилища и морские заливы при высоте волны до 0,75 м. С моторами суммарной мощностью 36,8 кВт (50 л. с.) «Сарепта» развивает скорость до 50 км/ч. С 20-сильным мотором и одним водителем скорость составляет 38 км/ч, с 4 чел. — 28 км/ч.

Обшивка лодки изготовлена из листов легкого сплава толщиной 2 мм на днище и 1,5 мм на палубе и бортах. Продольный набор предусмотрен только на днище, в остальных местах его заменяют выштампованные гофры.

Мотолодка «Ладога-2» «Ладога-2» (рис. 1.23) — серийное многоцелевое судно (подробнее о мотолодке «Ладога-2» см. на этой странице). Тримаранные обводы лодки рассчитаны на эксплуатацию в режиме глиссирования. С полной нагрузкой, имея на борту 8 чел., она при установке двух 30-сильных моторов развивает скорость более 30 км/ч и может использоваться для прогулок и выходов на рыбную ловлю. Та же скорость достижима с одним 30-сильным мотором при экипаже 2 чел. В таком варианте лодка пригодна для двух-, трехнедельных плаваний. Максимальная скорость при нагрузке 200 кг составляет с одним 30-сильным мотором — 36 км/ч, с двумя — 52 км/ч. В рубке-убежище на продольных рундуках-диванах могут разместиться 4 чел. На ночлег средний проход закрывается диванными подушками, и здесь образуется спальное место для троих. В кормовой части открытого кокпита установлен трехместный диван, под которым находится багажник, используемый на стоянке для хранения подвесных моторов.

Повышенная килеватость днища способствует мягкому ходу на волне. В то же время благодаря спонсонам в носовой половине корпуса обеспечивается высокая статическая остойчивость: на стоянке 2 чел., стоя на борту, закренивают лодку в пределах 20-23°. Для облегчения выхода на глиссирование и устойчивое движение при большой нагрузке по всей длине скулы предусмотрен широкий уступ-брызгоотбойник. На бортах в кормовой половине корпуса отформован слом, на днище — по одному продольному редану с обеих сторон от киля.

Корпус отформован из стеклопластика. Толщина днища и транца 4 мм, бортов 3 мм. Для обеспечения прочности на случай удара о препятствие обшивка усилена в районе ДП и килей спонсонов двумя дополнительными слоями стеклоткани, в носу между 1-ми 3-м шп. — шестью слоями. Набор состоит из двух днищевых стрингеров и нескольких шпангоутов из сосновых реек, оклеенных стеклопластиком. Между обшивкой корпуса и секцией внутреннего дна вклеены блоки плавучести из пенопласта, благодаря которым полностью залитая водой лодка остается на плаву. Соединение секций корпуса и палубы-рубки выполнено на фланцах по привальному брусу и закрыто снаружи полиэтиленовым профилем.

«Москва-2» (рис. 1.24) — самая крупная из серийных отечественных мотолодок для туризма. По оборудованию и мореходности рассчитана на продолжительное плавание с выходом в прибрежные зоны морей и крупных водохранилищ (подробное описание мотолодки здесь). Основной режим движения — глиссирование со скоростью свыше 30 км/ч, для чего необходима мощность не менее 26 кВт (35 л. с.).

Мотолодка «Москва-2» Обводы днища типа моногедрон с углом килеватости 14° позволяют преодолевать волны высотой до 1 м, однако на стоянке лодка проявляет валкость. Обшивка корпуса, рубка, переборки изготовлены из легкого сплава АМг5М. Толщина обшивки днища 2 мм, палубы и рубки 1,5 мм.

Непотопляемость лодки обеспечена блоками плавучести, закрепленными с внутренней стороны палубы. При затоплении всех отсеков лодка остается на плаву, на ровном киле и может удерживать находящихся в воде людей.

По длине корпус разбит на три отсека: форпик, каюту и кокпит. В каюте предусмотрены мягкие диваны и столик. При устройстве на ночлег столик убирается в рундук, в проход укладываются подушки кормового дивана из кокпита и таким образом оборудуется спальное место для 3-4 чел.

В крыше рубки имеется люк, через который обеспечивается нормальная вентиляция помещения. Люк в переборке форпика позволяет использовать этот отсек в качестве багажника. В кокпите размещаются два складных кресла, пульт управления и кормовой диван. Здесь могут расположиться на ночлег 2 чел. на надувных матрасах; кресла при этом убираются в бортовые ниши. В случае непогоды кокпит закрывается тентом.

Мотолодка «Белуха» «Белуха» (рис. 1.25) — мотолодка, в проекте которой нашли отражение черты судов народной постройки, а также мореходных лодок, строящихся в скандинавских странах. Проект разработан Д. А. Курбатовым. Обводы мотолодки рассчитаны на переходный режим движения в диапазоне скоростей 12-30 км/ч. На «Белухе» допускается установка практически всех выпускаемых в стране подвесных моторов, но предпочтителен «Ветерок-12» с удлиненным дейдвудом.

Благодаря высокому надводному борту в носу (0,7 м) лодка легко всходит на крутую волну. Носовая палуба и рубка-убежище прикрывают кокпит от заливания и брызг. Киль-стабилиэатор облегчает управление при ходе под углом к волне, а также защищает днище и мотор от ударов при подходе к отмелому берегу.

В рубке установлены два дивана, служащие и спальными местами. Еще два спальных места могут быть устроены в кокпите, который в случае непогоды закрывается тентом.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное